В статье автор представляет методическую разработку программыпо обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.
Ключевые слова: устная речь, иноязычная речь, младшие школьники, игровая деятельность.
Современный процесс обучения в школе ориентирован на требования Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. В соответствии с новыми ФГОС, предметные результаты изучения иностранного языка на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в типичных учебных ситуациях и реальных жизненных условиях [4]. Исходя из этого, процесс обучения должен содержать приемы и методы, максимально приближающие этот процесс к реальной жизни.
Для детей младшего школьного возраста наиболее подходящими являются методы, содержащие учебно-речевые ситуации, отражающие ситуации из реальной жизни, а также игровая деятельность, так как игра для детей является наиболее естественным способом познания окружающего мира, служит «мостом» к миру взрослых, помогая им знакомиться с разными видами деятельности, понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им.
Обучение иностранному языку детей происходит с устным опережением в силу возрастных особенностей: они имеют хорошие способности к восприятию звуков и имитации, поэтому в первую очередь уделяется внимание формированию их устной иноязычной речи.
Навыки иноязычной речи младших школьников (7–8 лет) выражаются в умении прослушать 3–4 фразы в достаточно медленном темпе, чтобы ученик мог услышать каждое слово. Монолог, как и диалог, должен содержать такое же количество фраз, которые уже имеют правильную оформленность и относятся к определенной теме (не только приветственная часть, а также темы про еду, животных). Также в данном возрасте подразумевается, что ребенок овладел произношением всех звуков (с учетом правильной речи на родном языке [2]. Однако, многие педагоги, преподающие иностранный язык, сталкиваются с проблемой угасания интереса к языку при столкновении с трудностями у младших школьников.
Обучение младших школьников иностранному языку, на наш взгляд, будет эффективнее, если организовывать на занятиях игровую деятельность. Игра позволяет трансформировать потребности и сознание детей, сформировать у них положительную учебную мотивацию [1].
Игровая деятельность способствует получению новых сведений и закреплению пройденного материала, учебный процесс воспринимается учащимися без усилий. Когда на протяжении урока вводятся игровые элементы, увлечение процессом обучения происходит незаметно и у детей младшего школьного возраста совершенствуется речь и коллективное поведение.
Основываясь на анализе научной литературы, нами была разработана и проведена программа по обучению иностранному языку младших школьников в процессе игровой деятельности (на примере английского языка).
Направленность программы: социально-педагогическая.
Цель программы: создание условий для более эффективной подготовки дошкольников и младших школьников к формированию и развитию устной английской речи с помощью игровой деятельности, а также развитие заинтересованности к изучению английского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи по созданию условий для формирования и развития:
— формирование навыков и умения по решению коммуникативных задач;
— формирование навыка аудирования англоязычной речи;
— развитие умения оформлять свою речь фонетически правильно;
— навык употребления лексических единиц и грамматических структур.
Основной метод программы предусматривает применение учебно-речевых ситуаций и игровой деятельности в обучении.
Срок программы рассчитан на 9 месяцев (1 учебный год) с частотой проведения занятий 1 раз в неделю.
В таблице 1 представлен фрагмент программы.
Таблица 1
Фрагмент программы обучения иностранному младших школьников посредством использования игровой деятельности
Навыки устной иноязычной речи |
Игровые методы, влияющие на развитие навыков устной иноязычной речи |
Тема: Pets |
|
Слухо-произносительные навыки |
«Слышу-не слышу». Учащиеся делятся на две команды, педагог произносит слова, в котором есть долгий гласный или краткий. Когда педагог называет долгий гласный, то дети должны поднять левую руку, когда слышат короткий гласный — правую. Педагог выдает жетоны командам за правильные ответы, побеждает та, которая набрала больше жетонов |
Слухо-произносительные навыки |
«Гость». Педагог обращает внимание детей на то, что к ним на занятие пришел гость (игрушка-питомец). Педагог просит детей поприветствовать гостя, познакомиться с ним, затем тот «спрашивает» у них, какое он животное: дикое или домашнее, далее просит перечислить домашних животных на английском языке. Дети зовут гостя: Let`s go to the farm. Далее под видео-слайды дети повторяют песенку про домашних животных, сопровождая их движениями. «Кто я?». Учащиеся делятся на две команды, участники по очереди изображают пантомимой животных для своей команды, команда должная угадать животное и назвать его на английском языке. Педагог выдает жетоны командам за правильные ответы, побеждает та, которая набрала больше жетонов |
Рецептивные лексико-грамматические навыки |
«Загадки о животных» |
навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
Диалог-расспрос «Расскажи о любимом животном» |
Тема: Toys |
|
Слухо-произносительные навыки |
«Правильно-неправильно». Педагог просит детей произнести отдельные слова. В том случае, если ребенок произносит слово правильно, то педагог поднимает зеленую карточку, если неправильно, то просит другого ребенка поправить |
Рецептивные лексико-грамматические навыки |
«Let’s go by bus!» Педагог предлагает детям «поехать» на автобусе и на других видах транспорта на фабрику игрушек. Проводит физминутку на английском языке |
Рецептивные лексико-грамматические навыки |
Педагог выставляет на стол игрушки, просит детей запомнить их, после чего дети закрывают глаза, а педагог убирают одну из игрушек, детям нужно сказать, какая игрушка пропала. После игру повторяют на английском языке. Далее педагог сообщает детям, что она нашла волшебный мешок, из которого она достает подушку, и говорит: I have got... Дети по очереди запускают руку в мешок и пытаются угадать, какая там игрушка |
Слухо-произносительные навыки |
«What did the teddy bear say?» Педагог берет мягкого мишку и от его лица произносит сначала слова, после фразы и предложения. Дети должны повторить |
Навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
Дети становятся в круг, взявшись за руки, выбираются двое водящих, которые становятся в круг. Одному из них завязывают глаза, он должен поймать другого. Время от времени первый водящий выкрикивает: «Where are you?», второй отвечает: «I’m here! Catch me!» |
Тема: «Clothes» |
|
Слухо-произносительные навыки |
Педагог сообщает, что к ним на занятие пришел teddy bear и принес большую коробку с вещами, он достает вещи (карточки с изображением) и произносит их названия на английском. Ученики повторяют |
Навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
«Одень Машу». На экране анимированная презентация с изображением девочки/мальчика, рядом разные вещи и их названия на английском (они перемешаны и пронумерованы). Один ученик дает команду «Put on a dress!», другой должен найти нужное слово и сказать: «It’s number 2». Учитель управляет презентацией: кликает на указанное слово, вещь «надевается» на девочку, остальные ученики следят, правильно ли выбрана вещь и говорят «Yes/No» |
Навык продуцирования реплики Слухо-произносительные навыки |
Физминутка. Дети по очереди встают перед группой и показывают, какую одежду они надевают, остальные повторяют слова и движения |
Навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
«Дочки-матери» Выбирается двое учеников — «сын/дочка» и «мама/папа». «Сын» «пошел гулять» (выходит за дверь), далее он стучится и происходит диалог: Сын: Knock-knock! Мама: Who is it? Сын: It’s Misha. Мама: Come in, please. How are you? Сын: I’m cold. Can I have a scarf, please? Мама: Here you are! (выбирает нужную картинку из карточек на столе\на доске) |
Тема: « Fruits and vegetables » |
|
Рецептивные лексико-грамматические навыки |
«Какое слово звучит?». У учащихся на столах картинки с изображениями 10–20 слов. На доске написаны данные слова. Педагог произносит слова в произвольной последовательности в достаточно быстром темпе. Дети должны расположить слова по порядку, поставить рядом с каждый порядковый номер, найти слова, которые не были произнесены и записать их в тетрадь |
Рецептивные лексико-грамматические навыки Навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
Педагог сообщает, что к ним на занятие пришел заяц и принес большую коробку овощей и фруктов. Предлагает детям вспомнить названия фруктов и овощей. Педагог сообщает, что теперь они могут открывать коробки и угадывать, что там, при этом произносить следующую фразу: It is a potato! Do you like potatoes? Yes, I do. It is a carrot. Do you like carrots? Далее по образцу |
Слухо-произносительные навыки |
Дети выполняют разминку в сопровождении видеоклипа, повторяя слова песни |
Навык продуцирования реплики, навык реагирования на реплику |
«I have got a green cucumber». Дети становятся в круг, педагог находится в центре круга и показывает какой-то фрукт или овощ, говоря «I have got a green cucumber». Ученик, к которому он обращается, должен согласиться с ним, произнеся: «Yes, you have got a green cucumber» иногда педагог преднамеренно ошибается, ученик должен не согласиться с ним |
Программа по обучению младших школьников иностранному языку в процессе игровой деятельности была построена с учетом следующих условий: организация диалогового взаимодействия, создание ситуации успеха и использование цифровых технологий. На каждом занятии дети взаимодействовали друг с другом, что позволили отработать навыки говорения и закрепить грамматические конструкции.
