Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: разное

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (22) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.09.2021

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Фадеева, Ю. А. Использование текстового редактора на логопедических занятиях по коррекции нарушений письменной речи обучающихся с ОВЗ / Ю. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 3 (22). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/204/6600/ (дата обращения: 16.12.2024).



У большей части детей с ОВЗ, имеющих нарушения письменной речи, наблюдается недостаточная мотивация к учебной деятельности и низкая познавательная активность. В то же время, у всех современных детей присутствует большая заинтересованность во всем, что связано с цифровыми технологиями.

Учитель-логопед может использовать в своей работе текстовой редактор на ПК или ноутбуке (например, Microsoft Word). В 3–4 классах школьникам уже доступно изменение текста на компьютере, это воспринимается детьми, как игровой момент в занятии. Как показывает практика, при выполнении таких упражнений в текстовом редакторе обучающиеся более внимательны и сосредоточены, чем при традиционной работе в тетради или на карточках с аналогичными упражнениями.

Игра «Лишнее слово»

Задание: Прочитай ряд слов и выдели слово, которое отличается от остальных:

кот, код, кот, кот, кот

сон, сок, сок, сок, сок

мох, мох, мох, мех, мох

суп, суп, суп, суп, суд

семья, семя, семья, семья, семья

телёнок, телёнок, котёнок, телёнок, телёнок

мел, мел, мель, мел, мел

пирог, порог, пирог, пирог, пирог

уточка, уточка, уточка, уточка, удочка

забор, забор, забор, задор, забор

Игра «Заколдованные буквы»

Задание: Некоторые буквы и цифры похожи. Прочитай текст и замени цифры буквами. Запомни и повтори.

6иди7 8аня на ди8ане,

Под ди8аном 8анно4ка,

8 этой 8анне 8ме6то бани

4асто мыли 8ане4ку.

*

7у4ки о4ень 6ку4ные,

Потому 4то ту4ные.

Когда пла4у7 7у4и,

Им 4у7ь-4у7ь полу4ше.

*

6аша люби7 6ушки,

А 6оня — 8а7рушки.

*

67ёпа принё6 6ё67рам на перекрё67ок пё67рые блё67ки.

*

3ав7ра у 3ои 3на7ный пра3дник.

Игра «Цепочка слов»

Задание: Нужно составить цепочку из перемешанных слов — следующее

слово должно начинаться с последней буквы предыдущего слова.

Мороженое — ель — ларек — колено — обруч — чулан — нож — жёлудь — динозавр — рукав — вертолёт — талия — яхта — алмаз — заяц.

Игра «Вставь пропущенную букву»

Задание: Вставь пропущенные первые буквы и получи разные слова

.ом.ом.ом.ом.ом

(дом, ком, лом, сом, том)

.ень.ень.ень.ень

(день, пень, лень, тень)

.очка.очка.очка.очка.очка.очка

(бочка, дочка, кочка, мочка, ночка, точка)

.олос.олос.олос

(волос, голос, колос)

.орка.орка.орка

(горка, корка, норка)

.айка.айка.айка.айка

(зайка, майка, лайка, чайка)

Игра «Зашифрованные слова»

Задание: Расшифруй слова, замени числа словами.

100лица, 7я, 40а, 100л, 1очество, 3буна, 40оножка, 100матолог, ви3на, ла100чка, во100к, о5, р1а, пи100лет, р1ка, ак3са, смор1а, с3жка, рас100яние,

по2л, 100янка, по100вой, мо100вая, сес3чка, 100рож, 3котаж, ме100.

Игра «Допиши букву»

Задание: Добавь в слова недостающую букву или слог из двух заданных.

Ц или С: пале…, вопро…, пылесо…, коне…, молоде…;

Ц или Ч: пе…ка, ре…ка, о…енка, ули…а, мыльни…а;

Ц или Т: …ирк, …ир, коне…, приве…, …ыплёнок, …игрёнок;

Ш или Щ: …есть, каранда…, ма…ина, пу…а,, ово…, ду…, …ётка;

Щ или СЬ: ле…, пла…, кле…, гу…, ло…;

СА или ЗА: ва…, ко…, ко…, ло…, гро…, берё…, поло…;

ЖА или ЗА: берё…, мимо…, подли…, лы…, кра…, зано…, ко…;

ЧА или ЩА: ту…, ро…, пи…, гу…, ку…, да…;

ЦА или СА: кури…, мельни…, ко…, поло…, ли…, умни…

Игра «Верно — неверно?»

