Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения
Автор: Байкулова Валентина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 973 раза
Библиографическое описание:
Байкулова, В. В. Игра как условие создания мотивации обучения иностранному языку на начальном этапе обучения / В. В. Байкулова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 140-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6285/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современное образование становится личностно-ориентированным на каждого ребенка. Ожидаемым результатом образования становится не просто получение определенного багажа знаний, а познавательное и личностное развитие ребенка. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает построение образовательного процесса с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей ученика.
Происходит переосмысление функций участников учебного процесса: учитель из передатчика информации становится тьютором, умело управляющим процессом обучения. Функции же ученика — активный деятель, умеющий перерабатывать информацию и способный применять свои знания на практике.
В основе обучения в школе любому предмету (и английский язык не исключение), лежат общедидактические принципы и специфичные принципы, актуальные только для каждого предмета. К обще дидактическим принципам принято относить: научность, наглядность, доступность, посильность, индивидуализация, систематичность и последовательность, сознательность и др. А вот к специфическим дидактическим принципам относят: принцип коммуникативной направленности, принцип учета родного языка, принцип дифференциации и интеграции. Среди перечисленных специфических принципов для предмета — английский язык в школе ведущим все-таки принято считать принцип коммуникативной направленности. А это значит, что на протяжении всего процесса обучения ученики должны постоянно вовлекаться в устную и письменную коммуникацию. Этот принцип является основополагающим в изучении иностранного языка
Учителям необходимо создавать на уроке такие условия, чтобы ученики чувствовали потребность в изучении иностранного языка. Важно, чтобы ученики от урока к уроку ощущали прогресс и чтобы им не просто хотелось бывать на уроке, а еще и быть его активным участником. Для учителя очень важно продумывать положительную установку на изучение языка и развивать у учащихся внутренние мотивы.Новый Федеральный образовательный стандарт вводит новое понятие: учебная ситуация. Учитель должен уметь создавать такие учебные ситуации. Здесь учитель должен задействовать в своей работе интересы и склонности ребенка, чувства и эмоции, интеллект. Для английского языка как иноязычной культуры очень важны средства мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что, в конце — концов, разовьет коммуникативную мотивацию.
В начальной школе к мощным мотивам, способствующим пробуждению интереса к предмету являются игры. Однако игра на уроке проводится не ради забавы и развлечения. Это особо организованная часть занятия, требующая приложения умственных усилий и эмоций со стороны учеников. Учитель же должен особо тщательно продумать нужность, роль и место игры на уроке и должен помнить, что даже самая хорошая игра не может заменить организованного обучения. Каждая игра должна подчиняться также и конкретным учебным задачам. Лучше всего игру применять при закреплении и расширении знаний. Игра должна быть развивающей и воспитывающей.
Нельзя не отметить огромного преимущества игры перед другими образовательными приемами: у игры есть мощная движущая сила: мотивация и у всех участников есть желание играть и выигрывать.
Перед проведением игры на уроке, приходится продумывать тему, цели и задачи, т. е. проводить подготовку к игре. Следующий этап — это проведение игры. На данном этапе учитель как хороший дирижер должен направить игру в нужное русло и достичь игрой поставленных целей. В конце игры обязательно подводится итог. Разбираются допущенные ошибки.
На уроке должна быть создана благоприятная атмосфера, чтобы дети слушали, имитировали, говорили, читали на английском языке, рассуждали, умели сравнивать и делали это с удовольствием. В данной работе я приведу лишь несколько игр, имеющихся в моем большом учительском арсенале.
1. Одна из игр, которой я пользуюсь при закреплении лексики, — это игра «Проверь себя!». Данная игра направлена на определение качества усвоения лексики по темам: достопримечательности, школа, животные и многих других тем. На листе бумаги, расчерченной на квадраты, написаны слова по теме на русском языке, которые нужно накрыть карточкой со словом на английском языке. Сверху каждой карточки наклеен фрагмент картинки. Если все слова подобраны правильно, то после закрытия всех слов карточками должна получиться целостная картинка. Дети очень любят собирать пазлы, а эта игра — разновидность их любимой игры в пазлы. Игра интересна тем, что при правильном подборе карточек ребенок может сам себя контролировать с помощью правильного изображения получившейся картинки сверху. Такая игра предполагает успех, а значит и желание участвовать в процессе игры и запоминания лексики по теме.
Рис.1. Игра «Проверь себя»
2. В своей работе приходится обновлять и пересматривать арсенал своих приемов в изучении лексики. Слов приходится вводить много, а память у детей надо развивать, но не нудными повторениями, а это надо делать, играя и играючи.
Так при прохождении темы «Цвета» вмоем арсенале собралось несколько вариантов работы:
2а) когда дети при показе карточек (как учителем, так и учениками) с различными цветами более-менее усвоили цвета, предлагаются две картинки, одна из которых раскрашена, а вторую они сами должны раскрасить, сопоставляя цвета на раскрашенной картинке и по аналогии раскрашивая предложенный вариант. Здесь дети учатся анализировать, сопоставлять и выполнять работу самостоятельно.
Рис. 2. «Цвета»
Последним этапом в такой работе предлагаю детям найти два цвета, которые есть на раскрашенной 1 картинке и которых не хватает на нераскрашенной 2 картинке.(light blue,grey). Надо, по возможности как можно чаще использовать проблемные задания, задания, которые развивают логику ребенка.Это одно из заданий на развитие внимания, развития логики.
2б) Задание: раскрась клоуна. Для данного задания детям раздаются карточки с любым рисунком(в данном случае клоуном) и дается задание раскрасить его по заданной схеме: hair-brown; nose-black etc.
Рис. 3. «Раскрась клоуна»
2в) Еще один игровой прием на запоминание цвета — использование кубиков. Дома детям предлагается изготовить кубик, стороны которого раскрашены в разные цвета.Изготовленный кубик дети приносят на урок, где мы играем, подбрасывая его и называя выпавший на кубике цвет.Причем одни дети изготавливают кубики с одним набором цветов, а другие с другим набором.
3. Чтобы создать на уроке атмосферу состязательности и создания партнерских отношений провожу часто игры для двух команд. При проведении таких игр у детей появляется чувство ответственности за результат своей команды.В качестве примера групповой игры можно рассматривать игру «Крестики — нолики».Только наши крестики и нолики необычные. Класс делится на две команды и у команды № 1 название «Крестики»,а у второй команды название «Нолики». При повторении лексики по одной из пройденных тем, детям предлагается по очереди называть слова, например, по теме ферма. На доске крупная картинка с изображением фермы. Дети с большим энтузиазмом по очерели начинают называть слова по теме. Если слово произнесено правильно и на доске правильно написано, то оно засчитывается и на расчерченном поле ученик, правильно назвавший слово, отмечает знак «крестик» или «нолик» в зависимости от того, к какой команде он относится. Отгаданное слово записывается по-английски на доске, чтобы слово повторно не называлось и для закрепления правильного написания слова на иностранном языке. Выигрывает та команда, которая первой заполнит игровое поле по горизонтали или вертикали.Игра проводится несколько раз. При этом выигрывают и крестики и нолики.В данной игре ребенок не только должен назвать правильно слово по теме и написать его, а еще логически рассудив заполнить поле с крестиками и ноликами.В конце урока отрабатываются дополнительно слова, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.
Рис. 4. «Крестики-нолики»
4. Еще одна игра для двух команд. Дети перед собой имеют набор карточек, по теме «Seasons». Командам раздаются таблички с названиями времен года (winter, spring, summer, autumn), картинки с изображением всех времен года,месяцев.Задание: разложите даные таблички по своему усмотрению и объясните почему вы это сделали так. Конечно же задание простое и дети справляются с ним хорошо.Они берут четыре картини с изображением времен года и к каждому сезону добавляют названия месяцев.Побеждают те, кто быстрее разложит правильно таблички.
Рис. 5. «Времена года»
После систематизации карточек и выстраивания их в логические высказывания, учителем создается плавно вытекающая из этой же темы ситуация. Один из учеников должен описать одно из времен года, применив при этом знания лексики по теме. Класс слушает и отгадывает описанное время года.
It is cold. It is white. I ski. I skate. I make a snowman.
Выигрывает тот, кто правильно назвал время года. В таких играх детям приходится логически мыслить,сравнивать,сопоставлять, класифицировать предметы по тем или иным признакам. Ребенок произвордит доступные ему умозаключения, делают обобщения.
5. Для лучшего усвоения местоимений и умения заменять слова на местоимения, применяю красочную игру «Паровозик». Любят дети рассаживать пассажиров по вагонам. Каждому свой вагон! Местоимения «he», «she», «it»: John, Pat, book, Rosie, Chuckles, fox,ruler, boy, girl, David, rubber, pencil case, Lulu etc.
В разные вагончики расселяются слова, которые можно заменить местоимениями she,he,it. Так в вагончик с местоимением «it»заселятся слова: book,fox, ruler, rubber, pencil etc.С доски снимаются таблички со словами и распределяются по вагонам.
He She it
Рис. 6. «Рассади слова в вагончики»
Включение в урок игровых приемов делает процесс обучения интересным, облегчает преодоление трудностей в усвоении иноязычной лексики. С помощью игр можно провести урок увлекательно и с максимальной пользой для ребенка. Игра порождает радость, уверенность в своих силах, помогает избегать назойливого повторения. Однообразия в выборе игр не должно быть! Игра призвана способствовать пополнению знаний, стать средством умственного развития ребенка, должна вызвать положительные эмоции и наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.
Увеличение умственной нагрузки на уроках иностранного языка заставляет задумываться над тем, как можно поддерживать интерес к изучаемой темы на протяжении всего урока. Опытные учителя ведут поиски новых эффективных приемов в обучении, которые бы активизировали и стимулировали мыслительную деятельность ученика.
В заключение напрашивается вывод в пользу использования игровых приемов на уроке:
- с игрой ускоряется процесс запоминания лексических единиц,
- игра способствует росту интереса к изучаемому материалу,
- улучшает качество усвоения материала,
- позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Литература:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (сост. Е.С.Савинов). — М.: Просвещение, 2010. -191с.-(Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.