Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников
Авторы: Муртузалиева Патма Шахбановна, Раджабов Исмаил Магомедович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 31.03.2018
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Муртузалиева, П. Ш. Использование педагогического потенциала народного творчества в эстетическом воспитании школьников / П. Ш. Муртузалиева, И. М. Раджабов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14052/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изучение духовного богатства, созданного народом и сохранившего в произведениях народного творчества, всегда привлекало внимание представителей последующих поколений.
Как правило, потомков интересовали не только образ жизни и уровень развития своих предшественников, но и то, какими средствами, методами и приемами они готовили себе смену. Наряду с формированием нравственного облика молодого поколения, которое вместе с трудовым воспитанием ставилось на первое место, старшие поколения горцев Дагестана большое значение придавали эстетическому воспитанию будущих граждан. Многое из этого опыта сохранилось до наших дней в произведениях фольклора и приемлемо для современной школы и семьи в деле эстетического воспитания школьников.
В героико-исторических песнях и балладах нашла поэтическое воплощение извечная мечта горцев Дагестана о единении сил в борьбе с иноземными нашествиями. В них отразились наиболее крупные исторические события, яркие страницы освободительных войн, запечатлены взгляды, социальные устремления, нравственные нормы, обычаи и быт эпохи. Однако эта общность не исчерпывается идейно-содержательным компонентом, а проявляется во всей художественной системе: особенностях сюжета и композиции, способах обобщений и типизации, художественных средствах системы стихосложений и т. д. Происходивший на протяжении многих веков сложный процесс взаимосвязи и взаимопроникновения поэтических культур и языков обусловил однородность художественно-эстетического мышления, у различных дагестанских народностей, а это, в свою очередь, привело к единому характеру художественно-изобразительных средств устной поэзии этих народностей, и к формированию общенародного поэтического музыкального языка.
Исключительно многообразными по своим конкретно-локальным проявлениям, но едиными по характеру основных художественно-эстетических признаков и черт предстают музыка и хореография, зодчество, монументально-декоративное искусство, народные празднества, а также другие виды и формы художественного творчества народов Дагестана.
Исследователи отмечают, что основные выразительные средства музыки народов этого края развивались в общении и взаимообогащающих контактах. При этом каждая музыкальная культура имеет свои специфические, самобытные черты: жанровые, ладовые и метроритмические отличия, неповторимые интонационно-мелодические формы, характерные инструменты и ансамбли и т. д., свидетельствующие об их вполне самостоятельном и весьма индивидуальном облике.
Вся жизнь малышей проходит в основном на лоне природы; они рано начинают видеть и различать форму и узор цветов, листьев, трав, звуки птичьих трелей, краски времен года, живописных групп людей, стоящих или работающих на крышах, живое оригинальное творчество, что является большой ценностью в эстетическом воспитании детей и молодежи.
Другим средством эстетического воспитания у народов Дагестана является окружающая человека обстановка. Архитектура и убранство жилища, красота быта, одежды оказывают влияние на формирование вкусов, на развитие эстетических восприятий.
Совершенствование и повышение эффективности педагогического образования, в частности художественного образования в школах, возможны путем активного изучения и пропаганды народного творчества, повышения его роли в процессе обучения изобразительного искусства и соответствующей подготовки педагогических кадров в учебных заведениях.
Поколениями сложившееся дагестанское народное творчество выражает духовно-нравственные и эстетические идеалы народа.
Фольклор в своей генетической основе бесконечно обширен и разнообразен. Его первооснова — народная песня, т. е. песенный жанр, неиссякаемый источник красоты и вдохновения, питающий нашу музыку до сегодняшнего дня.
Далекие предки рассматривали фольклор как один из инструментов духовно-нравственного, эстетического совершенствования нации и народа.
Изобразительное искусство, музыка, художественный труд, народный фольклор тесно связаны между собой наглядным проявлением ассоциативно-образной связи языка художественной выразительности, которая обогащает и развивает художественно-эстетическое воспитание и мышление учащихся. Задача педагогов помочь учащимся в развитии их способностей, находя связь народного фольклора с дисциплинами художественно-эстетического цикла, а также межпредметные связи.
Утрата хоровой традиции в общеобразовательной школе есть в основном следствие того, что музыкальная культура детей не воспитывалась как духовно-нравственная категория.
Окружающий нас мир наполнен разными предметами и явлениями. И они все обладают своим звучанием.
Тончайший звук, откуда ты со мной
Ты создан птицей? Женщиной? Струной?
Быть может, солнцем? Или тишиной??
От сердца ли до сердца сеян луч?
Иль нежный с нежной заперся на ключ? (К. Бальмонт. Звук).
Невозможно воспитать в детях художественный, музыкальный, эстетический вкус, если не научить их видеть, чувствовать и слышать увиденное, воображаемое в фантазиях учащихся. Вслушивание в звуки природы, в ее состояние (задавать детям, как домашнее задание или в какой-либо другой форме) развивает в детях чувство поэзии звука, краски, движения, слова...
А как редко, к сожалению, мы сами бываем ограничены, слиты с природой. В природе все звучит: и луч солнца, и свет, и ветер, и дождь, и река, и звери, и деревья, и земля. И только почувствовав это, человек развивает в себе человеческое.
Есть в педагогической практике яркий пример, который несет в себе плодотворные результаты в развитии творческих способностей школьников, голоса, певческой культуры, зрительной памяти. Интересной и чрезвычайно полезной находят дети наблюдения за природой, за ее движением и т. д. Суть ее заключается в том, что педагог предлагает детям разнообразные творческие задания на:
‒ подражание звукам природы: пению птиц, шорохам травы, плеску воды в реке, ветру, грому, дождю, крикам зверей, урагану ит.д.;
‒ изображение звуков природы: птичий базар, утро в деревне, озеро в лесу, ночная тишина, перед дождем, на берегу моря и т. п.;
‒ записывание у бабушек и дедушек фольклорных песен, притч, рассказов, истории их жизни и т. п.
Наиболее органично дети включаются в импровизацию и «творят» звуковую картину.
Иногда поразительно получается у детей подражание фольклорным жанрам, таким как плач, причитание.
В дагестанском поэтическом фольклоре широкое употребление получили всевозможные символические образы. Символы помогают выразить содержание песни в форме яркой образности. Наиболее характерно использование символов в любовной лирике.
Даргинская песня:
Там, где нет деревьев,
Мое финиковое дерево,
С тех пор, как ты зацвело,
Глаза мои смотрят на тебя.
В безводном месте родник
со сладким шарабом.
Как я увидел тебя.
Сердце по тебе страдает.
Аварская песня:
О голубка на скале,
В оперенье золотом!
Что отдать мне за тебя
Своенравному отцу?
О, высоко в небесах
Реющая ласточка,
Как согласье получить
Твоих братьев-гордецов? и т. д.
В приведенных песнях поэтические символы «финиковое дерево», «голубка на скале», взятые сами по себе, мало о чем говорят. Но в общем тексте они придают песне необходимую эмоциональную окраску, в сочетании с последующими строками, которые конкретизируют настроение героя, помогают сильнее выразить нежные чувства юноши к любимой.
В народных лирических песнях встречаются, хотя и редко, символы древнего происхождения, в которых сохранились элементы архаического тождества, например, сердце — птица, солнце — глаза.
Солнце ли восходящего,
Гей, этот яркий свет?
Или же глаза моего сокола,
Красного сокола,
Гей, этот яркий свет?!
Таким образом, необходимо привести примеры, фольклорные характеристики разных национальностей, народов и народностей. И очень важно здесь то, как учащиеся используют образ-картину, образ-интерпретацию лирического сюжета через образ-строку, в своих декоративных композициях, эскизах и рисунках.