Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во внеурочное время в условиях школьного образования Казахстана
Автор: Зикирина Сауле Сайрановна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.
Дата публикации: 06.07.2016
Статья просмотрена: 970 раз
Библиографическое описание:
Зикирина, С. С. Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка во внеурочное время в условиях школьного образования Казахстана / С. С. Зикирина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1119/ (дата обращения: 16.11.2024).
В школах Казахстана начат поэтапный переход на обновленное содержание образования. Важной составляющей обновления учебных программ является внедрение трехъязычного образования. Возможности использования внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков учащихся, создания среды общения для функционального применения изучаемого языка является одних из трех главных составляющих внедрения трёхъязычия.
Ключевые слова: обновление образования, внедрение трехъязычия, внеурочная деятельность учащихся, трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальной школы
Министерством образования и науки Республики Казахстан в рамках реализации пунктов 76, 79, 89 Плана нации «100 конкретных шагов: современное государство для всех» и ГПРОН на 2016–2019 годы начат поэтапный переход на обновленное содержание образования. С 1 сентября этого года во всех школах страны внедряется обновленная программа, направленная на развитие функциональной грамотности обучающихся, успешно опробированная пилотными школами по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ. Это обучение детей с 6 лет, способствующее более раннему интеллектуальному развитию и социальной подготовке ребенка. Это раннее введение предмета «Английский язык» (со 2 класса). Уменьшение учебной нагрузки в целях сохранения здоровья детей, совершенствование владения родным языком через функциональный подход к обучению. Усиление практико-ориентированности содержания образования и его инновационного характера, реализация индивидуальной образовательной траектории обучающихся через предпрофильную (8–10 классы) и профильную (11–12 классы) подготовку [4, п.76,79,89]. Все это теперь должно прийти постепенно во все казахстанские школы.
Важной составляющей обновления учебных программ является внедрение трехъязычного образования, начатой в рамках реализации Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы. Трехъязычие предполагает развитие казахского языка, поддержание русского языка и внедрение английского языка. Реализация этой программы уже начата через изучение языковых предметов, преподавание предметов на трех языках и внеурочную деятельность [2, р. Этапы реализации]. Обучение в начальных классах проводится на языке обучения: обучающиеся изучают казахский, русский, английский языки как отдельные предметы. В основной школе предусмотрено изучение «Истории Казахстана» на казахском языке и «Всемирной истории» на русском языке (независимо от языка обучения школы) с 2019 года. И только с 2019 года в старшей школе (10–11 классы) предполагается изучение двух предметов (по выбору учащихся) из 4 предметов естественного цикла «Химия», «Физика», «Информатика», «Биология» на английском языке [1, c.5,10].
Из трех главных составляющих внедрения трёхъязычия хочу остановиться на возможности использовании внеурочной деятельности для развития коммуникативных навыков учащихся, создания среды общения для функционального применения изучаемого языка.
Внеурочная деятельность в наших школах включает в себя написание и защиту научно-исследовательских проектов как внутри страны, так и за рубежом, экскурсии, экспедиции, работу пресс-центров на трех языках, работу школьных театров, телестудий, дебатных клубов, проведение интеллектуальных игр, летние языковые школы, привлечение международных преподавателей.
В летнее время работают языковые курсы для вновь поступивших учащихся, требующих дополнительного языкового погружения. Положительными моментами летних школ является то, что учащиеся получают реальное представление о необходимой языковой подготовке, о своем уровне владения языком и мощную мотивацию дальнейшего совершенствования языка. Учащиеся осознают, что чтение книг является реальным условием изучения и практики иностранного языка. В 2015–2016 учебном году все студенты подружились и научились оперативно, быстро, творчески и самостоятельно работать в команде. По окончании курсов студенты сняли видео — ролик «We are happy from Petro». Провели соревнования роботов в беге, которых сконструировали сами после занятий.
Ежегодно, осенью, в сентябре месяце в нашей школе стартует декада языков народа Казахстана. Ответственными за проведение ряда мероприятий являются кафедры казахского, русского и английского языков.
Цель проведения декады языков — развитие интереса учащихся к изучению родного и иностранных языков в условиях школьного образования.
Говоря, о развитии интереса к изучению английского языка, нами были определены следующие задачи мероприятий в рамках декады:
- Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка через креативный подход в организации мероприятий;
- Расширение, закрепление и систематизация языковых знаний и навыков;
- Приобретение дополнительных знаний и коммуникативных навыков, развитие социокультурных компетенций учащихся.
Открытие декады языков состоялось 10 сентября в холле школы, где активное участие приняли не только ученики, но и весь преподавательский состав.
Кафедра английского языка и команда международных учителей встретила учащихся мелодичными песнями под аккомпанемент гитары и сладостями с сюрпризами-пожеланиями на английском языке.
Известно, что эффективное изучение иностранного языка может осуществляться через применение визуальных, графических и устных данных, именно по этому принципу нами был организован старт языковой декады. До начала первого урока учащиеся с огромным энтузиазмом исполняли песни (каждому были даны тесты песен), смотрели видео-презентацию по тематике декады, говорили друг другу пожелания на английском языке.
В рамках мероприятий декады языков среди учащихся 7–11 классов был проведен конкурс фотографий «I love languages». Цель мероприятия — развитие творческого потенциала учащихся и умения выражения идей через фоторесурс. Лучшие фотоработы учащихся были размещены на стенде в форме коллажа. Главным критерием оценивания работ являлось креативность и качество фотографий. Наиболее популярным атрибутом в фотографиях ребят являлись книги и учебники в виде сердец.
Помимо активизации творческих способностей учащихся, нами было проведено спортивное мероприятие — английская игра «Frisbee». Ученики 9-х классов и команда иностранных и казахстанских учителей английского языка приняли активное участие в состязании на свежем воздухе. В ходе игры происходило живое общение с носителями английского языка, сплочение команд, что несомненно имело эффект позитивного психологического настроя.
Завершилась декада конкурсом презентаций «Learn English — Understand the World» (Contest of Presentations of English Speaking Countries). Учащимся 11 классов было предложено представить одну из англоговорящих стран, применяя креативный подход в выражении своих идей. В актовом зале школе четыре команды учащихся 11 классов представили презентацию следующих стран: Англия, США, Австралия и Канада. Подход к презентациям приятно удивил зрителей, учащиеся не ограничивались применением ИКТ, но также продемонстрировали хорошие способности в театрализации, пении и танцах.
В завершении команда международных учителей провела творческую рефлексию мероприятия. Международный учитель английского Соня Фолоувер провела конкурс скороговорок, где все желающие могли испытать свои способности в скорости речи. Брэди Тэнер провел интерактивное обучение всей аудитории зрителей известным фразеологизмам в английском языке, что являлось логичным завершением конкурса презентаций.
Отзывы учащихся показывают, что декада языков произвела незабываемое впечатление на всех участников мероприятий. Ученики отмечают практическую важность, которая заключалась в коммуникативном общении в реальных ситуациях, а также эффективность креативного подхода в организации мероприятий.
В течении учебного года по инициативе учителей английского языка на больших переменах проводится проект «Speaking Time» («Время говорения»), в рамках которого иностранные учителя, носители языка, разговаривают с учащимися на различные темы, знакомят их с наиболее популярными, часто употребляемыми фразами, иногда даже за чашкой чая.
С большим удовольствием занимаются учащиеся в драматическом кружке, и читательском клубе. Учащиеся 8 классов представили на суд зрителей английскую сказку «Белоснежка и семь гномов»
Обновленная система образования развивает у ребенка толерантность и уважение к культуре других народов, религиям, традициям и языковым различиям. Поэтому обучение и воспитание личности являются важнейшей частью государтсвенной и образовательной политики. [3, c.13,14]. Назарбаев интеллектуальные школы являются флагманами образовательной политики государства.
Литература:
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016–2019 годы, Астана, 2016, с. 5,10
- Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015–2020 годы, государственная программа, 2015, р. «Этапы реализации»
- Шамшивалиева К. Н., Педагогический диалог, «От общеобразовательной политики к практике и исследованию», Астана, 2014, № 4(10), с. 13,14.
- План нации «100 конкретных шагов. Современное государство для всех», Астана, 2015, п.76,79,89.
Ключевые слова
обновление образования, внедрение трехъязычия, внеурочная деятельность учащихся, трансляция опыта Назарбаев Интеллектуальной школыПохожие статьи
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Самостоятельная работа как условие развития творческой активности одаренных учащихся
В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности и индивидуального обучения одаренных учащихся в общеобразовательных школах. Самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения (на уроках к...
Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации
Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...
ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка
Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...
Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе
Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...
Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка
Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...
Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...
Развитие познавательных навыков детей на основе проектной технологии
Одним из основных приоритетов развития мировой системы образования в XXI веке является повышение уровня образования с применением новых технологий. Технология проектного обучения значительно способствует развитию знаний. Это связано с тем, что через ...
Организация обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматривается о значительном количестве молодых людей заинтересованных в овладении основами навыков общения не одной, а двумя и, если это возможно, большим количеством иностранных языков, а также проявление интереса молодежи к навыкам чтен...
Похожие статьи
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...
Использование инновационных образовательных технологий в повышении эффективности уроков чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования инновационных образовательных технологий, создающих благоприятные условия для совершенст...
Самостоятельная работа как условие развития творческой активности одаренных учащихся
В статье рассматриваются проблемы развития творческой активности и индивидуального обучения одаренных учащихся в общеобразовательных школах. Самостоятельная работа одаренных детей в общеобразрвательных школах с кыргызским языком обучения (на уроках к...
Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации
Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...
ИКТ в процессе обучения грамматике иностранного языка
Статья посвящена рассмотрению использования ИКТ на уроках немецкого языка. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет разнообразить процесс обучения. Мультимедийные презентации не только способствуют развитию творчества учителя и ...
Методический потенциал электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе
Одной из приоритетных задач высшей школы в обучении иностранному языку является формирование информационно-коммуникационной компетенции выпускников. Решение этой задачи обеспечивается информатизаций учебного процесса: внедрением электронных образоват...
Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка
Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...
Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации изучения китайского языка на примере Корпуса переводчиков ARIS
В статье описывается процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов языкового вуза в процессе участия в работе корпуса переводчиков «ARIS» Дальневосточного федерального университета. Корпус переводчиков является важной соста...
Развитие познавательных навыков детей на основе проектной технологии
Одним из основных приоритетов развития мировой системы образования в XXI веке является повышение уровня образования с применением новых технологий. Технология проектного обучения значительно способствует развитию знаний. Это связано с тем, что через ...
Организация обучения иностранным языкам в вузе
В статье рассматривается о значительном количестве молодых людей заинтересованных в овладении основами навыков общения не одной, а двумя и, если это возможно, большим количеством иностранных языков, а также проявление интереса молодежи к навыкам чтен...