Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков
Автор: Лядащева Елена Дмитриевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (14) март 2019 г.
Дата публикации: 01.03.2019
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Лядащева, Е. Д. Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков / Е. Д. Лядащева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3988/ (дата обращения: 16.12.2024).
Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается в самом процессе. Она способствует психологической разрядке и снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, служит физическому, умственному и нравственному воспитанию [2, с. 68].
В игре овладевают новыми навыками и умениями, а также новыми знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Игра — это серьезно и для самого ребенка. Игра — это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто — это труд, преодоление себя. Словом, игра — это целый мир.
Если игры используются только как средство увеселения, развлечения, то от них польза минимальна. Такие функции у игры есть, но они не ведущие не главные.
Игра — это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть побуждение к учению.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра — упражнение помогает закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.
Игра — задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умения работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. Это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся [1, с. 95].
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств применения накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к предмету.
Психологическое воздействие игры на разных людей не одинаково, оно определяется индивидуальными особенностями личности.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения на иностранных языках и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы.
Педагогическое влияние учебной игры проявляется в благотворном воздействии на формировании ответственного отношения к учебной деятельности. При этом примечательно то, что у обучаемых проявляется стремление к знаниям не ради оценки, они начинают чувствовать вкус к приобретению знаний.
Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6–10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети только что покинули мир сказки, игры, игрушек — обязательных атрибутов дошкольного детства [3, с. 38].
Непосредственность младших школьников и быстрота реакции именно в игровых ситуациях проявляется наиболее ярко.
У школьников младших классов наблюдается тяга к изучению иностранных языков, однако из-за болезней, а также по ряду других причин, которые приводят к тому, что дети пропускают занятия, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимым.
Большую помощь в решении этой проблемы оказывают игры. Их использование дает хороший результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладение речевыми навыками в процесс естественной ситуации общения во время игры.
На конкретных примерах можно показать, каким образом в играх формировалась мотивация.
Учащимся 2 класса МБОУ Школа № 138 г.о. Самара было предложено поиграть в игру «My family». Все ученики хотели быть в роли «загадчика». Класс был поделен на две команды. По очереди от каждой команды выходил ученик и загадывал загадку о семье. Перед тем как ее загадать ученик рассказывал о своей семье: «My family is large. I have mother, father, grandmother, grandfather and sister Mari. I have uncles and aunts, too. Guess my riddle»:
His name is John.
Hi is not my uncle.
Hi is not my father.
Hi is not my grandfather.
Who is he?
(Answer: He is your brother)
Также ребята загадывали загадку о том, какие у них есть домашние животные. Если соперники отгадывали, то они получали один балл. Игра закончилась ничьей.
В данной игре формировались познавательные мотивы благодаря интересу школьников. Ребятам охотно было отгадать эту загадку и правильно сказать ответ на английском языке.
Для следующей игры ведущий заранее приготовил необходимые предметы: газету для папы, передник для мамы, платок для бабушки, очки для дедушки, куклу для сестры, портфель для брата, шляпу для тети, чемодан типа «дипломат» для дяди.
Ребята, получившие роли взяли необходимые для игры предметы и заняли свои места. Например, папа сел читать газету, сестра играла в куклу, мама делала вид, что моет посуду на кухне и т. д. Ученик подходил к каждому из них и представлял: «This is my mother. Her name is… This is my sister. Her name is…».
У данной игры есть и второй вариант. Ребятам было предложено поиграть. В этом варианте игры семья была уже не вся дома. Ученик представлял тех, кто в данный момент находился в комнате. Стук в дверь (в начале игры один из учеников должен был выйти за дверь, незаметно для своих одноклассников). Ученик приоткрывал дверь и сообщал: «This is a man», или «This is a woman», или «This is a boy» (ученики, которые играли роль сына, называли одну из этих фраз). Класс пытался угадать: «This is his (her) mother»; «Her name is …»; «This is his (her) sister».
Отгадавший занимал место водящего. В данной игре формируются социальные мотивы. Ученик, рассказывая о своей семье в игре тем самым обучал взаимопониманию других школьников между членами их семей.
Ведущий заранее прятал ручку, ластик, линейку и другие предметы школьного обихода (в стол, под парту и т. д.).
Из числа играющих были выбраны папа, мама, бабушка и Маша — растеряша.
Маша-растеряша проснулась рано утром и не знает где ее вещи. Она спросила маму: «Where is my pen?». Мама не знает, но пытается угадать: «It is a table». Папа и бабушка высказали свое предположение: «It is on the bookshelf», «It is under the table». По сигналу ведущего папа, мама, бабушка начинают искать ручку. В этой игре выиграла мама, так как ручку она нашла первой. В приведенной нами игре формируются индивидуально-личностные мотивы. Эта игра учит ребят быть более собранными. После проведения этой игры мы заметили, что ребята стали меньше забывать школьные принадлежности.
На следующем уроке иностранного языка было предложено ребятам поиграть в игру «Животное». Классный руководитель по нашей просьбе передала ребятам, что в эту игру будем играть завтра, так как они должны будут нарисовать рисунки — голову различных животных. Все картинки нужно будет разрезать поперек на четыре части так, чтобы были изображены: в первой части уши, во второй — глаза, в третий — нос, в четвертой рот.
Класс поделили на три команды. Каждая из команд выбрала, какой рисунок она будет составлять.
Наступил день игры. Все ребята пришли подготовленные к игре. Общим голосованием был выбран ведущий. Им оказался Саша — ученик 2-го класса. Саша хорошо учится, и он любознательный ребенок.
Ведущий начал игру, он с помощью учителя задавал командам вопросы: «What kind of cars does your pet have?»; «What colour eyes does he have?»; «What kind of nose does he have?».
После каждого правильного ответа ведущий показывал картинку с изображением животного. Правильных ответов было много, но победила только одна команда. Выигравшей команде мы подарили призы. В данной игре формировались индивидуально-личностные мотивы. Ребята испытывали гордость за себя и свою команду.
В следующий раз играли с ребятами в игру «На приеме у ветеринара». Все желающие поиграть выстроились в очередь на прием к врачу. Каждый из ребят загадал, кто у них в руках: кошка, собачка, птичка и т. п. Дети приходили к врачу в кабинет, чтобы вылечить своего любимца. Но сначала врач должен был определить, какого пациента ему принесли. В роли врача ветеринара выступал мальчик, который очень любит животных и в будущем хочет стать ветеринаром. Врач задавал вопросы: «What does he cat?»; «What eyes (cars) do you have?» и т. п. Игра проходила очень оживленно и всем очень понравилась. Данная игра формирует социальные мотивы. Она на примере животных учит ребят доброжелательному отношению к окружающим [2, с. 130].
Учащийся преодолевает боязнь говорения на иностранном языке благодаря социально-психологическому воздействию игры.
Литература:
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. — М.: Просвещение,1990.-185с.
- Никитин Б. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 2005. — 138с.
- Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. — М., 2001