Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.06.2018

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Марковникова, Е. Ю. Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста / Е. Ю. Марковникова, А. Р. Галлямова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3448/ (дата обращения: 26.04.2024).



Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности, комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанными со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации.

В работах отечественных психологов А. Н. Леонтьева [4], С. Л. Рубинштейна [7], Д. Б. Эльконина [10] и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам о безопасности детей. Вопросы о безопасном поведении детей дошкольного возраста отражены в научных трудах Е. А. Аркина [2], Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной [1], К. Ю. Белой [3], М. М. Плоткина [6], Т. Г. Хромцовой [9] и др.

Т. Г. Хромцова выделяет 3 элемента безопасного поведения. Такими элементами являются: 1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности [9].

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья ребенка была признана очень важной и находила практическое представление в определенных программных документах, методической литературе и эксперименте дошкольного воспитания.

В образовательных организациях реализуется система обучения проблеме безопасности жизнедеятельности, начиная с дошкольного учреждения и завершая послевузовской профессиональной подготовкой. Эта система нацелена на подготовку дошкольника к безопасному поведению в повседневной жизни и опасных ситуациях. Дошкольный возраст — это главный этап в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этом возрасте формируется навык безопасного поведения. Этот возраст характеризуется двигательной активностью, увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому, необходимо развивать навыки безопасного поведения у дошкольников.

Обучение детей основам безопасности жизнедеятельности означает — приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен сформироваться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Возраст 5–6 лет наиболее подходит для формирования представлений о безопасном поведении, так как дошкольники этого возраста наиболее осознанно воспринимают находящуюся вокруг действительность и ответственнее подходят к принятию решения. Обучение основам безопасности жизнедеятельности дошкольников начинается с формирования системы ценностей и осознания того, что здоровье — это одно из главных ценностей.

Безопасное поведения у детей формируется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания (Л. М. Таутиева [8]). Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка.

По мнению А. Н. Леонтьева [7] и Д. Б. Эльконина [10], дошкольному периоду соответствует сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность. Поэтому в отдельных видах социально-культурной деятельности именно игры способствуют более успешному социокультурному развитию дошкольников в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.

В настоящее время, слова–беспокойства: «Не бегай!», «Осторожно!», «Не трогай!» более концентрированно отображают настроение родителей, которые испытывают постоянную тревогу за ребенка, отправляя их в детский сад, школу, отпуская погулять на улице, отправляя в магазин за покупками, а также, оставляя одних дома. Воспитанием можно уберечь детей от хулиганов, обманщиков, насильников, также защитить от уличных, транспортных, технических и других травм, касающихся жизни и здоровья ребенка. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности осуществляется с помощью различных средств: пример взрослых и сверстников, решение нравственных ситуаций, художественная деятельность, а также с помощью плаката (Л. М. Машковцева [5]).

Работа по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников начинается с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводятся в форме игр-занятий, наблюдений, а также бесед, экспериментов, тренингов, наглядностей, сюжетов из жизни, рисований на различные темы, разыгрывание различных ситуаций, компьютерных технологий.

Актуальностьданной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений. Применение мультимедийных средств обучения является также актуальным, поскольку это дает возможность педагогу решать проблему недостаточной материальной базы наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду.

В настоящее время огромное количество компьютерных технологий: компьютерные обучающие и развивающие игры, мультимедийные учебные пособия, программно-методические комплексы, презентации, обучающие видеофильмы и мультфильмы.

Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречиеммежду имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день разрабатывается очень много развивающих компьютерных программ и игр для дошкольников. Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.

– Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.

– Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.

– Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.

Использование компьютерных технологийв ходе работы педагога и ребенка становится действующим объектом, которое способствует формированию интеллекта детей и личности.

Литература:

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р. Б.Парциальные программы Безопасность: Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. — С. 34–55.
  2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1968. — 446 с.
  3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — С.64.
  4. Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка[Текст] //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2003. — С.58–65.
  5. Машковцева Л. М. Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст]/ Л. М. Машковцева // Концепт. –2012. –№ 4. — С.1–5.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Воспитание дошкольника, 2004. — 208с.
  7. Рыкова М. А. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / М. А. Рыкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 82–83.
  8. Таутиева, Л. М. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Таутиева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 3(14). — С. 253–255
  9. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80с.
  10. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — М., 2003. — С.232–240.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасное поведение, ребенок, дошкольный возраст, детский сад, дошкольник, здоровье ребенка, игра, ситуация, формирование представлений.

Похожие статьи

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности...

Раскрывается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и

Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту.

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка

Актуальность: Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации...

Формирование основ безопасности у дошкольников

Проблема создания условий для усвоения знаний детьми дошкольного возраста по вопросу их безопасности является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Цель моей работы ознакомление дошкольников с различными опасными ситуациями в...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Похожие статьи. Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного... дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Использование инновационных форм работы с детьми по...

В организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ

- обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на

- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных

Второй год, с детьми групп старшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ реализуется...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту.

Похожие статьи

Особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности...

Раскрывается проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Проанализированы труды ряда ученых в данной области по изучаемой проблеме. Предложены некоторые варианты решения проблемы.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и

Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту.

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством...

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном...

Физическая безопасность каждого ребенка заключается в создании условий гарантирующих защиту здоровья и жизни детей на протяжении всего

Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры – СПб.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников...

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка

Актуальность: Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации...

Формирование основ безопасности у дошкольников

Проблема создания условий для усвоения знаний детьми дошкольного возраста по вопросу их безопасности является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Цель моей работы ознакомление дошкольников с различными опасными ситуациями в...

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Похожие статьи. Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного... дорожное движение, ситуация, игровая обучающая ситуация, ребенок, знание, дорога, Незнайка, безопасное поведение. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при...

Использование инновационных форм работы с детьми по...

В организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ

- обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на

- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных

Второй год, с детьми групп старшего дошкольного возраста, в нашем ДОУ реализуется...

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения...

Ключевые слова: безопасное поведение, опыт безопасного поведения в быту, дети старшего дошкольного возраста, дидактическая игра, дидактические игры для формированию опыта безопасного поведения в быту.

Задать вопрос