Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе
Автор: Банникова Татьяна Владимировна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (4) январь 2016 г.
Дата публикации: 15.11.2015
Статья просмотрена: 5066 раз
Библиографическое описание:
Банникова, Т. В. Комплексная работа — инструмент оценки сформированности навыков смыслового чтения в начальной школе / Т. В. Банникова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 44-50. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/459/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья содержит материалы для проведения комплексной диагностической работы для учащихся 3 классов, направленной на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, метапредметные результаты, смысловое чтение, комплексная работа.
Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы. Оценка предметных результатов для педагогов, работающих в начальной школе, не вызывает вопросов, тогда как оценка метапредметных результатов, в частности навыков смыслового чтения, ещё остаётся проблемой. В качестве одного из инструментов оценивания уровня сформированности навыков смыслового чтения используется комплексная работа. Данные материалы могут быть использованы педагогами, работающими в начальной школе, для проведения контроля достижения метапредметных результатов в 3 классе. Материалы содержат пояснительную записку к комплексной работе, текст комплексной работы, рекомендации по оцениванию.
Пояснительная записка
Цель комплексной работы: выявление уровня достижения планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» (раздел «Чтение. Работа с текстом») учащимися 3 классов
Структура и содержание: комплексная диагностическая работа включает тексты и задания, направленные на проверку одного из основных метапредметных результатов обучения — сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются способы действий, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Комплексная работа состоит из нескольких текстов и заданий, связанных с информацией, представленной в тексте. Выполнение работы предполагает чтение и понимание предложенных текстов, и на их основе выполнение заданий с привлечением знаний, полученных при изучении разных предметов. При ответе на одни задания необходимо выбрать из предложенных вариантов один или несколько ответов, в других требуется дать свободный самостоятельно сконструированный краткий или развернутый ответ.
В работе оценивается сформированность трёх групп умений, обозначенных в программе «Формирование УУД» (Раздел «Чтение. Работа с текстом»)
- Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий данной группы, можно выделить следующие:
Определять цель написания текста
Выделять информацию, явно заданную в тексте
Определять тип информационного источника
Находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение
Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста
Определять по содержанию текста значение незнакомых слов
- Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Среди основных умений, которые необходимо продемонстрировать при выполнении заданий, можно выделить следующие:
Проводить расчёты на основании информации из текста
Сопоставлять основное содержание разных текстов
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте
Преобразовывать информацию из текста в таблицу
Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи
- Работа с текстом: оценка информации.
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте
Примерное распределение заданий по отдельным группам составляет: группа 1–50 %, группа 2–36 % и группа 3–14 % от общего количества заданий.
План диагностической работы
Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.
Условные обозначения: ВО — выбор ответа, КО — краткий ответ (в виде числа, величины, нескольких слов); РО — развернутый ответ (запись решения или объяснения полученного ответа).
Таблица 1
Номер задания |
Группа умений |
Контролируемое знание / умение |
Тип задания |
Примерное время выполнения (в мин) |
1. |
1 |
Определять цель написания текста |
ВО |
2 |
2. |
3 |
Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте |
РО |
3 |
3. |
1 |
Выделять информацию, явно заданную в тексте |
ВО |
3 |
4. |
1 |
Определять тип информационного источника |
ВО |
2 |
5. |
1 |
Находить в текстах несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение |
ВО |
4 |
6. |
2 |
Проводить расчёты на основании информации из текста |
ВО |
3 |
7. |
2 |
Сопоставлять основное содержание разных текстов |
ВО |
3 |
8. |
2 |
Объяснять основное содержание текста, устанавливая причинно-следственные связи в тексте |
РО |
5 |
9. |
1 |
Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста |
КО |
3 |
10. |
1 |
Определять по содержанию текста значение незнакомых слов |
ВО |
2 |
11. |
2 |
Преобразовывать информацию из текста в таблицу |
КО |
7 |
12. |
1 |
Выделять информацию, явно заданную в тексте |
ВО |
3 |
13. |
2 |
Использовать информацию текста для решения учебно-практической задачи |
КО |
7 |
14. |
3 |
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте |
РО |
5 |
1 гр — 7 2 гр — 5 3 гр — 2 |
ВО — 8 КО — 3 РО — 3 60 мин (8 минут на первичное чтение текстов) |
|||
Текст комплексной работы
Внимательно прочитай Тексты № 1–3. После чтения приступай к выполнению заданий, пользуйся информацией из текстов.
Текст № 1
Самое высокое животное.
Живёт это животное в Центральной Африке. Это жираф.
Взрослый самец достигает роста 5–6 метров и весит около 800 килограммов. Жираф только с первого взгляда нескладен: весьма длинные тонкие ноги, узкая грудь, длиннющая шея, которая заканчивается маленькой головой с непомерно большими ушами. И всё это венчают маленькие рожки. При таком внешнем облике это очень грациозное животное.
Жираф великолепно приспособлен, чтобы жить в самых засушливых районах саванны, там, где вода и трава во время засухи практически исчезают. Он ведёт дневной образ жизни, далеко видит и прекрасно слышит, способен передвигаться плавным шагом до 12–14 часов в сутки, преодолевая в поисках корма довольно большие расстояния — до 20 километров.
Длинные ноги и шея позволяют ему во время засухи питаться его излюбленным кормом — листьями с верхушек акаций. Ест жираф относительно немного для своего веса. Взрослые самцы поглощают каждый день около 66 кг свежей зелени, самки — около 54 кг.
Поскольку пища жирафов большей частью состоит из воды, они не нуждаются в частом водопое, однако если доступна чистая вода, с охотой её пьют. Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову.
Текст № 2
***
Надо ли жирафу остерегаться какого-либо врага в саванне?
Гордо стоит жираф, вознося свою голову на пятиметровую высоту, а порой ещё и выше. В саванне только у птиц обзор лучше. Даже лев предпочитает обойти стороной стадо жирафов и избежать ударов тяжёлых копыт. Напасть на жирафа неожиданно льву не удастся, потому что это высокое животное сохраняет хороший обзор всё время, даже тогда, когда оно занято поглощением молодой листвы с деревьев.
Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а сильные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Бегает жираф очень быстро — со скоростью 50 километров в час он способен бежать достаточно долго. При такой скорости он оставляет далеко позади себя единственного опасного хищника — льва. Ведь если лев не застанет жирафа врасплох, то ему грозит почти верная смерть под ударами тяжёлых копыт.
Окраска жирафа помогает ему скрыться от врагов. Обычно, когда эти животные стоят среди деревьев, их, действительно, почти невозможно увидеть. Благодаря сетчатому узору на их коже, очертание тел животных как бы распадается на множество тёмных пятен. Так жирафы сливаются с тенями от листьев деревьев, поэтому стадо жирафов тяжело разглядеть издали.
Кроме льва у жирафа ещё есть один враг. Это человек. Вплоть до прихода в Африку европейцев, жирафы жили во всех саваннах континента. Первые белые поселенцы истребляли жирафов, в основном, ради шкур, из которых делали кожу для верха повозок и ремней. А богатые европейские охотники, развлекаясь, убивали множество этих великолепных животных, причем трофеями служили лишь хвосты с кисточками. В результате такого варварства за последние 200 лет численность жирафов сократилась практически наполовину.
В настоящее время на жирафов охотятся мало, однако их количество в центральной части Африки продолжает сокращаться, в основном, из-за уничтожения среды обитания жирафов. Человек активно осваивает земли саванны для сельскохозяйственных целей, а значит, лишает жирафов жизненного пространства и пищи.
Текст № 3
Самсон Гамлетович Ленинградов — обитатель московского зоопарка
На Старой территории московского зоопарка есть «Дом жирафа», где живет всеобщий любимец — Самсон Гамлетович Ленинградов. Это единственное животное в зоопарке с таким полным именем. Самсон родился в Ленинградском зоопарке в 1993 году (отсюда и фамилия) и приехал в Москву в двухлетнем возрасте. Добродушный, миролюбивый, он с удовольствием общается с людьми.
Самая любимая еда Самсона — листики ивы, которые он объедает с веток, высоко подвешенных в вольере. Сено или траву он ест из кормушки, которая также расположена на четырёхметровой высоте. Даже его автопоилка приподнята на 2 метра. Кормят Самсона 3 раза в день: утром он получает сено, ветки и около 3 кг геркулеса. Днём дают сочные корма: овощи и фрукты (картофель, морковь, свеклу, яблоки, бананы), которые обязательно разрезают, иначе животное может подавиться. Самсон в первую очередь выбирает бананы, яблоки и морковь, но к вечеру съедает все. На ночь добавляют в кормушку сено и ещё раз дают ветки. Ветки размещают во внутреннем помещении, поэтому вечером Самсона можно не увидеть в уличном вольере — он ушел есть свою любимую иву.
Самсон принадлежит к подвиду сетчатых жирафов, а на Новой территории зоопарка в павильоне «Копытные Африки» можно увидеть группу жирафов другого, южно-африканского подвида, приехавших из Кении. Летом животные гуляют на свежем воздухе, а зимой содержатся в закрытом помещении. Их распорядок дня такой же, как и у Самсона, но они родились на воле и поэтому не так доверчивы к людям. Большую часть времени они проводят у своих кормушек, но иногда пасутся на травке, растущей у них на поляне.
- Ты прочитал Текст № 1 «Самое высокое животное». С какой целью автор написал этот текст? Обведи номер выбранного ответа.
1) убедить читателя, что жирафы умные и послушные животные
2) рассказать об особенностях и образе жизни жирафов
3) привлечь внимание к проблеме охраны жирафов
- Какое предложение из текста можно подписать под этой иллюстрацией? Выпиши его __________________________________________________________________
- Прочитай приведённые ниже описания жирафа. Какое из описаний НЕ ПОДХОДИТ этому животному? Обведи номер выбранного ответа.
1) длинные тонкие ноги
2) ветвистые рога
3) длиннющая шея, которая заканчивается маленькой головой с непомерно большими ушами
- Определи, в какой из перечисленных книг тебе может встретиться текст «Самое высокое животное»? Обведи номер выбранного ответа.
1) сборник рассказов о приключениях жирафов
2) энциклопедия животного мира
3) сборник русских народных сказок
- В приведённых ниже утверждениях приведены примеры приспособления к жизни в саванне разных животных. Выбери ВСЕ утверждения, описывающие, как ЖИРАФ приспосабливается к жизни в саванне. Обведи номера выбранных ответов.
1) днём спит, ведёт ночной образ жизни
2) далеко видит и прекрасно слышит, способен издалека заметить врага
3) длинные ноги и шея позволяют во время засухи питаться излюбленным кормом — листьями с верхушек акаций
4) проводят значительную часть дня в норах или под камнями и покидают их, когда солнце скрывается за горизонтом
5) окраска помогает ему скрыться от врагов в тени деревьев
6) способен передвигаться плавным шагом до 12–14 часов в сутки, преодолевая в поисках корма довольно большие расстояния
- В настоящее время в Африке насчитывается около 100 тысяч жирафов. Какова была примерная численность жирафов в Африке двести лет назад? Обведи номер выбранного ответа.
1) 200 тысяч
2) 300 тысяч
3) 50 тысяч
- Какое из приведённых ниже утверждений соответствует содержанию всех трёх текстов? Обведи номер выбранного ответа.
1) жираф — растительноядное животное
2) человек часто оказывается врагом жирафа
3) в московском зоопарке находятся жирафы двух подвидов
- Объясни, почему не смотря на то, что сейчас на жирафов охотятся мало, их количество сокращается?
