Актуальность исследования. Внеклассная работа имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Внеклассная работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции младших школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Конец дошкольного периода и начало школьного — это стресс для ребёнка и дополнительные нагрузки. Малыш не сразу становится школьником, ведь ему сложно моментально стать усидчивым, внимательным, сосредоточенным, исполнительным, готовым воспринимать большие пласты новой информации. Всему этому нужно постепенно учить. В настоящее время можно отметить снижение познавательных интересов детей, в том числе и при изучении иностранного языка. Это происходит в связи с тем, что организаторы учебного процесса в начальной школе недостаточно внимания уделяют формированию познавательных интересов школьников, или такая работа носит эпизодический, бессистемный характер.
При обучении в начальной школе у учеников происходит активное развитие познавательных интересов. Задача учителя — максимально содействовать стремлению к получению новых знаний. Одним из таких средств содействия являются внеклассные мероприятия. Так же, успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения, но и от правильной и эффективной организации внеклассного мероприятия по предмету, соответствие его содержания интересам и желаниям детей.
Цель исследования — выявить и проанализировать особенности учебных интересов при изучении английского языка у учеников 2 класса и разработать модель организации внеклассного мероприятия с учетом этих интересов.
Задачи:
– рассмотреть понятие «внеклассная работа» в современной педагогической литературе;
– выделить особенности внеклассной работы в начальной школе;
– подобрать или разработать диагностические методики;
– сформировать экспериментальную группу;
– провести исследование на выявление учебных интересов и их особенностей у учеников 2 класса при изучении английского языка;
– проанализировать и систематизировать полученные данные;
– сформулировать выводы об особенностях учебных интересов у младших школьников;
– разработать модель эффективной методики организации внеклассного мероприятия в начальной школе с учетом учебных интересов учеников.
Объект исследования — сфера учебных интересов учеников 2 класса.
Предмет исследования— учебные интересы и их особенности при изучении английского языка.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы планируется использовать методики, адекватные объекту и предмету исследования: анализ научной литературы (обобщение, систематизация) и анкетирование как метод социальной пробы.
База исследования: исследование будет проведено на базе ЧОУ начальная школа-детский сад «Еврогимназия». Экспериментальную группу составят 19 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2 класса.
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся».
Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают, что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [1].
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.
Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относят следующие:
– формирование познавательного интереса к предмету;
– связывание школьного предмета с жизнью;
– углубление и расширение содержания изучаемого предмета;
– развитие способностей учащихся;
– осуществление индивидуального подхода;
– профессиональная организация внеклассной работы по предмету;
совершенствование умений и навыков использования источников информации [3].
Внеклассная деятельность в современной школе должна занимать значительную часть образовательного процесса. Для этого необходимо тесное сотрудничество школ с учреждениями дополнительного образования, цель работы которых состоит в эффективной организации досуга детей.
Среди преимуществ этого партнерства стоит выделить широкую возможность для ребенка выбора сферы и вида деятельности. При этом делают ориентацию на личные интересы, потребности, способности школьника. На сегодняшний день частной практикой является проведение учителем внеклассной работы по предмету [4].
Так же, в ходе нашей работы нам удалось выявить основные задачи внеклассной работы:
– Привитие интереса к предмету
– Развитие и усовершенствование навыков по определенному предмету
– Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
– Подготовка учащихся к практической деятельности
Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием [2].
Основные учебные интересы учащихся при изучении языка (на примере учащихся 2 класса ЧОУ начальная школа— детский сад «Еврогимназия»)
Для практической части нашего исследования мы использовали такой метод социальной пробы как анкетирование. Мы решили, что ответы, полученные этим способом, будут самые честные и точные. Для составления анкеты мы использовали вопрос «Что тебе нравится больше на уроках английского языка» и 12 вариантов ответов, которые наиболее ярко отражают учебные интересы и пожелания детей при изучении иностранного языка. Учащимся была предоставлена возможность выбрать несколько вариантов ответов.
Также в ходе нашего исследования проводилась беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно», она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.
Во 2 классе обучается 19 человек, из них 15 мальчиков и 4 девочки. Сначала, мы провели анкетирование. На вопрос, «Что тебе нравится больше на уроках английского языка?» 9 человек выбрали вариант ответа «Выводить грамматические правила», 6 человек — «Выполнять упражнения по английскому языку», 10 человек — «Самому составлять упражнения по английскому языку», 6 человек — «Узнавать, откуда произошли слова», 8 человек — «Делать упражнения по грамматике», 5 человек — «Узнавать, почему предмет называется определенным словом», 9 человек — «Составлять упражнения по грамматике», 2 человека — «Узнавать правила написания и чтения слов», 5 чело-век — «Слушать, когда учитель рассказывает что-нибудь необычное», 9 человек — «Узнавать о традициях и культуре Англии», 7 человек — «Слушать, когда учитель приводит интересные примеры».
В ходе беседы на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно?» учащиеся отве-чали на следующие вопросы:
Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?
Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравился английский язык?
Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:
«Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?»
Данный вопрос бурно обсуждался большинством учащимися. Были даны такие ответы:
10 учащихся считают: любимый предмет — это тот, предмет, где много игр, ре-бусов, загадок. 9 учащихся считают, что любимый предмет — это тот, предмет, где можно рисовать и разгадывать кроссворды, составлять задачи, примеры.
Также в беседе задавался такой вопрос:
«Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравился английский язык?»
5 учащихся ответили «делать упражнения», 6 учащихся ответили «Читать и переводить тексты», 8 учащихся ответили «разгадывать кроссворды и выполнять интересные задания по английскому языку».
Наиболее интересные ответы дали пять учащихся:
Артем: «Я хочу составлять кроссворды и ребусы по пройденным словам»;
Полина: «Читать и переводить новые слова, а затем составлять из них предложения»;
Влад: «Выполнять различные упражнения на компьютере»;
Михаил: «Составлять упражнения по пройденным правилам»;
Настя: «Проверять выполненные упражнения, кроссворды, ребусы. Находить в них ошибки и исправлять их».
На вопрос, «Какие задания вы любите выполнять больше всего: выполнять грамматические упражнения, или разгадывать ребусы, или решать кроссворды или читать и переводить текст?» 4 учащихся ответили «Мне нравится переводить текст, потому что мне интересно, о чем говорилось»;
4 учащихся ответили «Я люблю выполнять грамматические упражнения, потому что это у меня хорошо получается»;
5 учащихся ответили «Мне нравится разгадывать и составлять ребусы и кроссворды, потому что я люблю разгадывать скрытые слова», 6 учащихся ответили «Я люблю читать слова и выполнять упражнения по английскому языку, потому что мне интересно это делать».
Таким образом, в результате исследования нами был сделан следующий вывод:
– В основном большинство учеников 2 класса проявляют учебный интерес при изучении языка к составлению упражнений, выполнению упражнений на грамматические правила, а также проявляют желание к изучению культуры и традиций Англии.
– основными методиками организации внеклассных мероприятий по английскому языку являются решение ребусов, кроссвордов, чтение и перевод текстов. Анализируя результаты исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся 2 класса до проведения внеклассных мероприятий и анкетирования наблюдался средний уровень познавательного интереса к английскому языку. После проведения внеклассных мероприятий по английскому языку с использованием занимательного материала уровень познавательного интереса повысился.
Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий в соответствии с учебными интересами учащихся при изучении языка способствует повышению познавательного интереса к английскому языку, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.
Литература:
- Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Ш. А. Амонашвили. — М.: “Университет”, 1990 г. — 287 с.
- Артимович М. Д. В помощь руководителю кружка / М. Д. Артимович // Информационно — методический вестник. — 2013. — № 2 — С.17–25.
- Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова. Веселые и занимательные игры, упражнения, стихи и скороговорки для гармоничного развития детей / И. Лопухина- М.: Корона-Век, 2014. — 144с
- Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в начальной школе. / С. Н. Савина. — М.: «Просвещение», 2000 г. — 160 с.