Автор: Корниенко Валентина Алексеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.12.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Корниенко В. А. Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы) // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2832/ (дата обращения: 23.02.2018).



http://school25.tomsk.ru/images/Main-menu/Kollektiv/Pedagogicheskiy-Kollektiv/Kornienko_Valentina/Kornienko_VA.jpg

В Томской области 160 памятников природы.

Почему выбрали тему проекта о Белом озере? Озеро является природно-историческим, культурным и ландшафтным памятником города Томска. Томичи называют его жемчужиной города, так как оно является красивым и любимым местом отдыха в городе и расположено в нашем Октябрьском районе. О нём существует много легенд и былей. Говорят, что вода в озере была очень чистой и считалась целебной. Нас это очень заинтересовало, так как сейчас это совсем не так. Так каким было озеро, что с ним стало позже и почему? Актуальность выбранной темы очевидна.

  1. Цели проекта:

- популяризация знаний о природно-историческом, культурном и ландшафтном памятнике города Томска — Белом озере;

- воспитание мыслящих и способных к действиям граждан, уважительное отношение к историческому и природному наследию.

2. Задачи:

- на примере исследования истории Белого озера:

- охарактеризовать взаимодействие человека с природой;

- обсудить проблемы, которые встали перед людьми по охране окружающей среды, а также меры, которые предпринимаются для её охраны.

3. Планируемые результаты:

- в школьной библиотеке сделать информационные материалы: выставку рисунков детей, фотографий;

- создать презентацию, видеоролик;

- разработать экскурсионную программу: «Прогулка по Белому озеру»;

- выставить материал на сайте школы, выступить перед родителями своего класса и перед сверстниками из параллели 5-х классов;

- прийти к пониманию нравственной и правовой ответственности человека перед природой и обществом;

- обучающиеся должны научиться работать с документами, соотносить ситуации с положениями законодательства Российской Федерации, работать в группе, осуществлять поиск информации по заданной теме, выделять главное, делать выводы, выступать публично.

При работе над проектом была сформирована творческая группа в составе 8 человек, которая впоследствии разделилась на микрогруппы. С помощью анкеты для выявления знаний об истории Белого озера, социологического опроса, анализа публикаций в средствах массовой информации, в течение недели обучающиеся должны были представить аргументы в пользу выбора решения данной проблемы.

Результаты опроса показали, что знания всех опрошенных о Белом озере поверхностны и недостаточны. Они ограничиваются в основном легендами об озере.

Перед творческой группой встала серьёзная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного, природного наследия малой Родины — своего края, района?

Решили начать с себя: сначала самим изучить и осмыслить исторический, природный и культурный потенциал своего района, а потом уже заняться популяризацией знаний о нём. Разделились на 2 исследовательские группы: одни изучали материалы средств массовой информации и сайты Интернета, другие посетили Государственный архив Томской области на ул. Водяная,78. В читальном зале Государственного архива Томской области дети почувствовали особый трепет, важность мероприятия. Им показали и дали для ознакомления некоторые документы (путеводители), а также разрешили поработать с документами в компьютере архива. Ребята очень были довольны, так как почувствовали себя настоящими исследователями. Изучив обширную нормативно-правовую базу, творческая группа выяснила следующее:

1. Международные документы ставят основной задачей реализацию прав человека и сохранение исторического, природного и культурного наследия человечества.

2. Документы федерального значения определяют правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Принятые федеральные законы об охране окружающей среды нацелены на формирование и воспитание в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как живого существа, над которыми нельзя властвовать без ущерба для себя.

3. Документы органов местного самоуправления одной из задач ставят сохранение истории, природы и культурного наследия района.

Творческой группой была проделана большая работа по изучению материалов о Белом озере: работали в школьной библиотеке, изучали материалы по Интернету, делали рисунки, фотографии, подыскивали стихи, представляли себе, каким было озеро много лет назад. Придумали танец и путеводитель экскурсии по Белому озеру.

Работая над проектом, дети узнали, что интересным явлением природы является способность водоёмов к самоочищению и установление в них так называемого биологического равновесия. Так когда-то и было. Но на процессы самоочищения водоёмов влияет много факторов: один из них — растущее химическое загрязнение водоёмов в результате спуска в них промышленных стоков. Как правило, это отрицательно воздействует на процессы самоочищения воды, вызывая торможение окислительных процессов отмирания микроорганизмов. Почему с Белым озером случилась такая беда? Пагубно сказалось соседство с предприятием «Сибкабель», постарались и жители улиц, сбрасывающие в воду бытовые отходы. Жители и раньше на решение властей внимания не обращали, по-прежнему использовали водоём для своих бытовых нужд. А зелёные насаждения пожирал и вытаптывал скот. Спасти водоём, возродить озеро взялся всё тот же «Сибкабель» и другие солидные организации. Воду из озера выкачали, очистили от грязи и промышленно-бытовых отходов. Родники на время работ забетонировали. Но когда дело было сделано, и их открыли, вода не пошла. Родники умерли. В красиво оформленную чашу озера пришлось закачивать воду.

Участники проекта поняли суть экологической морали: научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла. К природе следует относиться бережно, с позиции заботливого и любящего друга. Ведь легко нарушить связи, существующие в природе, но к каким трагическим последствиям это может привести?

Реализуя идеи проекта, дети почувствовали себя взрослыми людьми, у них появилась уверенность в себе. Надеемся, что ученики школы обратят внимание на наши природные, исторические памятники, задумаются об их судьбе и о судьбе своего района в целом.

Литература:

  1. Кирпиченко, А. Белое озеро: (прошлое и настоящее) / А. Кирпиченко // Муравейник. — 2005. — № 33 (авг.). — С. 4–5: ил.
  2. Привалихина, С. Пруды и озера Томска умирают и возрождаются / С. Привалихина // Томский вестник. — 1997. — 21 окт. — С. 3. — Об озерах г. Томска-Керепеть, Белое, Ереневское, Зыряновское, Университетское, Мавлюкеевское.
  3. Привалихина, С. Томские озера / С. Привалихина // Томск: история и современность: сборник информационных дайджестов по краеведению / Муницип. информ. библ. система г. Томска, Муниципальная библиотекака «Северная»; [сост. Н. В. Яткина, В. Г. Белицина]. — Томск. — 2004. — Выпуск 1. — С. 73–75.
  4. Пронина, М. Старое «новое» озеро Белое / М. Пронина // Аргументы и факты. Томск. — 2003. – № 47.- С.18.
  5. Сазонова, Н. И. Быль и легенда Белого озера / Н. И. Сазонова // Томск: история и современность: в помощь учителю: учебное пособие Томский гос. пед. ун-т (ТГПУ). — Томск, 2012. — С. 253–255
  6. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белое озеро (Томск)
Основные термины (генерируются автоматически): опыта работы, МАОУ СОШ, Белом озере, тему «Белое озеро, Белого озера, истории Белого озера, опыта работы педагога, Экологический исследовательский проект, охране окружающей среды, образования МАОУ СОШ, ФГОС основного общего, жемчужина г, рамках ФГОС основного, работы педагога дополнительного, дополнительного образования МАОУ, педагога дополнительного образования, внедрение стандарта второго, стандарта второго поколения, основного общего образования, организации внеурочной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос