Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (44) июль 2021 г.

Дата публикации: 18.06.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Болгова, И. В. Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Познавательное развитие» / И. В. Болгова, Н. С. Евдотьева, Т. Г. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 7 (44). — С. 41-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/201/6479/ (дата обращения: 16.11.2024).



Группа: подготовительная группа

Тема: « «Земноводные. Лягушка»

Цель: Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа, изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам.

Задачи:

  1. Учить детей выкладывать приметы погоды путем моделирования.
  2. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
  3. Пробудить чувство жалости, сострадания к попадавшим в беду животным, сформировать знания по оказанию им помощи.

Предварительна работа: чтение сказок и рассказов, беседа, рассматривание иллюстраций о животных, ходьба по лабиринту, развитие лягушонка Шлёпы.

Материалы и оборудование: посылка (портрет лягушонка, письмо, лабиринт), иллюстрации к сказке, модели, стаканы, трубочки.

Этап, продолжительность

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат деятельности

Организационно-мотивационный этап

  1. Воспитатель, дети входят в групповую.
  2. В условленном месте стоит коробка.
  3. Воспитатель: (обращает внимание детей). Дети! Посмотрите, у нас в группе появилась красивая коробка. Хотите узнать, что в ней?

Дети: (предполагаемый ответ) Откройте коробку! А в коробке, что?

Воспитатель: (открывает коробку): Кто это? Узнаете?

Дети: (отвечают) Лягушонок! Шлёпа!

Воспитатель: Он прислал свой портрет, надо же, как он подрос!(Укрепляет картинку на видном месте). А здесь ещё и конверт, интересно, что в нём? (достаёт, открывает конверт).

Дети: читайте, читайте.

Воспитатель: (читает письмо): Дорогие дети детского сада «Солнышко». Помогите мне пожалуйста выбраться из лабиринта. Если вы ответите на вопросы и выполните все задания правильно, то поможете мне попасть обратно в болото, чтобы я успел подготовить свой дом к зиме и спать в нём до весны. С уважением ваш лягушонок Шлёпа.

Приветствие, доброе пожелание,

установление зрительного,

тактильного контактов и т. д.

Организация образовательного

пространства

Задают и отвечают на вопросы.

Психологическая готовность

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Этап актуализации знаний

Воспитатель: Дети, беда приключилась со Шлёпой! Вы готовы помочь лягушонку?

Дети: Что нам делать?

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим лабиринт. Чтобы помочь Шлёпе продвинуться по лабиринту, мы должны правильно выполнить все задания, которые обозначены значками. Внимательно просмотрите, их всего 5.

Воспитатель: Кто из вас поможет лягушонку продвинуться по лабиринту до первой остановки? Ой, сколько желающих помочь, молодцы. Иди, ты Лиза, помоги (ребенок ведет Шлёпу по лабиринту).

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы

Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового

Этап усвоения / расширения имеющихся знаний)

Воспитатель: Лабиринт сложный, извилистый, но Лиза молодец, не сбилась с пути. Итак, первая остановка — книга. А это значит, что вы должны внимательно послушать рассказ про лягушку и ответить на вопросы.

Воспитатель рассказывает: Лягушка — очень умное, полезное, красивое животное. Немало обид терпят эти добродушные животные от людей. Увидев пучеглазых, скользких лягушек говорят: «Ну и гадость».

Воспитатель: Кожа лягушки влажная, покрыта слизью, которая предохраняет её от высыхания. А еще их называют противными. Мальчишки часто убивают лягушек. И чем больше они их бьют, тем злее становятся в этих местах комары.

Воспитатель: Лягушки питаются в основном насекомыми. Но ни зубов, чтоб грызть добычу, ни когтей, чтоб хватать ее, у лягушки нет. И зубы, и когти ей с успехом заменяет язык. Он у лягушки длинный, сильный, клейкий. Вот летит муха. Лягушка «стреляет» в неё языком: сильный, он быстро вылетает, оглушает насекомое; длинный — обеспечивает «дальнобойность»; клейкий — прочно приклеивает муху и втягивает её в рот. Только что, пролетала муха, и нет её! А лягушка уже посматривает, не летит ли новая жертва.

Воспитатель: Раньше в старину, когда не было холодильников, был такой обычай, люди опускали в кувшин с молоком лягушек. Молоко долго оставалось свежим.

Воспитатель: Посмотрите ещё раз на лягушку: она вовсе не противная, даже наоборот, в ней есть что-то симпатичное: большие, как — будто бы внимательные глаза, улыбающийся рот.

