Актуальность создания электронных краеведческих ресурсов библиотек | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Библиотековедение

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 3343 раза

Библиографическое описание:

Буданцева Н. В. Актуальность создания электронных краеведческих ресурсов библиотек // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 281-283. — URL https://moluch.ru/archive/7/505/ (дата обращения: 23.10.2018).

Формирование полноценной человеческой личности, невозможно без усвоения опыта предшествующих поколений. Передача это опыта способствует воспроизводству общественных отношений и формированию самосознания человека как гражданина своей страны. Одним из ключевых каналов, способствующим накоплению и трансляции этого опыта является историческое сознание, под которым понимается «все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспроизводит и оценивает) свое прошлое, точнее - в которых общество воспроизводит своё движение во времени» [1, с. 191].

Своеобразной «стартовой площадкой» для формирования исторического сознания является изучение истории Родного края. Именно через восприятие локальной истории происходит освоение мирового и национального исторического опыта, знакомство с местными культурными и общественными традициями, что способствует нравственному развитию личности, сохранению общечеловеческих ценностей, помогает развитию самостоятельного творческого мышления, мотивов и умений действовать на благо общества [1].

Библиотеки являются хранителями этих многочисленных традиций и по праву выступают в качестве одного из важнейших элементов системы духовного воспроизводства общества, накапливая и передавая письменную традицию об историческом опыте формирования общественных отношений и культуры различных народов. Поэтому, одним из приоритетных направлений краеведческой деятельности библиотек является популяризация локальной истории и приобщение своих многочисленных читателей к комплексной и достоверной информации о прошлом своего края и региона в целом [2].

В настоящее время наблюдается тенденция  увеличения интереса к краеведению не только в среде специалистов данной области деятельности, но и представителей смежных профессий, а также населения  в целом. Это объясняется тем, что в региональный компонент образовательных стандартов всех звеньев обучения было включена краеведческая составляющая,  возросла необходимость подготовки специалистов с ориентацией на особенности родного края, способных  изучать и развивать его.

Деятельность современной библиотеки, в том числе и библиотечное краеведение, уже немыслимо без использования новых информационных технологий, позволяющих облегчить доступ читателей и пользователей к необходимой им краеведческой информации. Информационные технологии позволяют осуществлять доступ к краеведческой информации большего числа абонентов, использовать краеведческие информационные ресурсы с наибольшей полнотой и удобством. Продуктом взаимодействия влияния информационных технологий на краеведческую деятельность библиотек стало создание электронных краеведческих информационных ресурсов библиотек.

Необходимо отметить, что за последние несколько лет произошел значительный сдвиг в области создания электронных краеведческих информационных ресурсов. Это, прежде всего, отражается в их видовом разнообразии и их усложнении. К примеру, если изначально электронными были только краеведческие каталоги  и издания, то на современном этапе развития науки и техники, библиотеками создаются многочисленные краеведческие электронные базы данных, сложные по структуре, включающие большой объем информации с возможностью поиска по различным основаниям. Таким образом, происходит постоянное расширение видового разнообразия  электронных краеведческих ресурсов, появление все новых и более совершенных информационных продуктов библиотек. На данный момент наблюдается  рост количества создаваемых библиотеками электронных краеведческих информационных ресурсов. Это происходит потому, что библиотеки ставят перед собой перспективную задачу максимального раскрытия для большего числа пользователей значения своего родного края, его особенностей и развития.

Основными краеведческими электронными ресурсами библиотек являются:

краеведческие электронные каталоги;

краеведческие базы данных (библиографические и полнотекстовые);

краеведческие электронные библиографические и справочные издания;

электронные версии печатных краеведческих документов;

электронные фактографические краеведческие сведения;

ссылки на краеведческие ресурсы в Интернет [3].

В библиотеках создаются отсылочные, лексикографические, фак­тографические и полнотекстовые краеведческие базы данных, являющиеся уни­кальными по тематике продуктами. Это наиболее ценные краеведче­ские информационные ресурсы библиотек.

Основным видом отсылочных краеведческих баз данных в библиотеке яв­ляются библиографические, содержащие библиографические записи. Среди них наиболее полным источником библиографической информа­ции, включающим библиографические записи на все виды краеведче­ских документов является краеведческий электронный каталог. В нем отражаются все виды документов, поступающие в библиотечную систему: книги, в том числе ретроспективный фонд краеведческой тематики библиотек системы; статьи из всех местных периодических изданий за последние; карты, открытки, видеофильмы, аудиокассеты, компакт-диски, полные тексты документов. Электронный каталог библиотеки — это основа для дальнейшего создания всех краеведческих электронных ресурсов [4]. Он может существовать как отдельная база данных, так и в составе общего электронного каталога библиотеки, в котором существует возможность выделения краеведческого подмассива. Диа­пазон поисковых элементов этого каталога, как показывает библиотеч­ная практика, может быть достаточно широк - вы можете вести поиск по автору, заглавию, заглавию журнала/газеты, классификационному индексу, предметной рубрике, ключевым словам, аннотации, году из­дания, названиям географических объектов и организаций и др.

