Программное содержание:
- Продолжать рассказывать детям о жизни диких животных: зайца, белки, внешнем виде, питании, особенностям образа жизни, учить отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять детей в умении вести диалог. Стимулировать использование детьми в активный словарь слов: пушистый, мягкий, маленький.
- Развивать коммуникативные навыки, речевую активность детей, память и наглядно — действенное мышление, мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность. Закреплять в речи названия животных.
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь и заботу о животных, сочувствие к игровым персонажам.
Материалы иоборудование:
Волшебный клубочек, игрушки: — зайчонок, белочка, лисичка, домик Зайчихи, мультимедийный проектор, дорожка, корзина с яблоками, муляжи грибов, елочки, деревья.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Ход образовательной деятельности детей
Зал оформлен в виде лесной осенней полянки: елочки, грибы, деревья с разноцветными осенними листочками.
(Воспитатель приглашает детей сходить в осенний лес, напоминая, что в лесу ведут себя тихо, чтобы не спугнуть животных и птиц). (Слайд «Осенняя полянка»). (Звучит фонограмма: «Звуки осеннего леса»).
Воспитатель: Наступила осень. На улице похолодало и поэтому мы с вами тепло оденемся. Все выполняют ритмическую гимнастику, сопровождая её речью:
Обуваем ножки в новые сапожки,
Шапку на — головку и завяжем ловко
(Имитируют процесс одевания)
На руки — перчатки. В добрый путь, ребятки!
Шагают наши ножки по ровненькой дорожке (Шагают друг за другом)
А потом прыг- скок! И попали мы в лесок. (Прыгают с продвижением вперёд).
Воспитатель: Дети, куда же мы с вами попали? (Слайд «Осенний лес»)
Как красиво в осеннем лесу! Посмотрите по сторонам, что вы видите?
Дети: Мы видим деревья, елочки.
Воспитатель: А что растет под деревьями?
Ребёнок: Грибы!
Воспитатель: Скажите, кто живет в лесу?
Дети: В лесу живут медведи, волки.
Воспитатель: Кого еще можно встретить в лесу?
Ребёнок: Лисичку, зайчика.
Воспитатель: Но где же они? Почему нас никто не встречает?
Воспитатель: Ребята, послушайте, здесь кто-то плачет.
Ой, кто это прячется в кустах? Мы узнаем, если отгадаете загадку:
Скачет он и тут там по полям и по лесам,
В серой шубке под сосной длинноухий зверь лесной
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Вот под кустиком в лесу заинька сидит
Уши длинные прижал серенький дрожит.
Зайка, не пугайся нас, мы твои — друзья,
Знаем мы, что малышей обижать нельзя!
Воспитатель: Давайте подойдем к нему, поздороваемся, улыбнемся радостно.
Воспитатель (Обращаясь кзайцу): Здравствуй зайчонок, расскажи, что случилось? Кто тебя обидел? (Слайд «Зайчик плачет»)
Зайчонок: Как же мне не плакать? (Звукозапись)
Испугался я Лису! Заблудился я в лесу,
Как домой я попаду, я же маму не найду!
Ребята, помогите мне найти мою маму, пожалуйста.
Воспитатель: Зайчонок заблудился в лесу и не может найти маму. Поможем ему?
Посмотрите, ребята, какой заинька хорошенький, пушистый, какие у него ушки, какой хвостик. (Дети рассматривают зайчонка) (Слайд «Зайчонок»)
Воспитатель: Дети, расскажите о нем, зайчик большой или маленький?
Ребёнок: Зайчик маленький.
Воспитатель: Дети, зайчик маленький, ему грустно, он хочет, чтобы вы погладили его — вот так (показ). (Воспитатель поочередно дает детям игрушку)
Погладь зайчика и скажи, какая шубка у зайчонка? (Ребенок трогает игрушку — тактильная чувствительность)
Ребёнок: Шубка у зайчика пушистая
Воспитатель: Давайте вместе скажем: «пушистая» (Дети хором говорят «пушистая») Скажите, какого цвета шубка у зайчонка осенью?
Дети: Шубка у зайчика серенькая.
Воспитатель: Скажи, какие у зайчика ушки?
Ребёнок: У зайчика длинные ушки.
Воспитатель: А хвостик у зайчика, какой?
Ребёнок: Маленький, круглый, пушистый.
Воспитатель: А вы знаете, что любит кушать зайчик?
Дети: Зайчик любит морковку.
Воспитатель: Что умеет делать зайка, скажите?.
Дети: Зайчик умеет прыгать.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в маленьких жителей полянки.