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ты прочитал три текста о жирафах, но текст № 2 остался без названия. Придумай название для этого текста. Название должно наиболее точно отражать содержание текста.
Ответ:__________________________________________________________________
В текстах тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно. Найди верное толкование слова ВАРВАРСТВО из перечисленных ниже, обведи номер выбранного ответа.
1) Процесс приготовления пищи на открытом огне
2) Невежество, дикость, грубость, жестокость (от слова «варвар»)
3) Преступление, кража имущества
- В зоопарке у каждого животного есть табличка, где кратко рассказано об этом животном. Помоги составить такую табличку для жирафа Самсона.
Полное имя |
|
Подвид |
|
Год рождения |
|
Место рождения |
|
Черты характера |
|
Чем питается |
|
- В мире существует несколько подвидов жирафов. Выбери и обведи номера тех, которые содержатся в московском зоопарке.
1) нубийский жираф
2) южно-африканский жираф
3) сетчатый жираф
4) жираф кордофан
5) угандийский жираф
- Представь, что тебе необходимо перевезти самца и самку жирафа из одного зоопарка в другой. Подсчитай, сколько необходимо корма жирафам на 3 дня пути. Запиши решение и ответ (необходимую информацию ты можешь найти в Тексте № 1)
Решение:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:__________________________________________________________________
Как ты считаешь, почему жирафы из Кении, живущие в московском зоопарке, не очень доверяют людям? Объясни свою точку зрения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по оцениванию выполнения заданий комплексной работы
Работы учащихся проверяются и оцениваются учителями начальных классов. После проверки работ результаты учащихся вводятся в электронные формы.
Проверка и оценка выполнения заданий осуществляется на основе приведенных ниже рекомендаций.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно. Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным группам умений, так и по работе в целом.
В следующих таблицах к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.
Орфографические ошибки не учитываются.
Рекомендации по проверке и оцениванию работы
Таблица 2
№ п/п |
Правильный ответ (решение), начисляемые баллы |
||||||||||||
|
Ответ: 2) рассказать об особенностях и образе жизни жирафов. 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ: Чтобы напиться воды, жирафу приходится широко расставлять передние ноги и низко опускать голову. 1балл — из текста выписано верное предложение. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ:2)ветвистые рога 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ: 2)энциклопедия животного мира 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ:2), 3), 5),6). 2 балла — обведены все верные номера и номера других утверждений не обведены. 1 балл — обведены 2–3 верных ответа, и при этом номера неверных утверждений не обведены. 0 баллов — другие варианты ответов. |
||||||||||||
|
Ответ:1) 200 тысяч 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ:1) жираф — растительноядное животное. 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
2 балла — в ответе приведена логическая цепочка: Количество жирафов сокращается, потому что 1) человек осваивает земли саванны для сельскохозяйственных целей 2) жирафы лишаются жизненного пространства и пищи 1 балл — в объяснении пропущен один из логических шагов. 0 баллов — ответ неверный. |
||||||||||||
|
1 балл — приведено название, в котором отражена тема «Жизнь жирафа в саванне» («Жираф в саванне», «Жираф и опасности саванны») ИЛИ основная мысль «Какие опасности подстерегают жирафа в саванне и как он приспособлен для такой жизни?» («В саванне у жирафов есть враги») Например: —Жизнь жирафа в саванне —Жираф в саванне —Жираф и опасности саванны —Какие опасности подстерегают жирафа в саванне? —Как жираф преодолевает трудности саванны? —Как жираф приспособлен для жизни в саванне? —Надо ли жирафу опасаться какого-либо врага в саванне? —Враги жирафа в саванне —Есть ли у жирафа враги в саванне? —Как жираф спасается от врагов в саванне? и т. п. 0 баллов — ответ неверный. |
||||||||||||
|
Ответ: 2) Невежество, дикость, грубость, жестокость (от слова «варвар»). 1 балл — выбран правильный ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Ответ:
2 балла — все строки таблицы заполнены верно 1 балл — верно заполнены 3–5 строк таблицы. 0 баллов — верно заполнены 0–2 строки таблицы |
||||||||||||
|
Ответ: 2),3) 1 балл — выбраны оба правильных ответа. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