Эффективность программы подтвердили результаты сравнительного исследования. Предметом диагностики выступали навыки иноязычной речевой деятельности — аудирование и говорение (на примере английского языка).
Аудирование включает в себя аудитивные навыки, интеграция которых обеспечивает владение этим видом речевой деятельности:
— слухо-произносительные навыки (доведенная до автоматизма способность безошибочного, быстрого, стабильного одновременного восприятия и узнавания фонетического кода);
— рецептивные лексико-грамматические навыки (узнавание и понимание слов, словосочетаний, грамматического оформления ЛЕ разного уровня в словосочетаниях) [3].
На рисунке 1 представлены средние баллы по показателям готовности к усвоению устной иноязычной речи у младших школьников на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Отметим, что результаты оценивались по 5-балльной шкале, принятой в школе.
Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики показателей готовности младших школьников к усвоению устной иноязычной речи на констатирующем и контрольном этапах исследования
В группе детей младшего школьного возраста произошел значительный рост показателей по всем уровням готовности к усвоению устной иноязычной речи. По итогам эксперимента у учащихся улучшился фонематический слух и навыки звукопроизношения, обогатился и активизировался словарный запас, произошло закрепление грамматических конструкций, они научились выстраивать диалоговое взаимодействие на английском языке.
Анализ научно-методической литературы и результаты диагностики, практической деятельности позволили нам сформулировать следующие рекомендации для педагогов, применяющих программу для обучения иностранному языку младших школьников.
- Новую игру (речевую ситуацию) демонстрирует учитель (роль ведущего), а затем эта роль передается хорошо подготовленному учащемуся.
- Важно использовать игровые ситуации таким образом, чтобы дети могли обмениваться опытом, обучая друг друга.
- Реализовывать индивидуальный подход к каждому учащемуся, учитывать его интересы, особенности и потребности.
- На занятиях необходимо задействовать все каналы восприятия, в том числе и при возможности вкусовые, тактильные.
- Необходимо проводить артикуляционные упражнения, ориентированные на произношение звуков английского языка, а также развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Важно создать мотивацию у учащихся к диалогу, побудить их высказываться. Для этого необходимо создать определенные условия, положительную эмоциональную атмосферу.
- Необходимо чередовать виды деятельности и задания, но некоторые задания можно использовать на каждом занятии и создать определенный ритуал (музыка, иллюстрация и т. д.) благодаря которому ученики смогут понять, о каком задании идет речь, мысленно приготовиться к нему.
- Необходимо на каждом занятии использовать один сюжет, при возможности продолжать определенную сюжетную линий занятий, что будет «вводить» детей в учебный процесс, способствовать формированию интереса, создавать определенный настрой, способствовать развитию памяти.
- Некоторые учебно-речевые ситуации и игры можно с успехом приспособить для использования на уроках с разной тематикой, выяснив, какие из них вызывают наибольший позитивный отклик среди учеников. При этом следует принимать во внимание необходимость разнообразия видов деятельности на уроке.
Литература:
- Еремеева, О. В. Игровая деятельность в практике обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста / О. В. Еремеева // Вопросы педагогики. — 2020. — № 9–2. — С. 81–85.
- Жданова, О. С. Игровые технологии как средство создания мотивационной основы обучения иностранному языку в начальной школе / О. С. Жданова, Г. А. Клименко // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации: Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, 04–05 июня 2020 года / Под редакцией Г. А. Никитиной. Том Выпуск 13. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. — С. 100–106.
- Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков = A handbook of english-russian terminology for language teaching: Справ. для преподавателей иностр. яз. и студентов пед. вузов [Текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. — СПб.: Рус.-Балт. информ. центр БЛИЦ: Cambridge university press, 2001. — 223 с
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».