Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 09.12.2021

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Тушенцова, М. В. Приемы коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития / М. В. Тушенцова, Т. А. Карандаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86582/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены основные виды нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития. Обоснована необходимость проведения коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по преодолению дисграфии. Рассмотрен опыт дополнительных коррекционных занятий письменной речи младших школьников с задержкой психического развития в игровой форме.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, нарушения письменной речи, игра, дисграфия.

Для учеников начальной школы овладение письменной речью — это обязательное условия для успешного освоения основной школьной программы по всем предметам. В настоящее время существует тенденция к увеличению в общеобразовательных школах детей со стойкими нарушениями письма.

Этот факт подтверждается и данными из журнала учета первичных обращений к логопеду в КОГОБУ «Яранская районная больница». За последний год число обращений с проблемами письменной речи увеличилось на 30 %.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений [7].

Мы провели исследование, целью которого было выявить распространённость ошибок и определить виды дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития.

Для испытуемых был проведен слуховой диктант, задание на списывание печатного текста, свободное письмо, задание на исправление деформированного текста. Также было проведено экспресс-обследование устной речи по методике Коноваленко с целью выявления речевых механизмов нарушения письменной речи: обследование звукопроизношения, навыка дифференциации фонем, сформированности навыков языкового анализа.

Все ошибки, которые были допущены испытуемыми в письменных работах были сгруппированы и отнесены к определенному виду дисграфии, опираясь на классификацию Р. И. Лалаевой, а именно:

— артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи;

— дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания — замена букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибки обозначения на письме мягкости согласных;

— дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — пропуск согласных при их стечении, пропуск гласных, преставление и добавление букв, пропуск, перестановка и добавление слогов, слитном написании слов и из разрывах;

— аграмматическая дисграфия — искажение морфологический структуры слова и нарушении синтаксического оформления речи;

— оптическая дисграфия — ошибки в виде замен графически сходных букв, зеркального написания букв, пропуском элементов букв и их неправильного расположения [6].

У младших школьников с задержкой психического развития в ходе экспериментальной работы не удалость выявить и определить ведущий вид дисграфии, поскольку у обучающихся встречались в работах специфические ошибки, соотносящиеся с разными видами дисграфии. По нашим результатам у 43 % обследуемых обучающихся преобладает смешанная форма дисграфии.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был успешен в школе, сейчас как никогда актуален поиск эффективных приемов, методов, авторских разработок, которые помогут скорректировать несовершенства письменной речи.

В период с 10 января по 31 мая 2021 года мы организовали и провели обучающие игротеки «Умные игры» для 12 младших школьников третьих классов, имеющих смешанную форму дисграфии.

Через серию игротек «Умные игры» мы организовали игровое обучение и коррекцию дисграфии. Настольные игры были подобраны с учетом выявленных специфических ошибок на письме обучающихся экспериментальной группы.

Игротеки проходили два раза в неделю, продолжительность 45 минут. Работа шла в трёх подгруппах по 4 человека.

Занятие проходит в три этапа:

1 Этап. Разминка.

На этом этапе использовались игры на расширения кругозора и на запоминание словарных слов:

— серия настольных игр «Мемо» на разные лексические темы;

— лото на запоминание написания словарных слов автора Натальи Коняхиной;

— серия карточных игр «Двойкам — НЕТ! Словарные слова»;

— игра «Словарные слова, или Каждому слову — свое место» автор Татьяна Барчан;

— игра «Килограмм словарных слов;

— домино «Зри в корень. Однокоренные слова»;

— домино «Спаси безударную».

2 этап. Умные игры.

Здесь были использованы игры, подобранные с учетом специфических ошибок на письме.

Подборка игр для коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания:

— игра «Слушать интересно» с неречевыми звуками;

— игры «Веселые колпачки» и «Доббль» на дифференциацию звуков Б-П, Д-Т, З-С, Г-К от автора Натальи Грицуник;

— игра настольная «Товарищ мягкий знак»;

— игра «Твёрдый знак в гостях у сказки»;

— лото «Непроизносимые согласные, или Привидения в»...;

— лото «Орфографический фоторобот».

Подборка игр для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

— нейропсихологическая настольная игра «Держи ритм»;

— игра «Заманчивое предложение»;

— игра «Языколом».

