Внеклассное занятие «В траве сидел кузнечик»
Автор: Еремина Елена Алексеевна
Рубрика: Внеучебная работа
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (18) май 2020 г.
Дата публикации: 20.02.2020
Статья просмотрена: 265 раз
Библиографическое описание:
Еремина, Е. А. Внеклассное занятие «В траве сидел кузнечик» / Е. А. Еремина. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2020. — № 2 (18). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/164/4919/ (дата обращения: 16.11.2024).
Раздел программы: социально-нравственное (раздел природа)
Возраст воспитанников: 7–9 лет (ОВЗ)
Тип занятия: комплексное
Оборудование: демонстрационный и раздаточный материал по теме
Форма занятия: Занятие-диалог (по типу беседы, тематика выбрана актуальная и интересная).
Цель: формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Изменить у детей традиционно не приязненное отношение к лягушкам. Познакомить с жизнью, питанием и размножением данного вида. Показать значимость лягушки для других животных и природы.
Задачи:
Образовательные:
– формировать элементарные представления о взаимосвязях обитателей леса: растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
Развивающие:
– стимулировать познавательный интерес детей.
– учить аргументировать точку зрения и видеть противоположность чужой точки зрения, видеть обе точки зрения.
Воспитательные:
– бережное отношение к растениям и животным.
– эмоциональная отзывчивость.
– любознательность.
Предварительная работа:
– чтение художественной литературы про лягушек «Лягушата в красных шляпках» «Лягушка — путешественница» журнал «Зеленые страницы»
– беседы о жизни различных животных
№ |
Ход занятия |
Действия воспитателя |
Действия детей |
1. |
Организационный момент |
Воспитатель: Отгадайте загадку, о жизни какого животного мы будем сегодня разговаривать: Глаза навыкат, рот здоровый, Себе на ужин мух наловит, Прыгунья и квакушка, Кто это….(лягушка) Кто видел лягушек, что про них знаете? |
Отгадывают загадку. |
2. |
Вступительная часть Ввод в тему занятия |
Рассказ о жизни лягушки (Приложение 1) от икринки до взрослой лягушки, кто охотится на лягушек, защитный окрас лягушки. Лягушки и жабы очень полезные животные. Они поедают комаров, насекомых. Умеют поедать слизней на листах капусты и других вредителей сада и огорода. На лягушку могут охотится многие животные: ежик, медведь, утки, аист, журавль, цапля. |
Дети, опираясь на имеющиеся знания участвуют в обсуждении жизни лягушки: питании, размножении, пользе, рассматривают цикл жизни лягушки от икринки да взрослой особи. Модель «Живое» — с помощью модели доказать, что лягушки живые (растут, двигаются, питаются, размножаются) |
3. |
Основная часть Изобразительная деятельность. |
Рассказ с демонстрацией пищевой зависимости всех живых организмов — Стимулирование мыслительной деятельности (что будет, если убрать одно звено цепи). — предлагается дидактическая игра «Пищевая цепочка» (приложение № 2) Физкультурная пауза (приложение № 3) Прослушивание песни «В траве сидел кузнечик» Вопросы: какая песенка — веселая или грустная, о чем поется. На доске крепятся два изображения лягушки. Детям раздается по два смайлика «Грусть» «Радость» Дети вводятся в ситуацию противоречия. Детям предлагается разобраться, что произошло. Ответы детей: лягушка плохая — сьела кузнечика, кузнечика жалко. Задаю вопрос: «Почему лягушка сьела кузнечика?»… Воспитатель участвует в обсуждении, высказывает предположение: «Лягушка сьела кузнечика (была голодна), потому что если не поест, она погибнет. Показать равноправие точек зрения. Стимулировать детей попробовать изменить своё отношение к лягушке. В конце беседы детям предлагаются картинки для раскрашивания. |
Рассматривают пищевую цепочку. Дают предположение, что будет, если убрать один вид. Выкладывают из раздаточного материала пищевую цепочку от травы до лисицы. Дети слушают по очереди определяют свое отношение к происходящему. Дети высказывают своё мнение и определяют свое отношение к лягушке карточкой (улыбка-грусть). Смайлики крепятся к лягушкам. Рассуждения детей: кузнечика жалко, лягушка плохая — съела кузнечика. Сравнивают количество смайликов под каждой лягушкой. Как правило больше сочувствуют кузнечику. В ходе рассуждений дети могут поменять точку зрения, могут остаться на своей точке зрения «Жалко кузнечика, лягушка плохая» «Жалко лягушку — могла погибнуть». По мере обсуждения — менять смайлики под лягушками. Раскрашивание картинок: лягушка, кузнечик, головастики (по желанию) |
4. |
Итог занятия |
Подведение итога занятия. Что узнали нового, отметить, как активно работали все дети, рассмотреть рисунки детей. |
Приложение № 1
Жизненный цикл
Приложение № 2
Игра «Пищевые цепочки»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в природе.
Материал:
Демонстрационный: образец пищевой цепочки от травы до лисы
Раздаточный: конверты с карточками на каждого ребенка с изображениями животных, насекомых, растений для выстраивания пищевой цепочки.
Правила игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть содержимое конвертов просит детей выложить, кто кому необходим для питания.
Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
трава — кузнечик — лягушка
трава — кузнечик — лягушка — цапля
трава — кузнечик — лягушка — цапля — еж — лисица
|
|
|
|
|
|
Приложение № 3
Физкультурная пауза
Лягушки.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям — физкультпривет!