Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Мамонова С. Б., Крылов В. Н., Сабурцев А. И., Сабурцев С. А. Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4.1. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2908/ (дата обращения: 27.05.2018).



В статье представлены результаты антропометрических исследований и исследований отдельных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, имеющих деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

Ключевые слова: антропометрические характеристики, сердечный ритм, вариабельность сердечного ритма, школьники, сколиоз.

Учитывая хронический характер сколиоза, наличие сопутствующей патологии внутренних органов, головного мозга, а впоследствии при прогрессировании заболевания трансформация в психологические и социальные проблемы, следует заключить, что сколиоз у детей является социально-значимой проблемой физиологии и медицины. Одним из путей решения данной проблемы является своевременное выявление заболевания, понимание причин его развития, особенно на ранних стадиях, когда оно характеризуется еще безболевой формой и малой выраженностью ортопедической симптоматики. Связующим звеном между опорно-двигательным аппаратом и внутренними органами является аппарат кровообращения. Важная роль в регуляции функций мышц, сосудов, внутренних органов принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС), которая принимает непосредственное участие в поддержании трофической функции, гомеостаза, включая формирование костной ткани. В этой связи особый интерес представляет исследование становления адаптивных систем детского организма при деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

С учетом вышесказанного, целью работы было изучение особенностей физического развития, вегетативного статуса (по анализу вариабельности сердечного ритма (ВСР)) у школьников 7-15 лет при начальной стадии сколиоза.

Материал и методы. Основная группа сформирована среди школьников с учетом наличия у них сколиоза и отсутствия сопутствующей кардио-респираторной патологии (145 человек). Анализ данных обследования проводили в сопоставлении с данными в контрольной группе 242 здоровых школьников того же возрастного диапазона. Запись ЭКГ (программа Нейрософт) выполнена в физиологических условиях с последующим анализом ВСР на компьютерной программе Поли – Спектр.

Результаты. Исследование позволило зафиксировать зависимость развития сколиоза от особенностей физического развития школьников. Выявлено преобладание доли школьников со сколиозом в возрастной категории 7-15 лет, имеющих сниженные значения индекса Кетле. Анализ проведенной линейно-корреляционной зависимости между массой тела и развитием сколиоза у детей с дефицитом массы тела показал ее высокий коэффициент корреляции (r=0,9). Сочетание неокрепшего костного аппарата, и слабых мышц, сопровождающих дефицит массы тела, влечет к невозможности мышечного корсета удерживать позвоночник.

Кроме генетической предрасположенности, которая подкрепляется влиянием внешних факторов, и низкого уровня физического развития, являющихся пусковыми механизмами при развитии сколиоза, на основании результатов исследования прослеживается адаптационная заинтересованность вегетативной нервной системы в ответ на повреждение тканей при начальной стадии деформации позвоночника. В отличие от здоровых детей, у школьников 7-8 лет при сколиозе, отмечается наиболее высокая реакция напряжения регуляторных систем с преобладанием доли симпатической направленности исходного вегетативного тонуса: увеличены ИН, АМо, ИВР, ПАПР, ВПР с одновременным снижением вариационного размаха, SDNN, RMSSD, CV, HF и VLF компонентов вариабельности. Неполная адаптация физиологических систем организма при сколиозе в 7-8 лет объясняется морфологической и функциональной незрелостью структур ЦНС, недостаточностью механизмов торможения и возбуждения. К 9 годам зафиксирована тенденция к усилению парасимпатического звена: параметры временных показателей при сколиозе отличаются от таковых в группе контроля: снижены АМо, ИН, ИВР, ПАПР, ВПР, повышены ВР, CV, SDNN, RMSSD. Далее в 10-12 лет регуляция стабилизируется. Достаточность функциональных резервов в данной возрастной группе школьников обеспечивает необходимый уровень функционирования организма на данном этапе патологического процесса.

Начиная с 13 летнего возраста, динамика показателей ВСР изменяется в сторону активизации вагальных механизмов регуляции, достигая максимума в 14-15 лет. Так в 13 лет переход регуляции к парасимпатике зафиксирован в увеличении RMSSD, SDNN, HF и снижении LF компонента. В 14-15 лет значения всех 9 показателей временного анализа отличаются (р<0,05) от значений здоровых детей. Параметры RMSSD, SDNN, CV увеличились по сравнению со здоровыми сверстниками. Значения других показателей (АМо, ИВР, ПАПР, ВПР) снизились. Вариационный размах увеличился по сравнению со здоровыми детьми в 2 раза. О ваготонической направленности функционирования сердечного ритма позволяет судить повышение высокочастотного компонента вариабельности.

Важным компонентом при сколиозе выступает характерная для данной патологии функциональная асимметрия рефлексов со снижением на вогнутой стороне искривления и преобладанием на стороне направления дуги. В условиях снижения двигательной активности поток афферентных импульсов от проприорецепторов снижается, что влечет к ослаблению обратного потока нервной импульсации к периферии, приводя соответственно к снижению тонуса, физиологической возбудимости, сократительной способности мышц, нарушению кровообращения и появлению обменных нарушений не только в мышцах, но и в тканях позвоночника, спинного мозга. Следует предположить, что сигналы (патологические импульсы) от афферентных проприорецепторов мышц, рефлекторно связанных с сердечно-сосудистой системой, вовлекают в процесс вследствие раздражения или компрессии вегетативных образований локальное изменение регуляторных механизмов с активизацией парасимпатического звена ВНС. Процесс адаптации при начальной стадии заболевания касается процессов регуляции и сопровождается физиологическими изменениями в организме с активизацией автономной деятельности низких уровней регуляции без включения высшего уровня. Трофотропное действие направлено на регуляцию мышц, кровоснабжение органов и тканей, усиливая процессы тканевого метаболизма, обеспечивая сохранение кровоснабжения спинного мозга за счет расширения сосудистого русла в целом, и в спинном мозге в частности. В свою очередь, улучшение кровоснабжения спинного мозга сказывается на выполнении им своих функциональных обязанностей, а это значит, что в данном случае носит лечебный характер. Мы полагаем, что одним из путей противостояния сколиоза – должно проводиться воздействие не только на опорно-двигательную систему, но и систему кровообращения с поддержанием трофотропной функции.

Заключение. Выявлена причинно-следственная связь развития сколиоза у детей при дефиците массы тела. Результаты исследования указывают на наличие различий в изменении вариабельности сердечного ритма при начальной стадии сколиоза с учетом возрастного диапазона школьников. Выявленные конституционные и функциональные особенности при сколиозе позволяют говорить о необходимости уделять внимание значениям массы тела школьников. Рекомендуется использовать оценку вариабельности сердечного ритма как метод донозоологической диагностики для раннего распознавания заболевания. Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми с учетом физического развития и через изменение физиологических процессов организма с заинтересованностью ВНС должны быть направлены на коррекцию выявленных отклонений физического развития у школьников, предупреждение прогрессирования заболевания, совершенствование нейродинамических дефектов.

Основные термины (генерируются автоматически): сердечного ритма, начальной стадии, вариабельности сердечного ритма, начальной стадии заболевания, физического развития, начальной стадии сколиоза, вариабельность сердечного ритма, массы тела, развития сколиоза, деформации позвоночника, особенностей физического развития, физического развития школьников, зависимость развития сколиоза, массы тела школьников, хронический характер сколиоза, спинного мозга, сердечно-сосудистой системы школьников, связь развития сколиоза, анализу вариабельности сердечного, преобладание доли школьников.

Ключевые слова

школьники, сколиоз, вариабельность сердечного ритма, антропометрические характеристики, сердечный ритм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос