Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Захарова Е. А. Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе // Школьная педагогика. — 2017. — №3. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/71/2800/ (дата обращения: 24.05.2018).



Проблема экологического образования в школе представляется достаточно актуальной в связи с тем, что люди живут не в гармонии с природой. На сегодняшний день, экологические проблемы достаточно сильно влияют на все сферы жизни человека: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы [3]. Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства»Детей, не умеющих еще ходить, — писал Г Ващенко, — надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, рез них животных. Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе».

Проблема обучения экологии в школе отражена в работах Бобылевой Л. Д., Будыко Н, Захлебный А. Н., Суравегина И. Г. Кашлев С. С.

Экология — самый важный источник научного мировоззрения, а мир постигается в процессе познания и в процессе образования, так как школа должна воспитывать у детей чувство близости к природе, ощущать ее красоту, не позволять относиться к ней варварски, жестоко [1]. Экология оказывает большое воздействие на образование и служит источником экологического образования школьников.

В экологическом воспитании особое значение приобретают предметы естественно-географического цикла: Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, что их окружает; Физика и химия формулы, комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства; История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе; Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека.

Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение обучающихся к природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа санитарных отрядов защиты окружающей среды (выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха), отрядов для борьбы с браконьерами (действуют при лесничествах и рыбоводческих), групп скорой помощи зверям и птицам в зимний период; уголки природы.

Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:

– оптимизацию содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри межпредметных связей;

– создание в школах надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

– совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

– формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

Результатом экологического воспитания должна быть сформированная экологическая культура человека, характеризующаяся: разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде; наличием наглядных ценностных ориентаций относительно природы; экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью; приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях); непосредственным участием в природоохранной работе.

Современная система образования не предусматривает выделение экологии как отдельного урока в школьной программе, и поэтому ее изучают в рамках изучения биологии [2]. Например, в 9 классе при изучении курса «Основы общей биологии» в количестве 12 часов (по программе И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой)

На сегодняшний день существует немало методов и приемов изучения биологии и экологии: загадки, экологические сказки, задачи, рассказы, тесты и задания экологического характера.

«Экологизация воспитания» включает в себя несколько направлений деятельности:

Классные часы экологической направленности

Тематика каждого классного часа может быть разнообразной. Например:

Таблица 1

Месяц

Класс

Название классного часа

Тематика беседы

Сентябрь

5

Люблю природы увяданье…

Перемена в жизни растений, отдых животных.

Декабрь

5,6

В лесу родилась ёлочка…

О выборе искусственных и натуральных деревьев

Апрель

5,6,7,8,9

Чистота Земли начинается с нашего двора

Прививание детям трудолюбие, беседа о чистоте вокруг нас. (Субботники)

Каждый классный час может проводиться в разных формах:

1) Игровая форма

2) Беседа с людьми, занимающимися экологическими проблемами

3) Показ фильмов и видеофрагментов

4) Дискуссии

5) Дебаты

Внеклассные мероприятия

Таблица 2

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Выставка поделок из листьев

Октябрь

Осенний бал. Субботники

Посадка деревьев.

Ноябрь

Мероприятия на неделе биологии.

Декабрь

Конкурс фотографий «Русская краса»

Январь

Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы.

Февраль

Проблемы загрязнения воздуха

Март

День птиц

Апрель

Растения как космос

Май

«Лето идет, встречаем!»

Работа с родителями

  1. Проведение родительских собраний на экологическую тематику:

– Роль родителей в воспитании экологической культуры у ребенка.

– Виды экологических катастроф и наша безопасность.

– Воспитание любви к природе и в себе, и в ребенке.

– Можно ли проходить мимо, когда губят природу…

– Наркотику — нет!

– Уважение к природе начинается в семье.

  1. Проведение индивидуальных бесед с родителями по темам:

– Формирование чувства ответственности за себя.

– Экологическое воспитание дома.

– Чистота — залог здоровья.

– Эстетическое воспитание в семье.

– Проблема экологии в мире

– Как сохранить и привить любовь к своему району, городу.

Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем района.

Сформировать у учащихся интерес к созданию экологических проектов:

Таблица 3

Экологический проект

Цели изадачи

Зеленая планета

Формирование эколого-биологических знаний, улучшение экологической среды школы

Посади свое дерево

Озеленение аллей, садов и парков

Мы за чистый город!!!

Уборка парков, аллей, пришкольного участка.

Ты лети, лепесток…

Формирование у детей знаний об особенностях деревьев, их охране и заботе.

Операция «Кормушка»

Изготовление домиков-кормушек для птиц

Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. В рамках экологизации воспитания можно достичь определенных результатов:

– Воспитать в учащихся уважение к окружающей природе.

– Привить любовь к растениям, животным.

– Беречь природу и окружающий мир.

Литература:

  1. Асташина Н. И. Грустная история.//Биология, 2002, № 16, с.2–3.
  2. Асташина Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки “Как синичка в гости летала”//Биология, 2001, № 40, с.8–9.
  3. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003. — № 5. — с. 64–75
  4. Лупанова Т. Е. Биологические сказки//Биология,2001, № 29, с.8–9.
  5. Путешествие лучика. Экологическая сказка. // Начальная школа,1999, № 12, с.98–100.
  6. Чаус Б. Ю., Чаус З. А. Экологические сказки. Из опыта работы. // Начальная школа, 1993, № 9, с.44–46.
Основные термины (генерируются автоматически): экологического образования, экологического воспитания, экологического образования школьников, Проблема экологического образования, экологические проблемы, природоохранной деятельности, экологического воспитания должна, методов экологического воспитания, непрерывного экологического образования, формировании экологического сознания, изучения биологии, Начальная школа, экологическое воспитание школьников, задания экологического характера, активное привлечение школьников, воспитание младших школьников, возрастных групп школьников, эстетическую сущность природы, Проблема обучения экологии, уголков охраны природы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос