Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство»
Авторы: Племянникова Ольга Николаевна, Булдович Оксана Олеговна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 688 раз
Библиографическое описание:
Племянникова, О. Н. Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мини-музей «Блокадное детство» / О. Н. Племянникова, О. О. Булдович. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3916/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: дать представление о тяжелых и героических днях блокады города на Неве — Ленинграде; воспитывать патриотизм и уважение к истории своей страны.
Программные задачи:
– Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
– Расширять знания детей о героизме людей, переживших блокаду.
– Закрепить навыки речевой и продуктивной деятельности на патриотическом материале.
– Развивать активный и пассивный словарь.
– Воспитывать чувство благодарности и уважения к защитникам города Ленинграда.
– Продолжать воспитывать у детей умение сочувствовать, сопереживать, желание быть вежливыми, воспитанными, совершать добрые поступки.
Оборудование иматериалы: фотографии, карты продвижения немецких войск, бидон, посуда времен войны, 125 грамм хлеба, декорация комнаты в блокадном Ленинграде, старый чемодан, ель, украшенная игрушками старыми и сделанными своими руками, декорация «Дороги жизни», грузовик с мандаринами.
Предварительная работа:
– Оформление экспозиции посвященной Блокаде Ленинграда.
– Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города.
– Чтение художественных произведений по теме.
– Прослушивание песен и музыки военных лет.
– Чтение и разучивание с детьми стихов о блокадном городе.
Ход:
Мотивационно— ориентировочный этап.
Педагог:
— Ребята, сейчас мы с вами посетим мини-музей старшей группы № 4 «Ежата», который посвящен 75 годовщине снятия блокады Ленинграда. Экскурсию для вас проведут воспитанники этой группы.
1 ребенок- экскурсовод:
— Здравствуйте, ребята! Мы пригласили вас в мини-музей «Блокадное детство» и хотим рассказать об одном важном для нашей страны историческом событии — блокаде Ленинграда. Мы знаем этот город как Санкт-Петербург.
Летом 1941 года, без предупреждения, на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война. К осени фашистские захватчики дошли до Ленинграда и взяли город в кольцо.
8 сентября, обычный день недели…
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад.
Каждый день город обстреливали и бомбили. Блокада длилась почти 900 дней, 872 дня мужества и героизма.
Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.
2 ребенок- экскурсовод:
— Не все смогли эвакуироваться из блокадного Ленинграда. Больше 2-х миллионов взрослых жителей и почти 400 тысяч детей остались в городе. Запасов продуктов хватило на несколько месяцев. Люди стали голодать. Не было воды и электричества.
Несколько десятков школ и детских садов продолжали работать, но детей приходило мало. Учились при свечах. За водой, с бидончиками, ходили к Неве.
Кормили детей кашей, киселем и хлебом. Иногда давали печенье.
Вот такой маленький кусочек хлеба выдавался ребенку на день — 125 грамм.
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх.
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
3 ребенок- экскурсовод:
— Совсем недавно у нас закончились новогодние и рождественские праздники. Наши окна украшены сюжетами из зимних сказок. Как было весело! Сколько подарков мы получили! А как справляли Новый год в блокадном Ленинграде?
Дети, оставшиеся в городе, и не мечтали о таком празднике. Их окна украшали наклеенные крест на крест полоски бумаги, которые спасали оконные стекла от разорвавшихся снарядов.
Зима 41–42 года была самой тяжелой. Люди надеялись только на помощь с «Дороги жизни», дороги, проложенной по льду Ладожского озера.
Чтобы как-то порадовать детей, воспитатель одного из детских садов решила украсить на новый год елочку. Целый день она шла в лес, замерзла, ослабла. Выбрала елочку и повезла её на санках в детский сад. Ребята были счастливы! Они нарядили лесную красавицу уцелевшими игрушками и сделанными своими руками флажками, фонариками и гирляндами.
4 ребенок- экскурсовод:
Взрослые старались, чтобы у ребят, даже в тяжелое военное время, на лице появлялась улыбка. В декабре 1942 года был издан приказ о проведении во всех школах, детских садах и детских домах праздника «Новогодней елки».
И еще один сюрприз готовили для детей Ленинграда. По «Дороге жизни», на грузовиках, должны были доставить мандарины и сладости.
Машины мчали по замерзшему Ладожскому озеру. Ни пули, ни снаряды не испугали водителей. Они везли гостинцы детям. Многие были ранены, но груз был доставлен.
И у детей была ёлка, был Дед Мороз и Надежда, что война скоро закончится.
5 ребенок- экскурсовод:
18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано нашими войсками. У жителей словно появились новые силы! А 27 января 1944 года блокада была окончательно снята.
Подвиг жителей блокадного Ленинграда никогда не будет забыт!
Годы прошли, но звучит и поныне
В наших сердцах метронома набат
И мы горды, что в Великой России
Есть такой город, как ты — Ленинград!
Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по мини-музею «Блокадное детство».
До новых встреч!
Литература:
1. Адамович А., Гранин Ж., Блокадная книга. — М.: независимое издательство «Пик», 2003
2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А., «Дети о великой победе!»— М.:, Издательство ГНОМ, 2016
3. Комаров Н. Я. Блокада Ленинграда. 900героических дней 1941–1944. Исторический дневник. Комментарии — М.: ОЛМА — ПРЕСС, 2004.