Воспитатель: Чем покрыта кожа лягушки?

Дети: Кожа лягушки влажная, покрыта слизью, которая предохраняет её от высыхания.

Воспитатель: Какую пользу приносят лягушки?

Дети: Питаются насекомыми.

Воспитатель: Дети, что помогает лягушки добывать пищу?

Дети: Язык, он у лягушки сильный, длинный, клейкий.

Воспитатель: Какой обычай существовал в старину, чтобы сохранить молоко свежим?

Дети: В кувшин с молоком сажали лягушек.

Воспитатель: Дети, вы правильно ответили на все вопросы (И Влад, Лиза, Алена старались) помогли Шлёпе, продвинуться по лабиринту. Мы выполнили 1 задание и можем отправляться дальше.

Воспитатель: Дети, кто из вас поможет лягушонку продвинуться по лабиринту до второй остановки? Ой, сколько желающих помочь, молодцы дети. Иди, ты Влад, помоги(ребенок ведет Шлёпу по лабиринту). Путь длинный, сколько здесь много поворотов, но Влад ни разу не ошибся и привел нас ко второй остановки. А остановка — это прогноз погоды.

Воспитатель: Лягушки — хорошие помощники синоптикам, по их поведению люди издавна научились предсказывать погоду.

А сейчас послушаем прогноз погоды на ближайшие 3 дня, которые представят дети.

1-й ребенок говорит примету:

 Лягушки на суше прыгают — к дождю.

Воспитатель: все запомнили примету, а теперь эту примету выложите с помощью моделей.

Дети: (Выполняют задание. Моделируют погоду) 1-й ребенок работает у доски.

Воспитатель подводит итог 1-й приметы: Вижу, все справились с заданием, молодцы!

2-я примета. 2-й ребенок говорит примету:

 Лягушки с вечера кричат — к хорошей погоде.

Дети: (Выполняют задание. Моделируют погоду) 2-й ребенок работает у доски.

Воспитатель подводит итог 2-й приметы: Отлично выполнили задание.

3-я примета. 3-й ребенок говорит примету:

 Зашумит река, закричит лягушка — будет дождь.

Воспитатель: Все запомнили эту примету. А теперь выложите эту примету с помощью моделей.

Дети: (Выполняют задание. Моделируют погоду) 3-й ребенок работает у доски.

Воспитатель подводит итог 3-й приметы: Ни одной ошибки не допустили, умнички.

Воспитатель: Второе задание выполнили и можем дальше двигаться по лабиринту.

Воспитатель: Дети, кто из вас поможет Шлёпе продвинуться по лабиринту до третьей остановки? Ой, сколько желающих помочь, молодцы дети. Иди, ты Юля, помоги (ребенок ведет Шлёпу по лабиринту). Путь не из легких, запутанный, но Юля ни разу не ошиблась и справилась с заданием и третья остановка — отдых.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, и т. д.

.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Динамическая пауза .

Воспитатель: Хотите быть лягушатами?

Дети: Давайте поиграем.

Дети:

Раньше были мы икрою ква — ква

А теперь мы все герои ать — два

Головастиками были ква — ква

Дружно хвостиками били ква — ква

А теперь мы лягушата ква — ква

Прыгай с берега ребята, ать — два

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете красота!

Дети повторяют игру 3 раза.

Проведение игры. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

кисти в замок, вращательные движения

маршируем

садимся на корточки

хлопаем руками по коленкам

встаем, поднимаем руки вверx

прыжок

отводим руки назад, изображаем xвостик, поднимаем руки вверx, xлопаем в ладоши

Участвуют в игре

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта

Этап усвоения / расширения имеющихся знаний)

Воспитатель итог: Отдохнули дети хорошо, а Шлёпа ещё не вышел из лабиринта. Вы готовы дальше помогать?

Дети: Что ещё надо сделать?

Воспитатель: Дети, кто из вас поможет Шлёпе продвинуться по лабиринту к следующей остановке? Ой, сколько желающих помочь, молодцы дети. Иди, ты Марк, помоги (ребенок ведет Шлёпу по лабиринту). Путь не простой, но Марк ни разу не ошибся и справился с заданием и четвертая остановка — Жалейкин.

Воспитатель: Этот мальчик нам уже знаком. Послушайте историю, которая однажды случилась с ним.

«Под кочкой в сыром болотце заметил. Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.

— Бедный, несчастный, малыш! — воскликнул Жалейкин. — Как же плохо тебе, бедняжке, в этом, грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Я спасу тебя!

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на теплое солнышко, и весело рассмеялся от радости. Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем, грязном болоте!

А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел! «Всего лягушонка облил слезами и вовремя: ещё немножко — и лягушонок бы околел!

Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. К тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате».

Воспитатель: Где нашел Жалейкин лягушонка?

Дети: Всыром болоте.

Воспитатель: Почему он принес его домой?

Дети: Он думал, что лягушонок должен жить в тепле, сухости и чистоте, а болото грязное.

Воспитатель: Куда мальчик посадил лягушонка, почему?

Дети: Мальчик посадил лягушонка в расписную шкатулку, чтобы ему было сухо, чисто!

Воспитатель: Что с ним случилось?

Дети: Лягушонок перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Воспитатель: Чего же не знал Жалейкин?

Дети: Он не знал, что любому животному лучше жить в привычной для него обстановке. А для лягушонка родной дом — не красивая расписная коробочка, а сырое болото. В других условиях он погибнет. Жалеть надо уметь.

Воспитатель: Дети, что вы почувствовали, когда увидели, что лягушонок в беде.

Дети: Нам стало жалко лягушонка, хотелась плакать.

Итог: Какие вы у меня замечательные, добрые, отзывчивые. Вы помогли Шлёпе продвинуться по лабиринту! Мы выполнили задание и можем двигаться дальше.

Воспитатель: Дети, кто из вас поможет лягушонку продвинуться по лабиринту до следующей остановки? Ой, сколько желающих помочь, молодцы дети. Иди, ты Катя, помоги(ребенок ведет Шлёпу по лабиринту). Лабиринт сложный, извилистый, но Катя молодец, не сбилась с пути. Итак, следующая остановка — опыт.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах

объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т. д.

Участвуют в обсуждении, отвечают и задают вопросы.

Составляют связные высказывания, делают выводы

Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, и т. д.

.

Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Любознательность и активность

Практическая работа

Воспитатель: Дети, что есть в воде, необходимое для жизни лягушки.

Дети: Воздух, растения, водоросли.

Воспитатель: Что за пузырьки под водой?

Дети: Лягушка дышит воздухом.

Воспитатель: Глубоко вдохните. Чем мы дышим?

Дети: Воздухом!

Воспитатель: Мы его видим?

Дети: Нет, т. к он прозрачный.

Воспитатель: Ав воде воздух можно увидеть?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте проверим и проведем опыт. Возьмите стакан с водой. Один конец трубочки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что вы увидели?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель итог: Мы вдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Итог: Хорошо дети! Вы правильно выполнили задание и помогли Шлёпе продвинуться вперед по лабиринту.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений

Выполняют практическую работу.

Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми

Заключительный этап. Рефлексия

Воспитатель: Дети, кто из вас поможет Шлёпе продвинуться по лабиринту к болоту? Ой, сколько желающих помочь, молодцы дети. Иди, ты Алина, помоги(ребенок ведет Шлёпу по лабиринту). Путь короткий и Алина быстро справилась с заданием. Мы помогли Шлёпе выйти из лабиринта.

Музыка.

Воспитатель: Наконец — то Шлёпа, благодаря вам попадет в свой родной дом (болото) и глубоко заляжет в ил, будет спать до весны, а весной мы снова встретимся со Шлёпой.

Воспитатель: Дети, что вы чувствовали, когда помогали лягушонку Шлёпе?

Дети: Он такой хороший, нам было его жалко.

Воспитатель: Что вы узнали новое?

Дети: (Ответы).

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

Дети: ( Ответы).

Воспитатель: Как вы должны относиться к лягушкам?

Дети: ( Ответы).

Воспитатель: Дети, я попрошу вас дома вместе с родителями нарисовать знак, запрещающий обижать этих безобидных животных. Принесите завтра в д/с и мы все поместим знаки в экологическом центре.

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния и т. д.

Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.

Литература:

  1. В. Берестов «Лягушата»
  2. Детская Энциклопедия. Изд: Мир книги. Москва, 2004 г.
  3. Н. Сладков «О мальчике Жалейкине»

Похожие статьи

Анкета-опросник для выявления степени готовности учителя к реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Программа организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки»

Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»

Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России»

Похожие статьи

Анкета-опросник для выявления степени готовности учителя к реализации междисциплинарной программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

Программа организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации

Практика наставничества «Формирование мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях практической подготовки»

Организация форм и методов работы при реализации ООД «Физическое развитие»

Обучающая среда для развития УУД через проектную деятельность

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России»

Задать вопрос