В областных (краевых) универсальных научных библиотеках ве­дутся, как правило, сводные краеведческие электронные каталоги, отражающие состав краеведческих фондов нескольких самостоятельных библиотек или библиотечной сети региона.

Для поиска сведений о местных изданиях, выпущенных на данной территории, предназначен электронный каталог местных изданий. Такой каталог может существовать как отдельная база данных или в составе краеведческого электронного каталога биб­лиотеки [3, с. 18].

На основе файлов полных текстов краеведческих документов в информационных службах библиотек подготовлен новый вид информационной продукции —  краеведческие дайджесты. Краеведческий электронный дайджест - это электронное изда­ние, составленное из фрагментов текстов многих краеведческих документов (цитат, выдержек, конспектов, реже - рефератов), подобранных по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом, что  дает возможность пользователю с минимальными затратами времени удовлетворить свой запрос. Основная задача дайджеста заключается в обобщении и систематизации уже опубликованных в других изданиях материалов.

Краеведческие дайджесты могут быть универсального, отраслево­го и тематического характера, как непериодические, так и продолжаю­щиеся с ежегодной кумуляцией материала. Электронные дайджесты снабжаются гиперссылками, облегчаю­щими ориентацию в тексте [3, с. 28].

Создание дайджестов дает возможность библиотекам расширить и пополнить свои краеведческие ресурсы актуальной, нужной именно нашему пользователю информацией.

Не редки в библиотечной практике случаи, когда искомая информация находится в разных источниках, сведения отрывочны или дополняют друг друга. В такой ситуации — дайджест незаменим: пользоваться им будет удобно и библиотекарю и читателю [5].

Основными краеведческими электронными изданиями библиотек являются библиографические пособия.

Краеведческое электронное библиографическое пособие - это упорядоченное множество библиографических записей на краеведче­ские документы, представленное в электронной форме.

Краеведческие библиографические пособия бывают различных видов, на которые они делятся по ряду признаков. Универсальные, отраслевые, тематические, биобиблио­графические и персональные краеведческие электронные библио­графические пособия в большинстве своем являются рекомендатель­ными: списки новых поступлений, проспекты-каталоги краеведческих книжных выставок, краткие списки литературы типа «Что читать о ... крае», списки местных изданий и краеведческих библиографических изданий библиотеки [3, с. 23].

Электронные ресурсы по краеведению на Web-страницах представлены многоаспектно, прежде всего через электронные каталоги. Полные тексты краеведческих документов и полные тексты дайджестов доступны в различных разделах сайтов библиотек.

В заключении надо отметить, что задача муниципальных библиотек не только собирать и хранить документы о крае, но и сделать их доступными для пользователей. Организация многоаспектного доступа к краеведческим ресурсам через различные электронные формы — наиболее перспективный путь для дальнейшего развития этого направления работы в библиотеках. Для продвижения краеведческих тематических электронных ресурсов в информационное пространство сети Интернет, библиотека использует несколько каналов:

Во-первых, устанавливаются контакты с создателями других тематических краеведческих электронных ресурсов с целью обмена ссылками. Информационное сообщество очень демократично, поэтому отказы о просьбе размесить ссылку на наши сайты взамен на размещение их ссылок на наших ресурсах встречаются крайне редко.

Во-вторых, это использование сайтов средства массовой информации.

В третьих: регистрация сайтов в различных электронных каталогах и поисковых системах, размещенных в сети Интернет [6].

Электронные краеведческие ресурсы библиотек постоянно развиваются и воплощаются в новые формы. Краеведческая информация давно вышла за стены библиотеки и стала частью мировых информационных ресурсов. Представляя ее в глобальной сети Интернет или на локальных носителях, библиотека не только обеспечивает доступность создаваемой информации, но распространяет знания о своем регионе, способствует формированию и развитию информационных краеведческих потребностей. Несомненно, эта деятельность способствует наращиванию интеллектуального потенциала родного края, сохранению культурного наследия региона, и, конечно же, обеспечивает право каждого человека на свободный доступ к информации [7].

Примечания:

 

1.                  Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод [Текст]/ Ю.А Левада// Философ. проблемы истор. науки/ Ю.А. Левада. - М., 1969. - С. 191 –193.

