Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)
Автор: Митяева Евгения Викторовна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 30.10.2018
Статья просмотрена: 65 раз
Библиографическое описание:
Митяева, Е. В. Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы) / Е. В. Митяева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3617/ (дата обращения: 16.12.2024).
Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
И с этим высказыванием нельзя не согласиться. Человек живет в мире, процессы которого подчинены физическим законам, химическим и биологическим явлениям, а значит в процессе обучения у обучающихся должна сформироваться целостная картина мира.
Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Межпредметные связи способствуют повышению научного уровня знаний обучающихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.
Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения — природу. Все предметы естественнонаучного цикла — физика, химия, биология, география, астрономия — рассматривают разные составляющие природы, что в конце концов приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например закона сохранения энергии. По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку большие возможности применять их в реальных жизненных условиях, формируют умения быстро ориентироваться в изменившихся условиях, способствуют умению найти оригинальное решение проблемы.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить учеников видеть логическую связь явлений, умению применять полученные знания на уроках любых школьных предметов, навыкам исследовательской работы, поиску новой информации, выходящей за рамки школьной программы, умению высказывать гипотезы и отстаивать их, опираясь на свой опыт и знания.
Рассмотрим некоторые примеры использования межпредметных связей на уроках физики.
В седьмом классе при изучении физического явления диффузии, обращаю внимание на важную роль диффузии в природе, жизни человека и животных, в технике, быту. (благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли, кислород проникает в толщу воды, в клетки живых существ, растворяются твердые вещества в жидкостях…)
При изучении темы «Атмосфера Земли. Атмосферное давление» прослеживается связь физики с географией, астрономией, биологией. (строение атмосферы, ее защитная функция для человека, образование воздушных потоков, измерение атмосферного давления, использование барометров…)
Тема «Сила Архимеда. Плавание тел» тесно связана с биологией, плаванием человека и с его безопасным поведением на воде.
Тема восьмого класса «Электрический ток» не только интересна, но и полезна тем, что способствует формированию навыков безопасной работы с электрическим током (поведение человека во время грозы, предотвращение короткого замыкания, электрические приборы и работа с ними). То есть связь не только с химией, но и с ОБЖ.
При изучении темы «Атом и атомное ядро» следует отметить глубокую связь физики и химии. Здесь вновь повторяются вопросы строения атома и атомного ядра, природа изотопов, искусственная и естественная радиоактивность. Все эти вопросы рассматриваются с использованием периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. В этой теме формируется понятие радиоактивности. Здесь рассматриваются исторические факты открытия этого явления, работы М. Кюри, А. Беккереля, Э.Резерфорда. В старших классах по теме «Радиация и ее влияние на человека» можно предложить исследовательскую работу «Что вокруг нас радиоактивно?» Ученица 11 класса Чирибушкина Илона представила свою работу по данной теме на муниципальной конференции и стала призером данной конференции. Тема работы является в настоящее время очень актуальной. Цель работы: исследовать влияние радиации на окружающую среду и здоровье человека.
Таким образом, создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе обучения на основе интеграции состоит в следующем:
- Проведение интегрированных уроков;
- Использование знаний учащихся по другим предметам при объяснении нового материала, решении качественных задач, при выполнении домашней работы;
- Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- Проведение семинаров и конференций;
- Организация межпредметных кружков или факультативов.