Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 264 раза

Библиографическое описание:

Тимохова, О. Л. Развитие глобальных компетенций через использование интерактивных методов и приемов на уроках иностранного языка / О. Л. Тимохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97176/ (дата обращения: 21.12.2024).



Ключевые слова: взаимодействие, обучение общению, обсуждение, коммуникативная ситуация, точка зрения, мыслительная деятельность.

Интерактивные методы и приемы обучения представляют собой такую организацию учебного процесса, при которой приобретение знаний учащимися происходит не через простую трансляцию знаний от учителя к ученику, а через совместную деятельность учащихся над освоением учебного материала, обмен знаниями, идеями, решение общих, но значимых для каждого участника задач. Направлены на использование ситуаций, проблемных вопросов и других заданий, позволяющих применять принцип дифференциации обучения. Использование на уроках методов интерактивного обучения позволяет всецело завладеть вниманием учащихся, поддерживать оживленное общение и интерес к изучаемой теме, вовлечь в процесс обучения всех учеников, расширить информационную базу урока, повысить уровень доступности учебной информации, увеличить степень индивидуального подхода к учащимся, тем самым повысить эффективность формирования коммуникативных УУД, что в современной школе актуально в рамках реализации ФГОС.

Глобальные компетенции представляют инновационное направление и рассматриваются как проявление функциональной грамотности и как важнейшая цель обучения. Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними. Однако наблюдения показывают, что выпускники школ, в основном, владеют определенным запасом учебных знаний, но не всегда могут высказать своё мнение и отстоять его. Таким образом, можно говорить о недостаточно сформированной культуре общения школьников. Делая вывод из вышеизложенного, мы понимаем, что целью, к которой следует стремиться на уроках, является создание условий для формирования прежде всего коммуникативной компетенции учащихся, а исходя из собственной образовательной практики, мы можем сказать, что обучение общению не требует ни дополнительного языкового материала, ни дополнительного времени. Поставленная цель может быть достигнута за счет изменения характера мотивации учебной деятельности для учащихся и перестройки ее структуры. Вместо распространенных на уроках пересказов, ответов на вопросы, изменения заданного готового текста учащимся предлагаются другие виды деятельности.

Опыт работы в данном направлении представлен в ходе подготовки к обобщающему уроку «Конкурс подростков лицея № 89». Этот обобщающий урок проводился в 7 классах по первому разделу учебника Биболетовой М. З. «Enjoy English» и проходил в форме конкурсной программы в музее нашего лицея в течение 1,5 ч. Этому уроку предшествовала большая подготовительная работа, которая осуществлялась в каждом классе по следующей методике. В соответствии с тематическим планированием на изучение данного модуля отводилось 27 часов. Он был разбит на 3 блока. Первый блок включал в себя три подраздела: участие в викторинах и конкурсах, описание людей и себя, изменения в себе. На первых уроках учащиеся познакомились с условиями конкурса и провели опрос мнений, задачей которого являлось опросить как можно больше присутствующих с тем, чтобы выяснить их отношение к конкурсному движению. Для этого школьники свободно перемещались по классу, выбирали ученика, которому адресовали свои вопросы, фиксировали ответы в записной книжке, а затем выбирали другого ученика. После семантизации лексических единиц мы использовали интерактивные приемы для их закрепления в речи. Так, для непроизвольного запоминания прилагательных учащимся предлагалось проранжировать качества личности в зависимости от их ценности и выработать свою позицию. Данный прием позволил выявить различия в точках зрения учащихся, проанализировать и в дальнейшем провести их обсуждение. Прием «Составление рассказа» стимулировал учащихся к составлению связного высказывания, активизировал употребление не только отдельных структур и выражений, над которыми велась работа в данный момент, но и большого количества материала, усвоенного при изучении других тем. Учащиеся выполняли индивидуальное задание: составить рассказ о себе по начальным фразам предложений. Для создания подлинно коммуникативной ситуации на уроке мы обратились к приёму «Интервью». Учащиеся выявляли личностные качества, присущие их респондентам. Применялась работа в парах, а затем в группах. Каждый из интервьюеров должен был составить и представить рассказ о своём респонденте. Домашнее задание носило творческий характер: составить опросник для проведения интервью. Работа по первому блоку завершилась творческим заданием — подготовить сочинение (записать ответы на вопросы в форме рассказа о себе: использовать 5 прилагательных для описания качеств личности, написать о тех качествах, которые ты хотел бы в себе развивать). В конкурсе сочинений, который проходил на 9-ом уроке, принимали участие все учащиеся класса. После обсуждения и голосования было выбрано лучшее сочинение, его автор должен был подготовить свое выступление на обобщающий урок.