Подборка игр для коррекции аграмматической дисграфии:

— лото «Падежи на виражах»;

— игра «Три склонения в упражнениях»;

— лото «Котовасия в наречиях. Лексическое значение слов»;

— домино с проверкой «Какого рода пони?»

— ходилка с проверкой «Чудеса во множественном числе»;

— лото с проверкой «Буквы, слоги и слова»;

— игра «Кубики историй».

Подборка игр для коррекции оптическая дисграфии:

— игра «Калейдоскоп букв» Вероники Мазиной;

— игра «читай-хватай»;

— игра «Зверобуквы»

Для обучающихся третьей подгруппы с нарушениями устной речи, имеющих также и проявления артикуляторно-акустической дисграфии, дополнительно в основном этапе мы используем игры для автоматизации звуков по согласованию с логопедом:

— «Веселые колпачки» и «Доббль» на звуки Р,Рь, Л, Ль, Ш, С, Ц, Ч от автора Натальи Гринцук,

— игры для работы над звукопроизношением «Фефекты фикции» и «Чумачечий квест».

2 Этап. Простые игры для снятия напряжения.

На завершающем этапе каждой игротеки обучающиеся играли в простые игры, где не нужно много думать. Тренировали ловкость, внимательность и скорость реакции с помощью игр: «Тик-так-бум», «Соображарий», «Языколом», «Волшебный замок», «Кортекс. Битва умов».

По итогам контрольной диагностики у обучающихся экспериментальной группы со смешанной дисграфией, посещающих занятия «Умные игротеки», количество специфических, стойких ошибок при письме стало меньше на 17 %, в отличие от контрольной группы обучающихся со смешанной дисграфией, не посещающих игротеки.

Игротеки «Умные игры» это отличное дополнение к коррекционной работе по преодолению дисграфии у обучающихся со смешанной формой дисграфии. Ценность данной работы состоит в том, что родители могут играть в эти игры со своими детьми дома для профилактики дисграфии и для этого не нужно иметь специального образования.

Очень важно оказать обучающимся с нарушениями письменной речи своевременную профилактическую и коррекционную помощь, чтобы недостатки речевого развития не вызвали дальнейших отклонений в формировании личности ребенка.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Чтение и письмо: трудности обучения и коррекции: Учеб. Пособие / Под общ. ред. О. Б. Иншаковой. М., 2001. 7–20 с.
  2. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб, 1997. 286 с.
  3. Лалаева Р. И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения письменной речи у детей // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1988. — 2001 с.
  4. Лалаева Р. И. нарушение речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992. — 303 с.
  5. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. М.: ВЛАДОС, 2000. — 2019 с.
  6. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
  7. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской — М., 1998. — 528 с.
  8. Садовникова И. Н. нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. М.: Педагогика, 2003. — 296 с.
  9. Триггер Р. Д. некоторые особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи. ||Дефектология. 1987. № 5 — с.12–16.
  10. Фотекова Т. А. Тестовая методика изучения устной речи младших школьников: метод. пособие. / Т. А. Фотекова. М.: Айрис — пресс, 2006. — 96 с.
  11. Шевченко С. Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с задержкой психического развития. Дефектология. 1987. № 5. — с.5–11.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, письменная речь, психическое развитие, подборка игр, слово, смешанная форма, устная речь, языковой анализ, коррекционная работа, фонемное распознавание.


Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная статья посвящена выявлению особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С помощью проведенных методик был выявлен уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников старшей...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Похожие статьи

Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики

В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...

Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Исследование особенностей формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В работе рассмотрены особенности формирования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Была изучены особенности психофизического развития и мелкой моторики рук, проведено диагностическое исследование мелко...

Экспериментальное исследование развития речевой активности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются особенности применения дидактических игр в воспитательном и коррекционном процессе младших школьников с общим недоразвитием речи. Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с общим недора...

Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования

В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная статья посвящена выявлению особенностей развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. С помощью проведенных методик был выявлен уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников старшей...

Психолого-педагогическая подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению посредством использования элементов сказкотерапии

В статье авторы пытаются раскрыть особенности и подходы при подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению.

Задать вопрос