Классный час «Береги свою планету!» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Четанова Л. А. Классный час «Береги свою планету!» // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2844/ (дата обращения: 26.05.2018).



Цели:

познакомить учащихся с проблемами охраны окружающей среды, с правилами поведения в природе, с основными проблемами и задачами экологии;

формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Задачи:

- формировать чувство сопричастности к происходящему вокруг;

- повторить экологические правила поведения людей в природе;

-воспитывать новое экологическое мышление, умение правильно реагировать в чрезвычайных ситуациях.

Оборудование: магнитофон, фонограм­ма спокойной инструментальной мелодии, компьютер, мультимедийный проектор, листы ватмана, фломастеры.

Ход классного часа

  1. Организационный момент

II. Постановка проблемы:

1 ученик выходит и говорит:

– Ребята, мне сегодня приснился страшный сон. Как-будто мы с другом гуляем в лесу. Там мы увидели поломанные ветки, срубленные деревья, вытоптанные полянки. Птички не пели, бабочки не летали. Страшно! Что за странный у нас лес? Непорядок! Лес облез!

Где трава? А где кусты?

Неужели сорвали их вы?

Где река и рыба где?

Нет их в этой стороне!

Нет деревьев и кустов,

Нет тут ягод и грибов.

Кто сорвал и срезал их?

Страшно очень. Лес затих.

Расскажите, объясните,

Что случилось? Помогите!

III. Постановка цели:

- Ребята, а как вы думаете, что случилось? Посмотрите вокруг и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Ответы детей.

- Экология, что это такое? (В переводе с греческого – наука о доме, о среде, окружающей нас.)

- Какие правила поведения в природе вы знаете? Кто приготовил, какое правило – расскажите.

Ответы детей. Рисунок прикрепить к доске. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

(обучающиеся готовили эко-знаки на предыдущих занятиях, а теперь каждый представляет свой знак).

Не ломай ветки деревьев и кустарников

Не рви в лесу, на лугу цветов.

Не сбивай грибы, даже несъедобные.

Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых

Не лови диких животных, не уноси их домой.

Не вырезай надписи на деревьях

Не разоряй гнёзд птиц.

Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор. Не выбрасывай мусор в водоёмы

Молодцы! Правила то вы знаете, а всегда ли вы их выполняете?

IV. Актуализация знаний и поиск решения проблемы:

Человек сам решает, каким ему быть: чёрствым или чутким, жестоким или добрым, ленивым или трудолюбивым. В конце концов, мы сами выбираем свой жизненный путь, свою жизненную позицию. Мир стоит перед реальной угрозой экологической катастрофы. Судьба Земли и в ваших руках. Если вам не безразлично будущее нашей планеты, если вы хотите жить долго, дышать свежим воздухом, пить чистую воду, спать спокойно, не боясь ядерной катастрофы и многого того, что сегодня реально угрожает нашему существованию, вы должны стать на позицию созидания и нести добро миру.

Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению, не все помнят об этом. Наше занятие посвящено экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе.

А как человек может влиять на природу?

1 группа: Как человек помогает природе? (ответы детей).

2 группа: Как человек вредит природе? (ответы детей).

Учитель:Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу. Нам кажется, что загрязнили природу, какие- то плохие дяди и тети, а мы тут вообще ни причем. Да, по большому счету виноваты взрослые. Но ведь и они когда-то были детьми, так же, как и вы, ходили в школу, и, видимо, их не научили любить и беречь природу.

Давайте подумаем, всегда ли вы, дети, лояльны по отношению к природе?

Ученики:

1. Не вредите ли вы ей?

2. Не ломаете ли ветки деревьев липы, чтобы набрать липовый цвет?

3. Не портите ли муравейники, пытаясь добыть муравьиную кислоту?

4. Не сжигаете ли прошлогодние листья, дым от которых содержит тяжелые металлы и очень опасен для человека?

5. Не рвете ли подснежники охапками?

6. Не ловите ли майских жуков?..

V.Физминутка:

«Это я, это я, это все мои друзья!» (повторить правила поведения в природе)

VI. Применение знаний

Как же мы загрязняем природу?

ОПЫТ №1 (опыт демонстрирует учитель)

Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? (ответы детей)

ОПЫТ №2 (дети выполняют самостоятельно за столами)

Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.

Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь, затем превратятся в песок.

«Калейдоскоп идей»

Учитель. Ребята, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

- А что для этого можно сделать? (Ответы детей).

- Давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.

- Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи.

(Дети работают в группах. После обсуждения, свои идеи записывают на листах ватмана и вывешивают на доску).

Идеи:

- организовать субботник по уборке территории школы;

- организовать сбор макулатуры и металлолома;

- выпустить листовки о вреде мусора;

-выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;

- рассказать младшим школьникам о том, как поддерживать чистоту и порядок вокруг.

-Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?

(Заботиться об экологии планеты: запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)

Игра «Если вдруг…»

Учитель. Я предлагаю вам задуматься обо всем услышанном и поиграть

со мной в игру «Если вдруг…». Условия этой игры таковы: я вам буду давать начало ситуаций, а вы должны назвать конечный результат развития ситуации.

Например: если люди уничтожат все цветы на Земле ...погибнут многие

насекомые …не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.

Продолжите теперь вы:

1) На городских пляжах перестанут убирать территорию …

2) Вырубят все леса на земле …

3) Если все заводы по переработке мусора обанкротятся и закроются…

4) Уберут из дворов мусорные баки…

5) Разрушат горы…

- Да, ребята, из нашей игры мы видим, что в природе все взаимосвязано и одно зависит от другого. Значит, не зря природа бьет тревогу и, обращаясь к вам, просит вас о разумном с ней обращении.

VII. Итог

Учитель:

- Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете.

- С чего начинается наше доброе отношение к планете? (С небольшого уголка – двора, села, города, района.)

Ученик:

Прости, Земля, прости, прости, прости.

Мы, люди так тебя обидели.

Груз совести за это нам нести.

На многое смотрели и… не видели.

Вывод (по предложениям детей):

 Природа — друг человека. Она дает ему все необходимое для жизни: плодородную по­чву, на которой растет зерно и цветут сады; леса и луга, реки и озера; разные полезные ископаемые.

 Люди не могут жить без чистого воздуха, чистой воды, свежей зелени, солнечных лучей.

 Люди любят природу за красоту, за загадки, которые она им загадывает, за ее мудрость и бесконечное разнообразие... Давайте же ее уважать и беречь!

 Люди! Если не можете помочь природе, то хотя бы не навредите ей!

Ученик:

Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила,

Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.

Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.

Защитим её все вместе мы как дружная семья.

Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

VIII. Рефлексия

Все вместе, взявшись за руки, дети произносят:

«Береги свою планету, ведь другой на свете нету!»

Литература:

  1. Мищенкова Л.В. Классные часы для учащихся 1-4 классов. – Ярославль, Академия развития, 2009. – 192 с.: ил.
  2. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся. – Ростов на /Д.: изд-во «Феникс», 2001. – 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): правила поведения, Ответы детей, ответы детей, ветки деревьев, экологическим проблемам, полиэтиленовая пленка, окружающей среды, железная банка, ветки деревьев липы, Классный час «Береги, фонограм­ма спокойной инструментальной, учащихся познавательный интерес, правила поведения людей, новое экологическое мышление, Ход классного часа, листок туалетной бумаги, проблемами охраны окружающей, большому счету виноваты, Природа отдаёт человеку, лови диких животных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос