Интегральное исчисление как один из аспектов межпредметных связей школьной физики и математики
Автор: Кушкалиева Улжан Талгатовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
LXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)
Дата публикации: 14.12.2023
Статья просмотрена: 19 раз
Библиографическое описание:
Кушкалиева, У. Т. Интегральное исчисление как один из аспектов межпредметных связей школьной физики и математики / У. Т. Кушкалиева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18259/ (дата обращения: 22.12.2024).
В современной науке все области тесно взаимосвязаны, что делает невозможным изолированное рассмотрение школьных предметов. Межпредметные связи становятся неотъемлемым дидактическим условием для полного освоения научных дисциплин в школе. Введение таких связей способствует глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и развитию научного мировоззрения. Это подчеркивает единство материального мира, взаимосвязь явлений в природе и обществе, улучшает организацию учебно-воспитательного процесса, делая его более оптимальным и придавая высокое воспитательное значение. Межпредметные связи также важны для развития логического мышления и творческих способностей учащихся, сокращая избыточное изучение материалов и создавая условия для переноса знаний в новые ситуации. Внедрение таких связей между математикой и физикой в основной школе конкретизирует эти выгоды, способствуя повышению качества образования и развитию познавательных интересов учеников.
Отношения между математикой и физикой как научными дисциплинами являются постоянными и многообразными. Чистая математика ориентирована на абстракцию, используя реальный материал, такой как пространственные формы и количественные взаимоотношения материального мира. Однако эти материалы обретают абстрактные формы в процессе математического анализа. Математика, будучи аспектной наукой, охватывает всю действительность, изучая закономерности во всех областях объектов, даже тех, которые могут быть «сконструированы». Физика, в свою очередь, исследует фундаментальные свойства материи в формах вещества и поля. Эти две дисциплины представляют собой сложный комплекс знаний, объединенных общими принципами, фундаментальными теориями и методами исследования. [1].
Исходно физика занималась изучением свойств окружающих объектов, фокусируясь на конкретных телах и явлениях, таких как движение, взаимодействие и структура вещества. Однако в XX веке акцент в физике перешел на изучение фундаментальных явлений природы и разработку соответствующих законов. В этом контексте математика, ставшая неотъемлемой частью физических исследований, приобрела значительное влияние. Взаимосвязь между математикой и физикой обусловлена общей предметной областью, что проявляется в переплетении идей и методов. Математика не только служит инструментом для описания физических явлений, но также является ключевым компонентом в поиске новых путей понимания фундаментальных законов природы.
Эти связи можно условно разделить на три вида, а именно [2]:
- Физика формулирует задачи и разрабатывает математические концепции и методы, необходимые для их решения, что впоследствии станут основой развитию математической теории.
- Развитая математическая теория со своими концепциями и инструментарием используется для анализа физических явлений. Этот подход часто выступает катализатором появления новых физических теорий, что, в свою очередь, приводит к качественному расширению представлений о физической природе и возникновению новых физических вопросов.
- Прогресс в физической теории основывается на существующем математическом инструментарии, который в свою очередь совершенствуется и расширяется с увеличением его применения в области физики.
Курс математики в 10–11 классах обычно включает в себя более глубокое изучение алгебры, начал анализа, геометрии, а также тем, таких как теория вероятностей и математическая статистика. Этот этап образования призван предоставить ученикам более сложные математические инструменты и теории, чтобы подготовить их к получению высшему образованию.
Роль математики как межпредметной связи важна в этом контексте. Математика служит языком, который объединяет различные области знаний. Например, она может быть ключом к пониманию физических законов и явлений:
- Моделирование физических явлений: Алгебра и анализ предоставляют математические инструменты для моделирования и описания физических процессов. Уравнения и графики, используемые в алгебре, могут отражать законы движения, изменения температуры, электрические цепи и т. д.
- Решение физических задач: Методы алгебры и анализа могут быть применены для решения конкретных физических задач. Например, использование дифференциальных уравнений для описания изменения физических величин во времени.
- Понимание фундаментальных концепций: Алгебра и анализ помогают студентам понять основные концепции физики, такие как скорость, ускорение, сила и энергия, переводя их в математический язык.
- Развитие аналитического мышления: Изучение алгебры и начал анализа развивает аналитическое мышление, что полезно для построения логических цепочек рассуждений в физике.
В этом случае математика приобретает особую ценность как катализатор для создания организованного и точного метода анализа и объяснения физических явлений в рамках программы по физике. Передача знаний между различными научными областями подчеркивает силу научного знания, которая проявляется в логической координации его элементов и универсальности основных принципов.
Овладение основными принципами науки, включая ее философские обобщения и способность выявлять отдельные позиции, применяемые в соответствующих областях знания, является кульминацией структуры знания. В процессе изучения физики большое внимание уделяется изучению различных величин и физических законов, что создает благоприятные условия для обобщения знаний, выявления величин и установления взаимосвязей между ними. Прежде всего, как формирование мировоззрения студента, оно основывается на философском обобщении знаний, полученных в ходе изучения смежных дисциплин. Всестороннее усвоение учебного материала и эффективное формирование соответствующего мышления определяются общими целями, средствами и методами, установленными в системе образовательной деятельности. [3]
Межпредметные связи в практике обучения могут быть внедрены по различным направлениям:
- Формирование преемственности при изучении понятий: учителям естественно-математического цикла следует внимательно изучать программы и методические пособия сопредельных предметов; определение объема знаний, внесенных каждым предметом, для эффективного формирования у учащихся необходимых понятий и умений.
- Согласование времени изучения учебных дисциплин: установление рациональной последовательности изучения материала для обеспечения непрерывной понятийной базы и формирования умений для других предметов; реализация на уровне учебного плана общеобразовательной школы для поддержания логики и структуры изучения материала.
- Обеспечение единства в интерпретации общих понятий: предотвращение «расщепления понятий» через утверждение единого подхода к интерпретации общих понятий, законов и теорий; поддержание единого видения учебных материалов для предотвращения недоразумений в сознании учеников.
- Раскрытие общих методов научных исследований: введение в учебный процесс методов, таких как наблюдения, умственное моделирование и эксперимент; единый подход к формированию экспериментальных умений и соответствующих требований.
- Предложение единого подхода к формированию обобщенных способов деятельности: выделение обобщенных познавательных умений, таких как работа с учебной литературой, графические навыки, умение проводить наблюдения и опыты; повышение качества обучения предметам естественно-математического цикла через формирование обобщенных познавательных умений.
Таким образом, суть межпредметных связей заключается в установлении взаимосвязей между учебными дисциплинами, способствующих формированию у учеников общих синтезированных знаний. Систематическая реализация таких связей, например, между математикой и физикой, позволяет повысить качество образования и развития интересов учеников. Так, например, интегральное исчисление является неким мостом между физикой и математикой. В контексте межпредметных связей, интеграл может быть рассмотрен как инструмент, объединяющий абстрактные математические концепции с конкретными приложениями в физике
Интегральное исчисление — это раздел математического анализа, в котором изучаются интегралы, их свойства, способы вычисления и приложение.
Интегральное исчисление возникло из рассмотрения большого числа задач естествознания и математики. Важнейшие из них — физическая задача определения, пройденного за данное время пути по известной, но, быть может, переменной скорости движения и значительно более древняя задача вычисления площадей и объемов геометрических фигур.
Центральным в интегральном исчислении является понятие интеграла, которое, однако, имеет две различные трактовки, приводящие соответственно к понятиям неопределенного и определённого интегралов.
Примеры применения интегралов в курсе школьной физики:
Величины |
Физическая зависимость в простейшем случае |
Вычисление производной |
Вычисление интеграла |
A — работа, F — сила, N — мощность, x — пройденный путь, t — время |
A=F×x N=A / t |
F(x)=A’(x) N(t)=A’(t) |
|
m — масса тонкого стержня, ρ — линейная плотность, x — линейный размер |
m=ρ×x |
r(x)=m’(x) |
координата центра масс стержня |
S — перемещение, v — скорость, t — время |
v=S / t |
v(t)=S’(t) |
|
Q — количество теплоты; с — теплоемкость, t — температура |
c = Q / t |
c(t)= Q’(t) |
|
q — электрический заряд, I — сила тока, t — время |
I=q / t |
\I(t)=q’(t) |
|
Примеры задач:
1. Нахождение пути, пройденного телом при прямолинейном движении.
Скорость движения материальной точки задается формулой Найти путь, пройденный точкой за первые 4 с от начала движения.
Решение:
= 256–16 + 144 = 384 м.
2. Вычисление работы силы, произведённой при прямолинейном движении тела.
Какую работу совершает сила в 10Н при растяжении пружина на 2 см?
Решение:
По закону Гука сила F, растягивающая пружину, пропорциональна растяжению пружины, т. е. F=kx. Используя условие, находим что k=10/0.02=500, F=500x. По формуле:
= 500 0,1
Литература:
- Методика обучения физике в школе в школах СССР и ГДР, под ред. Зубова В. Г., Разумовского В. Г., Вюншмана М., Либерса К. — М., Просвещение, 1978.
- Иванов А. И. О взаимосвязи школьных курсов физики и математики при изучении величин, — «Физика в школе», 1997, № 7, стр. 48.
- Кожекина Т. В., Взаимосвязь обучения физике и математике в одиннадцатилетней школе, — «Физика в школе», 1987, № 5, стр. 65.