Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Речевые квест-игры как средство профилактики нарушений письменной речи у младших школьников

Педагогика
12.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
В статье автор пытается определить важность речевых квест-игр в коррекции нарушений письменной речи у младших школьников.
Библиографическое описание
Удонова, А. Д. Речевые квест-игры как средство профилактики нарушений письменной речи у младших школьников / А. Д. Удонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 223-225. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130005.


Период младшего школьного возраста является наиболее важным для формирования письменной речи. Именно в данный период закладываются навыки звукобуквенного анализа, орфографической зоркости, грамматического строя речи и регулятивных функций, обеспечивающих успешное овладение письмом. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, аграфия и д. р) нередко формируются из-за несформированности языковых умений и психофизиологических причин.

Одним из эффективных средств коррекции таких трудностей является применение речевых квест-игр , которые позволяют сочетать игровой, познавательный и речевой компоненты образовательной деятельности.

Речевая квест-игра — это организованная игра в образовательных целях, в которой участники проходят последовательность речевых заданий, объединённых общим нарративом, конечной целью и системой подсказок.

Формирование письменной речи опирается на ряд взаимосвязанных психолингвистических и когнитивных процессов:

1. Фонематическая система

Основой для успешного освоения навыков письма служит хорошо развитый фонематический слух и способность к фонематическому анализу и синтезу. Недостаточное развитие этих компонентов неизбежно влечет за собой фонематические ошибки, проявляющиеся в смешении букв, а также в пропусках и перестановках.

2. Лексико-грамматическая система

Дефицит лексических ресурсов, наряду с затруднениями в морфологических и словообразовательных процессах, составляет фундамент для возникновения аграмматических нарушений.

3. Связная речь и структура текста

Чтобы успешно справиться с письменными заданиями, необходимо уметь выстраивать логичные рассуждения, точно подбирать языковые средства и придерживаться основной мысли.

4. Когнитивные функции

Способность к концентрации, запоминанию, согласованности движений глаз и рук, а также к управлению своими действиями и эмоциями — все это критически важно для того, чтобы письмо было как технически верным, так и осмысленным.

Эти функции могут системно развиваться в условиях правильно организованной речевой игры.

5. Игровой подход в обучении младших школьников

Для ребенка младшего школьного возраста игра является основополагающей деятельностью, и ее развивающий потенциал остается высоким и в младших классах. В этот период игра служит:

  1. Двигателем, побуждающим к действию.
  2. Инструментом для облегчения учебного процесса.
  3. Путем к развитию познавательных способностей.
  4. Способом прочного закрепления полученных знаний.

Среди всех видов игр особое место занимают квесты , которые гармонично сочетают в себе исследовательский дух, поиск решений, коллективное взаимодействие и логические задачи.

Структура квеста

1. Вводная мотивация (сюжет)

Например, «спасти Словарное королевство от путаницы».

2. Маршрут/карта

Деление работы на станции («Орфографическая башня», «Замок звуков», «Лес слов»).

3. Система заданий

От простых к сложным: звуковой анализ → орфограммы → грамматика → текст.

4. Итоговая миссия

Создание короткого письменного текста, решение логической задачи.

5. Обратная связь и поощрение

Медаль, диплом, сбор пазла — эмоциональное завершение.

Методические принципы создания речевых квестов

  1. Принцип игровизации — задания должны быть интересны, эмоциональны.
  2. Принцип постепенного усложнения — от простых речевых операций к сложным.
  3. Принцип интеграции видов речевой деятельности — чтение, письмо, говорение.
  4. Принцип доступности — задания соответствуют возрастным возможностям.
  5. Принцип опоры на зону ближайшего развития — оптимальный уровень трудности.
  6. Принцип повторяемости — квесты позволяют закреплять материал без утомления.
  7. Принцип наглядности — карточки, карты, картинки, схемы.

Рассмотрим, какие задания на коррекцию могут включаться в речевых-квест играх при фонематической дисграфии, аграмматической дисграфии, нарушениях орфографических навыков:

Профилактика фонематической дисграфии

Квесты включают задания:

— выделение звука в слове,

— соотнесение звука и буквы,

— фонематические «шифры»,

— что стабилизирует звукобуквенные связи.

Профилактика аграмматической дисграфии

Используются задания на:

— согласование слов,

— выбор правильной грамматической формы,

— восстановление предложений.

Профилактика нарушений орфографических навыков

Включаются:

— задания на орфографическую зоркость,

— подбор проверочных слов,

— поиск ошибок.

Формируются орфографические действия (анализ → выбор правила → проверка).

Таким образом, речевые квест-игры являются эффективным средством профилактики нарушений письменной речи у младших школьников, поскольку позволяют комплексно развивать основные предпосылки письма: фонематическую систему, лексико-грамматический строй, связную речь и когнитивные функции. Их использование делает образовательный процесс более мотивирующим, динамичным и продуктивным.

Литература:

  1. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. 2-е изд. — М.: Юрайт, 2021.
  2. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: ВЛАДОС, 1997
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 223-225):
Часть 4 (стр. 209-273)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 223-225стр. 273

Молодой учёный