Проблемы правового регулирования обязанностей офицеров, на которых приказом командира соединения или воинской части возложены задачи по воспитанию несовершеннолетних граждан | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Система образования

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2018

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Каратеев, С. А. Проблемы правового регулирования обязанностей офицеров, на которых приказом командира соединения или воинской части возложены задачи по воспитанию несовершеннолетних граждан / С. А. Каратеев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3784/ (дата обращения: 17.12.2024).



Перед Российской Федерацией до сих пор стоит проблема по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, беспризорностью, наркоманией и неисполнением родителями своих обязанностей по воспитанию детей. В сфере обеспечения прав ребенка в стране действует немало нормативных правовых актов, но не все они полностью регламентируют отдельные аспекты и вопросы по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах несовершеннолетних является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры [4]. И поэтому, в случае невозможности передачи детей в приемную семью российское законодательство допускает направление обездоленных несовершеннолетних граждан, в соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», в специальные образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения либо учреждения системы здравоохранения.

В 2008 году российский законодатель решил ввести главу 22 «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Семейный кодекс Российской Федерации. В составе этой главы была установлена статья 155.1, которая позволила расширить перечень учреждений. Теперь к ним относятся организации не только, оказывающие социальные, медицинские, образовательные услуги, но и некоммерческие организации, при условии, что осуществление надзора за детьми не противоречит целям их деятельности.

Но, как отмечалось выше, законодательство Российской Федерации неидеально, поэтому оно полностью и не охватывало все возможные варианты устройства ребят, которые попали в непростою ситуацию. Например, не рассматривалось устройство детей на воспитание в воинские соединения и части и др.

Особо остро в 90-е годы прошлого столетия в Вооруженных силах РФ и других воинских формированиях встала проблема по поддержке детей-сирот, когда уровень беспризорности находился на своем историческом пике. Но тогда вопрос по поступлению в воинские части для воспитания оставался открытым, ведь он не был законодательно закреплен. И поэтому, воинские организации неофициально стали брать воспитанников в свои ряды.

В 1999 году зачисление воспитанников в воинские соединения и части наконец получило своё юридическое оформление. Согласно ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут заноситься в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства. Порядок такого зачисления определяется «Положением о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» утвержденным Постановлением Правительства России от 14.02.2000 № 124.

На современном этапе в российском законодательстве существует ряд нормативных правовых актов, которые регулируют порядок и условия зачисления несовершеннолетних граждан в качестве воспитанников в воинские части и обеспечения их необходимыми видами довольствия, а также устанавливают перечень соединений и воинских частей, в которые разрешено зачисление воспитанников. Данные нормы регламентируются постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. N 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», приказом министра обороны от 19 мая 2001 г. N 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745", приказом ФСБ РФ от 10 ноября 2009 г. N 585 «Об утверждении Перечня пограничных органов, в которые разрешено зачисление несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников», а также приказом МВД РФ от 11 января 2009 г. N 10 «Об утверждении Положения о воспитанниках штатных военных оркестров внутренних войск МВД России».

Вышеперечисленные нормативные акты охватывают широкий круг аспектов: права и обязанности воспитанников, порядок их зачисления в воинскую часть, их материальное, социальное и бытовое обеспечение, распорядок дня, ответственность за неисполнительность и многое, и многое другое. Но ни один из них не устанавливает обязанности офицеров, которые на основании п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» назначаются приказом командира соединения или воинской части на должность внештатного воспитателя.

Предлагается российским государственным органам внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 745 «Об утверждении Положения о статусе воспитанников воинских частей» и приказ министра обороны от 19 мая 2001 г. N 235 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановлений Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 124 и от 21 сентября 2000 г. N 745" посредством составления и последующим включением в эти правовые акты обязанности офицеров, на которых возложены задачи по воспитанию и психолого-педагогическому сопровождению подростков, зачисленных в специальные взвода воинской части.

У офицеров, которые согласно приказу командира части были назначены на должность воспитателя, имеются властно-распорядительные функции по отношению к несовершеннолетним воспитанникам, поэтому необходимо определить обязанности, которые будут аналогичными обязанностям педагогов и воспитателей в довузовских учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации и иных ведомств. Ведь у офицеров-воспитателей в воинских частях зачастую отсутствует педагогическое образование и не у всех есть опыт в области общения с детьми, а тем более в их воспитании, что может привести к негативным последствиям и плачевным результатам в будущем. Исходя из данной проблемы, командирам структурных подразделений, в непосредственном подчинении которых находятся офицеры-воспитатели, необходимо утвердить порядок повышения знаний и квалификации во внеслужебное время в педагогической сфере в ближайшем среднем специальном или высшем учебном заведении, чтобы у данной категории военнослужащих не возникало проблем в нахождении общего языка с детьми, оставшихся без попечения родителей.

В виду вышеуказанного, российскому законодателю стоит ввести юридическую ответственность, которая будет предусматриваться за нарушение должностных внештатных обязанностей, и перечень требований, который будет предъявляться к офицерам-воспитателям, дабы они понимали всю серьезность и важность задач, возложенных на них.

Решение правовых вопросов данных отношений позволит не только обеспечить исполнение в Российской Федерации требований международных актов и федеральных законов, направленных на защиту детства, но и изменить в лучшую сторону судьбу конкретных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018);
  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция);
  3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция).
  4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.1 ст. 4
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, попечение родителей, утверждение Положения, качество воспитанников, постановление Правительства, часть, воинская часть, ребенок, статус воспитанников, российский законодатель.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мероприятия, направленные на повышение уровня патриотического сознания курсантов образовательных учреждений ФСИН России

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана

Похожие статьи

Проблемы и перспективы развития административно-правового регулирования дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Мероприятия, направленные на повышение уровня патриотического сознания курсантов образовательных учреждений ФСИН России

Механизм правового регулирования порядка рассмотрения жалоб и обращений граждан в сфере обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел

Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии профессиональных качеств обучающихся в образовательных учреждениях силовых ведомств

Проблемы законодательного закрепления правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья

Особенности обучения курсантов-девушек в образовательных организациях ФСИН России

Особенности социально-психологической адаптации курсантов-первокурсников военных вузов РФ

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах вузов Казахстана

Задать вопрос