Демократизация и гуманизация всех сторон жизни суверенной Республики Узбекистан выдвинули важнейшую задачу — духовное возрождение, идейное возрождение, идейное обновление и осознание культурного потенциала узбекского народа.
Придавая большое значения укреплению и развитию духовности, Президент Республики Узбекистан особо подчеркивает, что духовность «... становится мощной силой, когда опирается на глубокое познание и понимание истории своего народа, его культуры и предназначения. Обращаясь к истории, необходимо исходит из того, что его память народа, подобно тому, как не может быть человека без памяти, так не может быть будущего у народа, лишенного собственной истории». Духовность народа заложена в самобытной национальной культуре, одним из существенных компонентов которой являются народные традиции, обычаи и обряды.
Все эти факторы обусловливают необходимость проанализировать комплекс вопросов о месте и роли народных трудовых традиций как теории методологической основы их использования поколениями, в частности младшими школьниками. Современная модель сотрудничества педагога с семьёй нами понималась как процесс межличностного общения, результатом которого являлось формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам по воспитанию ребёнка. Мы стремились установить партнёрские отношения с семьей воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Кроме того, активизировали и обогащали воспитательные умения родителей, поддерживали их уверенность в своих педагогических возможностях.
Практика убедительно показала, что чем больше мать и отец познают ребенка, организуя дома его разнообразную деятельность, тем спокойнее атмосфера в семье, содержательное общение взрослых и детей обогащает и семейные отношения.
В недавнем прошлом народные традиции в системе духовной, воспитательно-образовательной деятельности по существу недооценивались, нивелировались. И фактически богатый исторический опыт народа, знания и навыки воспитания, накопленные предшествующими поколениями, оставались невостребованными. Происходило это благодаря искусственно провозглашенному и насильственно реализуемому тезису об интернационализации национальных культур, т. е. их сближению и якобы обогащению за счет взаимовлияния. Этим фактически допускалось пренебрежительное отношение к историческому прошлому народа, его культурному наследию, воспитательным и образовательным ценностям.
Взаимоуважение, согласие в семье, надежность семейного очага развиваются и укрепляются лишь при сознательных и волевых усилиях отца и матери, преодолевающих недостатки семейных отношений. Прежде всего, это следует сделать ради детей.
Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей друг к другу. Нами тщательно было продумано содержание общения с родителями. При этом нами принимались во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия в семье, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развитие единственного в семье ребенка, имеющего старшего или младшего брата, сестренку; проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повтором браке родителей и др.
Изучение духовно-нравственного потенциала национальной культуры позволяет выявить различные особенности, связанные с такими мотивационно-ценностными воспитательными факторами, как национальная символика, ритуалы, обряды, обычаи, традиции, которые отображают национальный образ жизни узбекского народа в целом.
Однако это не означает их канонизацию, т. е. использование как в последней инстанции. Наоборот, через обновленное содержание таких понятий, как «национальная культура», «культурное наследие», «традиции», «обычай», «обряд», следует обеспечить преемственность и новаторство, синтез исторического опыта и времени, включить весь этот богатый арсенал в механизм воспитательно-образовательного воздействия на подрастающие поколение, в частности на учащихся начального контента обучения в процессе их трудового воспитания.
В среде ремесленников традиционными факторами являются такие, как определение видов ремесла, которыми могут заниматься те или иные юноши и девушки; отношения мастера к ученику, их взаимоотношения в производственном процессе. При этом существующие обряды и ритуалы, которые совершаются при переходе от одной квалификационной категории мастерства к другой, свидетельствуют об общественном признании уровня зрелости обучаемого, который овладевает определенным видом ремесла.
Таким образом, проанализированная система трудового воспитания в дехканской семье и в ремесленном производстве свидетельствует о гуманности национальных народных воспитательных традиций, раскрывающих свои специфические особенности содержания таких ярких разнообразных форм, как обычаи, обряды и ритуалы.
Новые поколения, формирование самосознания которых происходит на основе преемственности опыта поколений в условиях гуманизации и обретения подлинной независимости, должны быть носителями прогрессивных традиций трудового воспитания, закрепленных в богатом и не теряющем актуальности наследии народной педагогики.
Литература:
- Нурматов, С. Н. Воспитание учащихся на революционных и трудовых традициях. Ташкент: Укитувчи. – 1983 г. ‑ 48 с.
- Наджимов, Г. Н. Народные традиции и культура. Ташкент: Узбекистан. – 1992 г. ‑ 119 с.