Второй блок включал 4 подраздела: твое будущее, информация о конкурсах, числительные и даты, выдающиеся люди. При изучении темы «Твое будущее» формой урока была выбрана дискуссионная игра. Каждый получал две копии таблицы, которые нужно было заполнить. Первую — положительными прогнозами возможного развития будущего планеты, вторую — негативными. После этого обсуждение проводилось в группах, где ребята делились своими страхами и ожиданиями. Работая над содержанием этой темы, мы считали важным использовать воспитательные возможности изучаемого материала и активизировать мыслительную деятельность учащихся. При выполнении задания «Цели в жизни» школьникам, например, предлагалось рассказать не только о своей будущей профессии, но и о том, чего они хотят достичь в профессиональной деятельности через 5 лет, 30 лет. Это задание использовалось в течение 5 уроков с изменением тематики общения. На итоговом занятии (урок № 18) по данному блоку проходил конкурс диалогов. При выставлении отметок учитывалось: творчество учащихся, актерские способности, умение вести беседу (начать беседу, поддержать ее, использовать реплики согласия/несогласия, задавать уточняющие вопросы, завершить беседу). Лучший из диалогов, по мнению учащихся, в соответствии с условиями конкурса, представлялся на обобщающий урок по данному разделу. В ходе подготовки к обобщающему уроку внимание школьников акцентировалось на их готовность к ответу на любой вопрос присутствующих.

Третий блок составили 4 подраздела: праздники и народные приметы англоговорящих стран и России, истории изобретений средств коммуникации, телефон, компьютеры. Учащиеся выполняли следующие творческие задания: подготовить рекламный проспект об Интернет-провайдерах, провести опрос родителей и выяснить их отношение к компьютерам и Интернету. Для того чтобы учащиеся могли овладеть необходимыми в общении коммуникативными умениями, проводилась учебная дискуссия: «Интернет. За и против». Ребята учились вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, уважать различные мнения, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную необходимыми аргументами.

В нашем лицее на протяжении многих лет существует клуб интернациональной дружбы. Школьники ведут переписку как со своими сверстниками, так и с зарубежными педагогами, например, Кэтлин Агнью из американского города Биг Тимбер (штат Монтана), которая приезжала в наш лицей в 2013 г. Очень важно, чтобы ребята не только узнавали об их жизни, знакомились с иноязычной культурой, но и изучали историю и культуру своего края, родного города. Поэтому на обобщающий урок по данному блоку было представлено задание — защита проекта «Создание видеоролика о Кузбассе» для зарубежных сверстников. Тему видеоролика каждый класс определял сам. Учащиеся 7 «А» класса решили создать экспозицию о музее «Красная Горка» — самого молодого музея, на территории которого началось развитие угольного дела в Кузбассе. Ребята 7«Б» класса выбрали историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница», договорились сделать таблоид и представить доклад. Группа 7 «В» класса пришла к решению подготовить презентацию о нашем лицее № 89 и городе Кемерово. Подготовка проекта занимала два месяца. Предварительно ученикам было рассказано, что такое проектная деятельность, какие приемы работы используются при её выполнении, определялись критерии оценки проекта. На подготовительном этапе в каждой группе обсуждалась тема, отбирался материал по данной теме, распределялись поручения. В зависимости от интеллектуального и творческого потенциала выбирались фотографы, корреспонденты, журналисты и писатели. Члены подгрупп составляли свой план работы над проектом. Каждый учащийся выбирал, какой посильный вклад он сможет внести в разработку проекта. По мере необходимости ребята консультировались с учителями истории, руководителем школьного музея, классными руководителями, учителями информатики и иностранного языка. Консультации включали как сбор информации, отбор фактического материала для проекта, так и техническое оформление (создание слайдов, музыкального сопровождения), перевод этого материала на английский язык. В течение двух месяцев мы консультировали школьников, направляли их деятельность, а также осуществляли контроль по созданию проекта.

Таким образом проведенная подготовительная работа позволила не только провести обучающий конкурс, но также способствовала созданию условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): обобщающий урок, учащийся, класс, блок, коммуникативная компетенция учащихся, коммуникативная ситуация, Кузбасс, создание условий, условие конкурса, ходя подготовки.


Похожие статьи

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования

Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Образование — это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональной стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося. Существование человечества невозможно представить вне коммуни...

Похожие статьи

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются методы и приемы, способствующие активизации коммуникативных технологий и их использование в образовательном процессе.

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Мультимедийная презентация на занятиях английского языка как средство формирования лексических навыков дошкольников

В статье автор исследует использование мультимедийной презентации в процессе формирования лексических навыков дошкольников на занятиях английского языка.

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Формирование коммуникативных компетенций на уроках географии и во внеурочной деятельности

В статье анализируется понятие «коммуникативная компетенция», рассматриваются способы и формы формирования коммуникативных умений учащихся в процессе обучения на уроках географии.

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Эффективное применение коммуникативных игр на уроках иностранного языка

В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления образования

Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Образование — это мощнейшее средство формирования не только умственных способностей, но и духовно-эмоциональной стороны личности, которые определяют развитие и жизненный путь обучающегося. Существование человечества невозможно представить вне коммуни...

Задать вопрос