Задание: Прочитай слоги и подумай, правильно ли составлено слово из указанных слогов. Исправь слова.

во-во-во, ро-ро-ро, на-на-на — корона;

со-со-со, ба-ба-ба, ка-ка-ка — сорока;

па-па-па, ро-ро-ро, воз-воз-воз — пароход.

Игра «Четвёртый лишний»

Задание: В каждом ряду выдели лишнее слово по количеству слогов в слове.

волчонок — львёнок — лисёнок — тигрёнок

козлёнок — поросёнок — телёнок — крольчонок

самокат — самовар — салют — самолёт

кормушка — неваляшка — хлопушка — подушка

сухарница — салфетница — хлебница — сахарница

холодильник — морозильник — светильник — кипятильник

Игра «Путаница»

Задание: Прочитай стихотворение, найди перепутанные слова и исправь

ошибки.

На столе лежала мышка,

по столу бежала шишка,

мышку хвостиком задела,

мышка на пол полетела,

вслед за мышкой скачет шишка:

— Догоняю, шалунишка!

*

Тихо тикают собаки,

Громко гавкают носы,

Чистят чижики часы.

Игра «Составь предложение»

Задание: Выдели первые слоги из слов, прочитай, что получилось, составь слова и запиши предложение.

Машина, малина, мыши, лапа, пони, сурок, духи. (Мама мыла посуду)

Марка, газон, рисунок, тазик, бегемот, гараж, лама. (Маргарита бегала)

Шуба, ранец, лютик, битва, корова, фея. (Шура любит кофе)

Сено, рёва, жара, ива, лиса, заяц, игла, ракета, лицо. (Серёжа и Лиза играли)

Ворона, лопата, дядя, Ира, тарелка, няня, енот, лимон, карамель, шумит. (Володя и Таня ели кашу)

Задание: Выдели последние слоги из слов, прочитай, что получилось, составь слова и запиши предложение.

Колесо, торба, река, корона, маслице, накопи (Собака на цепи)

Какао, воля, трое, молекула, укол, верба, унесу (Оля ела колбасу)

Роли, голоса, комары, метла, пианино, кенгуру (Лиса рыла нору)

Гитара, какая, корова, дарит, клещи (Рая варит щи)

Рука, хотя, спина, везде, школа, слониха, салат (Катя надела халат)

Шляпа, каша, надолго, гранит, молоко, внизу (Паша гонит козу)

«Добавь по смыслу»

Задание: Допиши подходящие по смыслу слова.

Лягушка квакает, а кукушка …

У козы козлёнок, а у лисы …

Белка в дупле, а собака …

У кошки шерсть, а у карпа …

У вороны гнездо, у пчелы …

Ушами слушают, глазами …

Карась плавает, а стриж …

Кашу варят, а котлеты …

Воду наливают, а муку …

Стул может сломаться, а чашка может …

Медведь рычит, а комар …

Посуду моют, а бельё …

Литература:

  1. Яшина К. И. Использование текстового редактора для проведения речевых игр в процессе коррекционной работы с младшими школьниками с нарушениями чтения// Чтение в цифровую эпоху: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии, 15 мая 2018 г. / под общ. ред. О. А. Величенковой и А. В. Лагутиной.— М., 2018.

Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях по русскому языку

Похожие статьи

Принципы и методы логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР

Применение таблиц для развития мышления у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Использование облачных интернет-технологий на дистанционных уроках русского языка при обучении учащихся с ОВЗ

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Использование презентаций на уроках литературы для активизации познавательной деятельности учащихся с проблемами слуха и речи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Использование коммуникативно-речевых заданий на занятиях по русскому языку

Задать вопрос