Курс-практикум «Работа с текстом»
Авторы: Васильева Вера Вильгельмовна, Ежова Елена Валерьевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)
Дата публикации: 17.11.2013
Статья просмотрена: 6021 раз
Библиографическое описание:
Васильева, В. В. Курс-практикум «Работа с текстом» / В. В. Васильева, Е. В. Ежова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4531/ (дата обращения: 17.12.2024).
Курс-практикум «Работа с текстом» предназначен для учителей, не имеющих специальной подготовки по лингвистическому анализу текста (учителей начальной школы, учителей, преподающих предметы не филологического цикла). В связи с переходом к обучению по Федеральному государственному образовательному стандарту проблемы работы с текстом вышли на одно из первых мест как в работе учителей начальной школы, так и деятельности учителей средней школы. Предметные знания о тексте теперь становятся базовыми для формирования метапредметных умений: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных, так как все эти результаты строятся на универсальных учебных действиях, основным из которых является умение работать с текстом.
В связи с обозначенными проблемами был разработан курс занятий-погружений с практической направленностью, основной целью которого стало совершенствование умений учителей по анализу текста, его структуры, процессов создания, восприятия и интерпретации текста, сопровождение методической составляющей введения новой составляющей ФГОС — «Работы с текстом».
Принципиальным для построения программы курса явилось понимание речи как определенного вида деятельности — речевой деятельности, а текста — как основного носителя передаваемой информации и основного средства коммуникации.
Основные принципы ведения курса:
- научность излагаемого материала;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- добровольность участия.
Организация учебного процесса
Курс рассчитан на 6 академических часов (2 дня-погружения по 3 часа).
При прохождении курса применяются индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы.
Учебно-тематический план
Название темы |
Кол-во часов |
|
1 |
Текст и его признаки. |
1 |
2 |
Тема, основная мысль текста, идея. Заголовок. |
1 |
3 |
Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. |
1 |
4 |
Типология текстов. |
1 |
5 |
Функционально-стилевая дифференциация текстов. |
1 |
6 |
Единицы текста. Микротема. Абзац. Составление плана. Рефлексия. |
1 |
Итого |
6 |
Содержание курса
Текст и его признаки.
Группа предложений, называемых текстом. Определение понятия «текст». Признаки текста.
Тема текста. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Идея текста. Заглавие (заголовок). Цель заголовка.
Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте (параллельный и последовательный). Средства связи предложений в тексте, их функции.
Типология текстов. Типы монологических текстов речи: повествование, описание, рассуждение. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов.
Функционально-стилевая дифференциация текстов. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Функциональные стили речи. Сфера употребления.
Членимость текста. Единицы текста. Микротема. Абзац. Составление плана. Подробный план, сжатый план. Сбалансированный план.
Сопровождение курса
Для сопровождения курса используются презентации (представлены в приложении 1), а также карточки с заданиями (приложение 2).
Обеспечение курса
Учебно-теоретическое
1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2000.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.
3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. –М, 1981.
4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.
5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М:Просвещение, 1970.
6. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.
Учебно-практическое
1. Голуб И. Б., Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова: Книга о языке для любознательных. — М.: «МИЧ», 1998–392с.
2. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста:5 класс. –М.:»Экзамен», 2013. — 126 с.
3. ЛюбичеваЕ.В., Ольховик Н. Г. ОТ текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие/Под ред.д.п.н., проф.Любичевой Е. В. — СПб:САГА, 2005.
4. Толковые словари
Материально-техническое
1. Аудиторная доска, мел.
2. Телевизор — ЖК панель/ интерактивная доска.
3. Мультимедийный компьютер.
Приложение 2.
Тема 1.
Текст и его признаки
1. Сравните следующие группы предложений. Попробуйте сделать вывод: какая группа предложений представляет собой текст. Аргументируйте свой ответ.
1) Поздняя осень. Бродить по лесам и полям. Сырой и озябший лес. Тучи, волочившие по земле мокрые, обтрепанные подолы. Похрустывающая ледком сумрачная тишина. Особый запах. Осенняя горечь, соединенная с легкостью в душе.
По К.Г Паустовскому
2) Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый и лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замерзшие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев. Они согрелись, и от них тянуло запахом спирта.
К.Г Паустовский
3) А. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу. Б. А все, что называется материалом, — люди, события, отдельные частности и подробности, — это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. В. Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала.
По К.Г Паустовскому
4) Лучше всего было в лесах. По лугам дул ветер, а в лесах стояла похрустывающая ледком сумрачная тишина. В пять часов надо было уже зажигать старую керосиновую лампу.
По К.Г Паустовскому
2. Используя ключевые слова и сочетания слов, попробуйте дать определение понятия «текст».
Целостная смысловая единица речи; законченное (завершенное) сообщение; группа предложений; объединенные (связанные) с помощью языковых средств; по смыслу; отношение автора к сообщаемому; единица коммуникации; имеет идею (основную мысль); включает название.
Тема 2.
Текст. Тема. Основная мыль.
Задание: докажите, что перед Вами текст. Определите тему, основную мысль, идею. Предложите свой заголовок к данному тексту.
Слонам Африки грозит вымирание.
Специалисты по охране окружающей среды из стран Западной Африки обсуждают различные способы защиты слонов от вымирания. По мнению ученых, ситуация, сложившаяся сейчас в регионе, является по-настоящему угрожающей, поскольку за последние двадцать пять лет Западная Африка лишилась почти девяти десятых популяции этих растительноядных животных.
Самой серьёзной проблемой для выживания слонов является постоянная нехватка сельскохозяйственной земли в регионе, что приводит к вырубке огромных лесных массивов. Кроме того, в регионе всё ещё процветает браконьерство — уничтожение слонов ради получения ценных бивней для разнообразных украшений и поделок.
Практическая работа по теме «Текст и его признаки»
Прочитайте текст В. А. Солоухина «Осина».
Мне нравится вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу, не стекло по стеклу. Это нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зеленая, сероватая листва осин. Когда Пушкин восторженно воскликнул: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса», виновницей слова «багрец» явилась осина. Откуда-то берется в листве яркая полная краска, киноварь. Впрочем, можно обнаружить в осиновой листве богатую гамму от чистого золота через розовый и красный тона к вишневому цвету. Но больше всего именно — багрец. Точно каждый лист накалили на огне до красноты, и вот теперь все горит и светится.
Задание:
— Какие чувства вызвал у вас данный текст?
— Определите тему и основную мысль текста. Что помогает правильно ответить на вопрос?
— Предложите свое название текста. Чем ваше название отличается от авторского?
— Выпишите слова, которые помогают читателю понять замысел автора (смысл текста).
— С какой целью Солоухин использовал слова и сочетания слов: лопотание осины, прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря, киноварь, багрец? Раскройте значение слов «лопотание», «лепетание», «киноварь», «багрец».
— Строки из какого произведения цитируются в тексте? Какую роль в тексте Солоухина выполняет пушкинская строка?
— Какие слова помогают увидеть авторское отношение к осине?
— Опишите свое любимое дерево так, чтобы читатель почувствовал ваше отношение.
Текст и его признаки
Задание: сравните тексты. Определите тему, основную мысль, идеи текстов. При помощи каких языковых средств реализуется замысел в данных текстах?
1. Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит –
То прянет, то отхлынет прочь.
Все раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.
Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим
Трезубцем пригрозив своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»
А. А. Фет
2. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта выше бушприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, наклоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам. Разорванные облака низко перелетали над океаном. Тусклый свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи.
А. С. Грин
3. В настоящее время здесь разыгрывается настоящая буря. Усиливается ветер до 20 метров в секунду, высота волн уже превышает 5 метров. Как это обычно бывает в такую погоду, снижается видимость.
Из газеты
Тема 3.
Способы и средства связи в тексте
Задание 1. Как связаны между собой предложения?
(1) Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайца лубяная.
(2) В комнату вошел человек. Вошедший был бледен.
(3) Хвастовство — это просто глупость. Глупому всегда почему-то кажется, что он лучше других.
(4) Девочка сидит за столом. Она читает книгу.
(5) Он надел очки. Глаза стали лучше видеть.
Задание 2. Используя различные лексические средства выражения связности, создайте небольшие тексты. Озаглавьте их.
Море, корабли, прибой, волна, чайки, воздух, горизонт, брызги.
Голубой — голубизна — голубеть
Несерьезный — ветреный — пустой –шалопутный.
Правда –неправда — ложь.
Побежать — помчаться –понестись –полететь.
Ссориться –мириться.
Практическая работа по теме
«Развитие мысли в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте»
В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек.
Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором инструментов, пахнущих стружкой, или ученый, знающий, почему трава окрашена в зеленый цвет.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — великий дар, доставшийся нам от поры детства.
Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих лет, то он поэт или писатель. В конце концов разница между обоими невелика.
Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
К. Г. Паустовский
Проанализируйте текст по следующему плану:
1. Докажите, что это текст.
2. Определите тему текста.
3. Сформулируйте основную мысль.
4. Озаглавьте текст.
5. Определите стиль речи и тип текста, докажите свое мнение.
6. Проследите, как развивается мысль в тексте.
7. Определите способы и средства связи предложений в тексте. Как они помогают раскрыть основную мысль?
Задание на редактирование текста:
Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи союзы, местоимения или наречия.
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелегкое дело. Гусь был самый лучший в хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студеную воду.
Тема 4.
Типы речи.
Типология текстов
1. Вспомните, что такое название текста. Какова его функция? Подумайте, можно ли по названию определить, о чем пойдет речь в тексте? А можно ли определить тип речи?
«Пятится ли рак назад?»
«Мой воскресный день»
«Лесной оркестр»
«Зимний день»
«Сосна»
«Мой друг»
«Что я люблю и не люблю»
2. Разверните одно из высказываний. Определите тип текста:
День только начинался…
Как объяснить случай, о котором я вам сейчас расскажу?
Что-то странное было в этом человеке…
Каждый день нам подарен для счастья…
3. Сравните темы. Какие из них, на ваш взгляд, предполагают соединение типов речи? Каких? Почему?
«За что я люблю (осень, весну…)»
«Звездное небо»
«Лунный свет»
«Сказание о моем друге»
«Мой хороший (нехороший) поступок»
«Смех весны»
«О чем может сказать дом»
«Портрет моего дома»
«Советы друзьям»
«Чему нас учат сказки»
4. Прочитайте текст.
В любом названии места скрывается тайна. И чем древнее посёлок, улица или река, тем тайна глубже. Каждый из нас обязательно с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. Мы без труда решаем задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка, Дубровка, Берёзовка. Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни.
Но вот уже чуть сложнее задача. Село Орлово. Я родился в этом селе и, конечно, где-то лет в десять решил, что в наших местах водилось много орлов. Отец, с которым я поделился своим открытием, сказал, что некогда селом правил барин Орлов.
С возрастом интерес к такого рода исследованиям не пропадает. Я с жадностью читал и расспрашивал обо всём, что касалось села. Я обнаружил, что никакой барин Орлов нашим селом не правил, что село всегда было вольным. Но почему оно называлось Орлово, так и не удалось докопаться.
(По В. Пескову)
- Определите тему, основную мысль, идею данного текста.
- Как можно озаглавить текст?
- Какой тип речи использован в тексте?
Тема 5.
Стили речи.
Функционально-стилевая дифференциация текстов
1. По первой фразе определите, к какому стилю будет относиться будущий текст. Что вам помогает правильно ответить на вопрос? Определите сферу общения и ситуацию, на которую текст ориентирован.
1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года.
2. Летом 1811 года двенадцатилетний Пушкин с дядей Василием Львовичем, известным в то время поэтом, приехал в Петербург.
3. Переворот в истории духовной литературы был ознаменован полтысячелетия назад изобретением книгопечатания (1440-е гг.)
4. Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора! (А.Фет)
5. Лексика представляет собой систему.
Тема 6.
Абзац. Микротема.
1. Озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась его тема. Выделите абзацы и озаглавьте каждый из них, установите строение, определите микротемы. Перескажите текст.
Стоял холодноватый, но тихий зимний день. На месте вчерашних луж хрустели тонкие, как слюда, ледяные корки. Перепархивал редкий снег. Казалось, можно было пересчитать все снежинки. Чайки, взлетая, били красными, озябшими лапками по воде, будто для того, чтобы согреть их.
К. Г. Паустовский
2. Прочитайте предложения. Могут ли они быть началом абзаца (текста)? Есть ли в каждом из них мысль, которую можно развить? В каких словах она заключена?
1.Зимой царствует однообразие. 2. Пасмурная осень тянулась долго. 3. Разбуженный громкими веселыми голосами, я открываю глаза. 4. Счастливое время жизни — детство. 5. Что за день такой выдался! 6. Есть на свете страна, которую мы узнаем и начинаем любить с детства.
3. Прочитайте зачин и концовку абзаца. Разверните мысль.
Поздно ночью пошел дождь… Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.
Выглядываю в окно… Взгляни, какую землю попирает твоя нога.
Членимость текста. Единицы текста.
Задание: Прочитайте фрагмент текста И. С. Соколова-Микитова. Определите общую тему текста. Из каких отдельных зарисовок складывается картина осени?
Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских, теплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
— Выделите микротемы текста. Совпадают ли они с абзацами? Почему?
— Озаглавьте части текста и составьте план.
— Выделите языковые средства, которые позволили автору нарисовать картину осени.
Рефлексия
Рефлексивный прием «3–2-1»
Представьтесь, пожалуйста:___________________________________________
3 плюса курса-практикума «Работа с текстом»
1. |
2. |
3. |
2 минуса
1. |
2. |
1 предложение по модернизации
1. |