Решение:1) 54+66=120 (кг) 2) 120х3=360 (кг) ИЛИ (54+66)х3=360 (кг) Ответ: На 3 дня пути жирафам необходимо 360 кг корма. ИЛИ 360 кг 2 балла — приведено правильное решение и ответ 1 балл — приведён правильный ответ, но не записано решение ИЛИ записано решение, но не записан ответ. 0 баллов — неверный ответ. |
||||||||||||
|
2 балла — в ответе приведены два тезиса: Жирафы из Кении не очень доверяют людям, потому что 1) они родились на воле, поэтому 2) не привыкли к людям ИЛИ могли испытывать жестокость людей (на них охотились люди) и т. п. 1 балл — в объяснении пропущен один из тезисов. 0 баллов — ответ неверный. |
Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает, так же как и при оценке сформированности предметных результатов, выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися. Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Для описания достижений учащихся в области сформированности метапредметных результатов установлены следующие уровни: недостаточный, пониженный, базовый, повышенный.
Таблица 3
КРИТЕРИИ |
кол-во ЗАДАНИЙ |
кол-во БАЛЛОВ |
||
Уровни: |
от |
до |
от |
до |
Повышенный |
11 |
14 |
14 |
19 |
9 |
10 |
|||
Базовый |
7 |
14 |
0 |
13 |
Пониженный |
4 |
6 |
любое |
|
Недостаточный |
0 |
3 |
любое |
|
Максимум: |
14 |
19 |
||
Литература:
1. Ковалева Г. С., Логинова О. Б., Серков М. В. «Результаты внедрения инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.Достижение планируемых результатов.Метапредметные результаты:смысловое чтение, работа с информацией, регулятивные действия, коммуникативные действия» — Москва, Российская академия образования, 2013 год
2. Итоговая аттестация по окончании начальной школы: интегрированные тесты: окружающий мир, русский язык, математика/ авт.-сост. е.А. Болотова, Т. А. Воронцова. — Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2010.
3. Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Ключевые слова
метапредметные результаты, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, смысловое чтение, комплексная работа., комплексная работаПохожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования
В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...
Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения
Статья является результатом работы автора над практическим применением методик (стратегий) развития критического мышления и развития умения формулировать вопросы при работе с текстом, с целью формирования коммуникативных навыков и коммуникативной ком...
Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса
Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...
Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...
Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач
В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.
Похожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников на материале имени прилагательного в свете информатизации образования
В статье очерчены пути реализации коммуникативного подхода к начальному курсу украинского языка с использованием современных информационных методов, в частности, в процессе формирования у младших школьников коммуникативной компетентности на материале...
Вопросы к тексту как стратегия смыслового чтения
Статья является результатом работы автора над практическим применением методик (стратегий) развития критического мышления и развития умения формулировать вопросы при работе с текстом, с целью формирования коммуникативных навыков и коммуникативной ком...
Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса
Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных форм и методов обучения, эффективно организующих учебный процесс на уроках русского языка, рассматривае...
Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...
Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста
В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...
Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров
В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...
Формирование читательской грамотности будущего учителя начальных классов (из опыта работы)
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по организации проведения практической работы студентов при изучении междисциплинарных курсов «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах», «Д...
Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач
В статье рассматриваются особенности процесса формирования и развития познавательного интереса младших школьников в процессе решения текстовых задач, описывается диагностическая методика, ориентированная на определение уровня сформированности познава...
Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
В статье представлены разработанные автором критерии и показатели оценки личностных и метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности, которые имеют практическую значимость и могут быть использованы педагогами в работе с детьми.