Вставайте в круг и сейчас мы попробуем изобразить зайчиков с помощью наших пальчиков. (Дети складывают фигурку из пальчиков по показу воспитателя: выставить вверх указательный и средний пальцы, шевелить ими вперед- назад — пальчиковая игра «Зайчик»)
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он и прыгает, и скачет
Веселит своих зайчат
Воспитатель: А теперь весело попрыгаем по полянке: прыг- скок, прыг — скок. (Физкультминутка «Изобрази животного»). (Звучит звукозапись веселой музыки «Зайцы делают зарядку». Дети выполняют движения.
Воспитатель: Теперь отправляемся в путь, на поиски мамы — Зайчихи.
По тропинке мы шагаем: топ-топ-топ,
Ножки выше поднимаем: топ-топ-топ.
Ну а если не устали,
Быстро — быстро побежали: топ-топ-топ.
(Дети бегут друг за другом, не обгоняя)
Воспитатель: Ой, смотрите, быстрый маленький зверек, По деревьям скок да скок! Кто это? (Дети замечают белочку)
Воспитатель: Белочка большая или маленькая? (Ответы детей)
Какой хвостик у белочки? Что любит кушать белочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, она любит грызть орешки
Белочка: (Звукозапись) Почемувмоем лесу плачет зайчонок? (Слайд «Белка») (Ответы детей)
Белочка:(Звукозапись) Я знаю, как вам помочь. Я подарю вам волшебный клубочек, который приведет вас к маме — Зайчихе.
Воспитатель: Ты катись, катись, клубок
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорогу укажи,
К зайчихе нас приведи!
Воспитатель: Скажите белочке «спасибо» (Дети благодарят белочку)
Посмотрите, сколько грибов выросло на полянке в нашем лесу!
Давайте в корзину соберем грибы для белочки и для ее маленьких бельчат.
(Игра «Собери грибочки» под весёлую мелодию).
Воспитатель: Посмотрите, наш клубочек покатился по тропинке из разноцветных листьев. Да тут на опушке, в конце дорожки, посмотрите чей-то домик.
Давайте позовем и узнаем, кто же здесь живет? (Дети зовут Зайчиху)
(Выходит Зайчиха, обнимает зайчонка и благодарит всех за помощь.)
(Слайд «Домик с зайчихой»). Дети рассказывают маме-зайчихе о том, что произошло с её маленьким зайчонком. Зайчик обрадовался, что нашел маму.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Зайчики и лисичка» Давайте превратимся в зайчиков. Я произнесу волшебные слова:
Топ-топ! Хлоп-хлоп!
Вокруг себя повернитесь
И в маленьких зайчиков скорее превратитесь! (Дети проговаривают слова с воспитателем)
(Дети под музыкальное сопровождение выполняют движения в соответствии со словами текста песни В.Антоновой, музыка Б. Финоровского).
По лесной лужайке разбежались зайки
(Дети бегут врассыпную по залу)
Вот какие зайки, зайки — побегайки
Сели зайчики в кружок, роют лапкой корешок
(Дети садятся на корточки и «роют» землю)
Вот какие зайки, зайки-побегайки
(«Зайчики» разбегаются, а «Лисичка» их догоняет)
Воспитатель: Я слышу, где — то крадётся лиса. Прячьтесь, зайчики! (Дети закрывают глаза руками. Воспитатель вносит игрушечную лису).
Воспитатель(ходит вокруг детей).
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка
(«Лисичка» бегает между «зайцами»)
Ищет где же зайки, зайки-побегайки?
Воспитатель: Вот какие быстрые зайки, не нашла лиса их и убежала в лес. Зайки открыли глаза, увидели, что лисы нет, и опять выскочили на полянку. Дети бегают и прыгают. Молодцы! Вы сидели тихо, поэтому лиса не нашла вас.
Нашему зайчонку пора отправляться домой, его ждет Мама — зайчиха.
(Зайчик прощается с детьми и уходит)
Воспитатель: А нам тоже пора возвращаться в детский сад.
Подводится итог игровой ситуации
Воспитатель: Где сегодня мы с вами были? (Ответы детей).
Воспитатель: Кого мы там встретили?
Дети: Маленького зайчонка и белочку.
Воспитатель: Как мы помогли зайчонку, что мы доброго для него сделали? (Ответы детей). Какие вы молодцы, что помогли зверюшке!
Повторите вместе со мной стихотворение и постарайтесь его запомнить и рассказать своим друзьям:
Птиц, зверей, оберегай и всегда им помогай!
Воспитатель: Спасибо вам большое за помощь, вы помогли зайчику найти маму. Дети, посмотрите в корзине лежат сладкие, сочные, ароматные яблоки. Это зайчиха принесла угощение для вас за то, что вы помогли зайчонку.