«Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Автор: Морозова Наталья Анатольевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 23.04.2019
Статья просмотрена: 957 раз
Библиографическое описание:
Морозова, Н. А. «Волшебные пуговицы» в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / Н. А. Морозова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 3 (23). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/127/4145/ (дата обращения: 16.11.2024).
Каждый детский психолог знает: чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным, чтобы его удивить. Дети с огромным удовольствием приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы эффективно работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. В руках мастера это может быть любой предмет. В моем случае, этим предметом стала обыкновенная пуговица. Или точнее пуговицы, самые различные по величине, цвету и форме.
Очень широко используются пуговицы педагогами и психологами в работе с дошкольниками. И действительно, переоценить значимость развития мелкой моторики у детей 3–6 лет невозможно. От неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благоприятная социализация ребенка.
Рис. 1. Волшебные пуговицы и «волшебники»
С воспитанниками дошкольного возраста активно применяю следующие игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук и усидчивости, снятию эмоционального напряжения:
«Сортировка» пуговиц по цвету, размеру, величине.
«Найди пару»: детям нужно подобрать пары одинаковых пуговиц.
«Продолжи ряд»: психолог начинает строить цепочку из разных пуговиц, ребенку необходимо продолжить ряд, соблюдая последовательность.
«Собери ожерелье» нанизывать пуговицы на нить или леску.
«С пальчика на пальчик»: суть игры в том, чтобы переместить на свой палец пуговицу, находящуюся на подушечке пальца другого игрока.
С целью стимуляции деятельности детей можно устраивать между игроками соревнование на скорость выполнения задания.
Работа с пуговицами оказывает удивительное релаксационное воздействие на организм ребёнка. Воспитанники с удовольствием делают «пуговичный массаж» благодаря которому активизируется так называемый «мануальный интеллект», находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Дети опускают руки в коробку с большим количеством пуговиц:
– поводят ладонями по поверхности;
– захватывают пуговицы в кулаки, чуть приподнимают и разжимают кулаки;
– погружают руки глубоко в «пуговичное море» и «плавают» в нем;
– трут пуговицы между ладонями;
– пересыпают их из ладошки в ладошку;
Особенностью своей работы пуговицами, считаю их использование со всеми возрастными категориями: не только с дошкольниками, но и с младшими школьниками, подростками и даже взрослыми.
С воспитанниками младшего школьного возраста применяю игры с пуговицами, способствующие овладению счётом, формирующие тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию, точность движений и внимание, математическое мышление. Упражняясь с пуговицами, младший школьник развивает усидчивость и произвольность психических процессов.
Применение пуговиц в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний; развитие произвольности и способности к саморегуляции; уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
Работаю с детьми как индивидуально, так и в подгруппах. Применяю пуговицы на занятиях по формированию позитивных братско-сестринских отношений, способствуя сплочению детей-сиблингов. Игры позволяют выявить тип взаимодействия детей, сотрудничество, лидерство.
Вашему вниманию предлагаю подборку интересных игр для подгрупп с использованием пуговиц:
«У кого выше башня»: игра рассчитана на несколько человек, и для неё потребуются плоские пуговицы. Игроки по очереди кладут друг на дружку пуговицы. Кто разрушил башню, тот проиграл.
«Кто быстрее»: эта игра на внимательность и подходит для игры компанией. На стол высыпается много пуговиц, а ведущий дает задания, например, «Ищем самую большую пуговицу (или самую маленькую)», «Ищем пуговицу в виде цветочка».
«Чет-нечет» игра рассчитана на несколько человек, каждый из игроков зажимает в кулаке несколько пуговиц (используются мелкие пуговицы), и спрашивает у другого «Чет или нечет? (четное ли их количество он держит или нечетное)». Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает его пуговицы, если же неправильно, то проигрывает, и пуговицы остаются у первого игрока. В конце игры подсчитываются пуговицы у всех игроков, победителем становится игрок с наибольшим количеством пуговиц.
Большое разнообразие пуговиц позволяет мне использовать их для различных коррекционных и развивающих игр, а также для проведения диагностики.
Рисунок из пуговиц дает возможность проводить диагностику состояния эмоциональной сферы, детско-родительских отношений.
Рис. 2. Рисунок «Моя семья»
Детский рисунок — это великолепный способ узнать ребёнка «изнутри», его душу. В детском рисунке доминирует бессознательный фактор. Рисунок — не предмет сам по себе, а представления ребёнка о предмете. Чаще ребята отказываются рисовать привычными средствами: карандашами, фломастерами, красками, ссылаясь на то, что «Я не умею рисовать». На предложение «Нарисуй с помощью пуговиц, ты ведь никогда не рисовал ими» дети заинтересовываются и с большим удовольствием используют их в рисовании.
Существует масса приемов, в работе с пуговицами, позволяющих решить внутренние проблемы. Вот некоторые из них:
- Работа со страхом. При работе с ребенком попросить его нарисовать свой страх. Чтобы пугающее обернулось обратной стороной, его нужно сделать смешным и забавным.
Например, работая с воспитанницей по установлению контакта с кандидатом в приемные родители на помощь пришли «волшебные пуговицы». Девочка, занимаясь с пуговицами нарисовала ими паука, вокруг цветы, дом и деревья. И сказала: «Только паука я боюсь…» Внутренняя борьба — желание ребенка пойти в приемную семью и страх. В ходе терапевтической работы с педагогом-психологом девочка дорисовала розовые крылышки, и пугающий ранее паук стал не страшен. Воспитанница с улыбкой произнесла: «Он же веселый стал!»
- Упражнение под названием «Каляки-маляки». Воспитаннику предлагается нарисовать пуговицами бессмыслицу, а затем внимательно ее рассмотреть и выделить осмысленный образ, обвести его, дорисовать, а после описать рисунок.
В рисунках стоит обращать внимание на цвет, выбор цвета индивидуален для каждого ребенка. Рисование пуговицами дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне; помогает понять собственные чувства и переживания; содействует повышению самооценки; помогает в развитии творческих способностей.
Специфика работы педагога-психолога в социальном учреждении подтолкнула меня использовать пуговицы для совместной деятельности кандидатов в приемные родители, опекунов с воспитанниками. При знакомстве, первой встрече с ребенком важно наладить контакт, но так бывает, что дети смущаются, ведут себя неуверенно. Впервые использовала пуговицы в работе по установлению эмоционального контакта детей и взрослых, и результат был удивительный! Игры, совместный рисунок, замечательным образом помогли раскрепоститься, снять внутреннее напряжение. И вот уже все весело смеются, чувствуют себя комфортно. Пуговицы являются доступным и эффективным инструментом для формирования гармоничных детско-родительских отношений, снятия эмоционального напряжения, а также приятного и полезного времяпровождения. Пуговичка является удивительным мостиком в отношениях людей.
Рис. 3. Совместная деятельность кандидатов в приемные родители с воспитанниками
Необходимо помнить, что все занятия с пуговицами должны проходить под контролем взрослых!
Не перестаю удивляться: «Всё гениальное просто!» применение пуговиц открыло передо мной — удивительный мир разнообразных идей и возможностей. Пуговицы стали моими большими помощниками в работе.