2.                  Головко, С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления [Текст]: научно-метод. пособие / С. И. Головко. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – С. 14.

3.                  Шаталова, Н.В. Краеведческая электронная продукция библиотек, архивов и музеев [Текст]: практ. руководство / Н.В.Шаталова. – Тамбов: Першина, 2005. –  94 с.

4.                  Ядрова, Г. В. Создание электронных ресурсов Крымского региона: от издательской инициативы до инновационного проекта [Электронный ресурс] // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. — Электрон. дан. (1 файл). — К., 2005. — Вып. 3. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05ygviip.html. — Загол.с экрана.

5.                  Левицкая, Л.В. Создание и использование  электронных ресурсов по краеведению [Электронный ресурс]= Creation and Application of Digital Resource on Local Studies/ Л.В. Левицкая, А.С. Карауш. – Электрон. Дан. – Режим доступа: www. Library.tomsk.ru, свобод. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

6.                  Хромова, Е.Г. Электронные краеведческие  ресурсы как основа региональной, локальной  и социальной памяти. Опыт создания краеведческого информационного подукта «Персона & Белово» [Электронный ресурс]/ Е.Г. Хромова. – Электрон. Дан. – Режим доступа: www.kraslib.ru/foto_albom/doc/47_3.doc, свобод. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

7.                  Ширко, Т.И. Тематические краеведческие электронные ресурсы ТОУНБ им. А.С. Пушкина. Опыт создания и продвижения в информационном пространстве [Электронный ресурс]/ Т. И. Ширко, К.Н. Ширко. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/files2/2565.pdf , свобод. - Загл. с экрана. – Яз. рус.

 

Основные термины (генерируются автоматически): ресурс, библиотека, Электронный ресурс, родной край, Историческое сознание, краеведческая информация, краеведческая база данных, видовое разнообразие, краеведческий электронный каталог, локальная история.


Похожие статьи

Сущность и формы организации эколого-географического...

Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории

Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н. М. Карамзина.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его

Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села; Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Основные термины (генерируются автоматически): Астраханский край, родной край, краеведческий материал, отечественная история, урок...

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

Данный web-квест имеет краеведческую направленность. Цель которого является — воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, углубленное знакомство с историей родного края, уважение к землякам...

Методические подходы к проведению тематических мероприятий...

Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология района, история и культура родного края и т. п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в том числе...

Эколого-краеведческая направленность...

Виды производств, их мощность и характеристика деятельности, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные

Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и в вузе: дис. докт. пед. наук [Электронный ресурс] http...

Морская доблесть континентального города: региональный...

Наряду с макроуровнем краеведческого музееведения, примером которого является

Школьный музей ВМФ, как часть локальной истории, в своей деятельности реализует

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Эл. ресурс]...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Скачать электронную версию.

Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческая работа, краеведческая компетенция, педагог, родной край, знание, достаточный уровень, краеведческая деятельность, краеведческая компетенция

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Сущность и формы организации эколого-географического...

Краеведение как знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. У всех народов сведения о природе, истории

Своеобразным толчком к составлению краеведческих исторических трудов стало издание «Истории государства российского» Н. М. Карамзина.

Программа элективного курса по историческому краеведению...

Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его

Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села; Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации

Использование краеведческого материала на уроках истории...

Историческое краеведение способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Основные термины (генерируются автоматически): Астраханский край, родной край, краеведческий материал, отечественная история, урок...

Образовательный web-квест «Пешком в прошлое»

Данный web-квест имеет краеведческую направленность. Цель которого является — воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, углубленное знакомство с историей родного края, уважение к землякам...

Методические подходы к проведению тематических мероприятий...

Основная группа вопросов должна отражать профиль изучаемого курса (география и экология района, история и культура родного края и т. п.). Остальные вопросы должны касаться всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся, в том числе...

Эколого-краеведческая направленность...

Виды производств, их мощность и характеристика деятельности, ЧС техногенного характера характерные для данных видов производств, современные

Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и в вузе: дис. докт. пед. наук [Электронный ресурс] http...

Морская доблесть континентального города: региональный...

Наряду с макроуровнем краеведческого музееведения, примером которого является

Школьный музей ВМФ, как часть локальной истории, в своей деятельности реализует

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Эл. ресурс]...

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

Скачать электронную версию.

Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи

- сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции...

Основные термины (генерируются автоматически): краеведческая работа, краеведческая компетенция, педагог, родной край, знание, достаточный уровень, краеведческая деятельность, краеведческая компетенция

Задать вопрос. ФИО. Электронная почта.

Задать вопрос