Влияние народного праздника Сабантуй на воспитание людей в советский период
Автор: Мухаметшина Ирина Раисовна
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.09.2018
Статья просмотрена: 199 раз
Библиографическое описание:
Мухаметшина, И. Р. Влияние народного праздника Сабантуй на воспитание людей в советский период / И. Р. Мухаметшина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3590/ (дата обращения: 17.12.2024).
В системе средств нравственного воспитания советских людей важное место принадлежало прогрессивным традициям — своеобразным формам общественных отношений людей и их деятельности. Основная функция традиций — сохранение социального опыта людей, закрепление и передача следующим поколениям представлений, идей и убеждений, принципов и норм взаимоотношений на производстве, в быту, семье.
Сабантуй пленил сердца прежде всего своей заразительной лихостью, всеобщим весельем, жизнеутверждающим народным юмором, массовостью, где каждый является одновременно и участником, и зрителем. Привлекательны самобытность обрядов, национальная борьба курэш, джигиты, без всякого седла скачущие на резвейших конях, и обгоняющие ветер бегуны.
Но древний праздник не остался в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Приобретая интернациональное звучание и значение, сабантуй в республике Башкортостан не теряет своеобразных ритуальных элементов. Традиционность его проявляется в выборе места проведения торжества. Как и в старину, праздник проводился на лоне природы несмотря на то, что многие города и районные центры имели прекрасно оборудованные стадионы, парки.
Праздник издревле организуется и контролируется аксакалами — хранителями общинных традиций, которые переходят из поколения в поколение. Не меняется даже традиционный порядок очередности отдельных видов выступлений.
По народному обычаю, подготовка к празднику начиналась за несколько недель до назначенного дня. Аксакалы определяли место и время проведения сабантуя. Сборщикам подарков обычно назначались молодые парни. Жители им ни в чем не отказывали. Уже сам сбор становился своеобразной прелюдией праздника, сопровождался различными играми, шутками. Подарки — платки, красиво вышитое полотенца — подвешивают тоже по обычаю на длинный шест. Обычай сбора подарков сохранялся плоть до конца XX века.
По улицам, распевая под звуки гармони песни, проходят парни. Они останавливаются только возле домов, где есть девушка на выданье. Звучит посвященная девушке песня, вышитый ею платок, старается взять первым ее любимый парень, иногда между соперниками случались и «стычки». Платки завязываются на ремни гармони.
За этой группой парней от одного дома к другому проходит группа сборщиков. Они приветствуют хозяина дома, просят вынести подготовленные к сабантую подарки, после чего желают ему долгой жизни, благополучия. Самые видные подарки вывешиваются на столбе сабантуя. Вышитые полотенца члены комиссии отбирают для борцов. Для проведения этого народного праздника выделяют средства колхоз, исполком Совета.
Сама подготовка к празднику служила стимулом повышения творческой активности населения, особенно молодежи. Так в двадцатые годы ставились платные спектакли, а собранные средства направлялись на организацию сабантуя. Труженики села старались к празднику качественно и в срок завершить полевые работы, а горожане встречают его новыми успехами в труде, учебе, спорте.
Праздник открывался в десять часов. Но на майдане уже оживленно с раннего утра. Сколько хлопот он доставлял устроителям, работникам торговли и общественного питания, которые заранее готовятся к встрече многочисленных гостей. Ставили ларьки от магазинов, привозили пузатые самовары, специальные жаровни для приготовления любимых национальных блюд разных народов. Но ни грамма хмельного.
Яркими красками расцветает майдан сабантуя. Гости принимают участие в театрализованном массовом празднике песни и танца, спортивных состязаниях и аттракционах. О начале праздника возвещают фанфары. Над майданом постепенно устанавливается тишина: взоры всех устремляются к центральной трибуне, оборудованной для наиболее почетных гостей. Объявляют о начале праздника.
Сводный оркестр исполняет торжественный марш. На майдан сходятся победители социалистического соревнования. Девушки в национальных костюмах преподносят угощения. На сцену поднимаются ветераны труда — аксакалы, бригадиры, руководители колхоза. Им рапортуют механизаторы — участники весеннего сева. Гости занимают места на трибуне.
Механизаторам, образцово подготовившимся к весенним полевым работам, вручаются памятные подарки. Этот праздник выливается в большой сход, на котором по достоинству оценивается труд колхозников. После краткого приветствия руководителей поднимается флаг праздника. Под торжественные звуки Гимна Советского Союза медленно плывет яркое полотнище — Государственный флаг республики.
Первое отделение сабантуя — праздник песни, который за свою историю превратился в огромное массово-политическое мероприятие. Тем временем сабантуй набирает темп. На майдане начинаются схватки по национальной борьбе. Сначала соревнуются дети, их сменяют ветераны — аксакалы, которые не могут усидеть зрителями, а затем в круг выходят претенденты на главный приз праздника.
Программа игр сабантуя традиционна: она включает народные игры, такие как лазание на столб, бег в мешках, перетягивание аркана, поднятие тяжестей, бег с полными ведрами воды на коромысле, состязание на бревне с соломенными мешками, бег с яйцом в ложке и т. д. Все повторялось из года в год, но и участники и зрители не оставались равнодушными ни к одному из этих состязаний. Традиции сабантуя, рожденные в народе, и остаются в нем жить, вызывая неподдельный интерес к шутке, к юмору.
В одном месте идет смешной бой на скользком буме мешками, наполненные травой. В другом — забег команд в общем мешке. Тут дают старты ребятам с зажатой в зубах ложкой, в которую положили яйцо. Здесь устремились к финишу с полными ведрами воды женщины, что состязаются в умении ловко держать коромысло. Большой интерес вызывали скачки, в которых участвовали от мала до велика. Не обходится и без традиционного угощения гостей народными блюдами. Завершаются игры, спортивные состязания, и к вечеру начинается вторая часть сабантуя — сельская вечеринка, своеобразный конкурс на лучшее исполнение песен и танцев.
Сабантуй — это народное достояние, накопленное многими поколениями и обогащенное в ходе своего развития новыми формами и содержанием. После Великой Октябрьской социалистической революции сабантуй превратился в праздник свободного труда, так же теперь на праздниках сабантуя население собирало средства для оказания помощи пострадавшим от пожара, в пользу беспризорных детей и т. д.
Развитие и совершенствование наших традиций, обрядов и праздников было подчинено воспитанию гражданственности, формированию материалистического мировоззрения, коммунистической нравственности. Традиции и обряды народов, живших в то время на территории нашей страны, хранили в себе богатый нравственный опыт, осуществляли преемственность его духовной культуры, воспитывали чувство ответственности одного поколения перед другим.
Литература:
- Бикбулатов, Н.В., Фатыхова, Ф. Ф. Семейный быт башкир. XIX-XX вв. [Текст]/Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фатыхова/ Ин-т истории, языка и литературы Башкир. Науч. Центр Урал. Отд-ния АН СССР.- М.: Наука, 1991. — 189 с.
- Руденко, С. И. Опыт этнологической монографии. В 2 ч. — Ч.2. Быт башкир./С. И. Руденко — Л.: Государственная типография им. Ивана Федорова, 1925. — 3 к. — 330 с.
- Шарафутдинов Д. Р. Сабантуй — праздник труда. Казань: Татарское кн. Издательство, 1987. — С. 3.