Нестандартные задачи по алгебре как средство формирования исследовательских способностей учащихся основной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.07.2020

Статья просмотрена: 700 раз

Библиографическое описание:

Бочко, А. Е. Нестандартные задачи по алгебре как средство формирования исследовательских способностей учащихся основной школы / А. Е. Бочко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72231/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день жизнь требует от современного человека принятия быстрых и нестандартных решений, умения адаптироваться к новым ситуациям. При этом возникает необходимость модернизации системы образования, которая способствовала бы «...ориентации не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и исследовательских способностей»

Сказанное выше послужило основанием для дальнейшего исследования.

Цель исследования: раскрыть влияние нестандартных задач на формирование исследовательских способностей учащихся в курсе алгебры основной школы.

Задачи в обучении математике занимают важное место: это и цель, и средство обучения. Умение решать задачи это показатель обученности и развития учащихся. Что же такое задача?

Цель, заданная при определенных условиях (А. Н. Леонтьев);

Задача характеризуется наличием цели, стремлением получить ответ, учетом имеющихся условий и требований (педагогическая энциклопедия);

Задача — всякая знаковая модель проблемной ситуации (Л. М. Фридман). [1, с. 32–33].

Мы попытались обобщить материал по исследуемой проблеме, поэтому мы приводим различные классификации математических и нестандартных задач. Классификации математических задач по В. А. Далингеру [2]:

– По количеству неизвестных в структуре задачи

– По характеру объектов задачи

– По отношению к теории

– По отношению к теории

– По математическому содержанию

– По соотнесению задач с каждым компонентом учебно-познавательной деятельности

– По преобладанию того или иного типа мышления в процессе решения задач

– Задачи типа «объект»; задачи типа «процедура»

– По типам и видам задач

– По характеру требований

Классификация нестандартных задач по Б. А. Кордемскому: [3]

1) задачи, объединенные сюжетными темами и группами однородных операций — действий, применяемых для решения задач (операционно-тематический принцип классификации)

2) задачи, связанные с тем или иным предметом школьного курса математики (предметный принцип классификации).

Характерные признаки нестандартных задач:

– составлены на основе знаний законов мышления и имеют развивающую направленность.

– способ решения нестандартных задач не известен.

– способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся.

Функциях таких задач: [4]

– формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации

– развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности

– развитие и поддержание интереса к предмету, к деятельности учащихся вообще, считая, что уникальность нестандартной задачи служит мотивом к учебной деятельности

– воспитание качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность

– подготовка учащихся к творческой деятельности.

Приведенные классификации носят формальный характер, т. к. общепринятой классификации нестандартных задач нет.

Нестандартная задача представляет собой математическую задачу, для решения которой нет четкого алгоритма. Но в тоже время, решение нестандартных задач основывается на знании учащимися основных математических понятий и фактов, алгоритмов и законов, что является одним из показателей их математической подготовки.

Особое внимание уделено непосредственно понятию способности, т. к. поддержание и стимулирование любознательности учащихся вырабатывает устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Понятие «исследовательская деятельность обучающихся» зачастую определяется, как использование определенных форм и методов работы, направленных на развитие исследовательских способностей учащихся. [5, с. 14].

Б. М. Теплов понятие «способности» рассматривает с трех сторон. [5, с. 101].

1) способности есть индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способности есть не всякие индивидуальные особенности, а только лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности;

3) способности не есть те знания, навыки или умения, которые есть у конкретного человека.

Между знаниями, умениями и способностями их усваивать существует зависимость: способности облегчают усвоение знаний и умений, но развиваются они намного медленнее, чем приобретаются знания, умения и навыки. Обратное влияние имеется, т. к. сформированные знания и умения содействуют развитию способностей.

В различной литературе имеются попытки классификаций способностей, но единой и общепринятой классификации не разработано. Приведем следующую классификацию способностей, которая не является исчерпывающей и может быть расширена.

п/п

Основание классификации

Вид способностей, краткая характеристика

1.

В соответствии с происхождением

– природные способности имеют биологическую структуру, — социальные способности — те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения, обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде

2.

В соответствии с направлением

– общие способности,

– специальные способности — это те, которые определяют успехи человека в отдельных конкретных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие.

3.

В соответствии с условиями развития

– потенциальные способности

– актуальные способности

4.

В соответствии с уровнем развития

– одаренность

– талант

– гениальность

5.

В соответствии с составом, строением

– элементарные (ощущения, глазомер, музыкальный слух);

– сложные (учебные, трудовые, коммуникативные).

В соответствии с этой классификацией исследовательские способности можно отнести к специальным, т. к. они являются индивидуально-психологическими особенностями личности, обеспечивающими успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. В фундаменте исследовательских способностей лежит поисковая активность.

В соответствии с теоретической моделью Савенкова А. В., исследовательские способности следует рассматривать как результат взаимодействия комплекса 3 составляющих: [6, с. 154–157]

– поисковой активности (характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей);

– дивергентного мышления (многовариантного мышления, умения находить несколько путей решения творческой задачи);

– конвергентного мышления (основывается на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи).

Таким образом, исследовательские способности являются сложным динамическим образованием и не всегда относительная развитость отдельных параметров является залогом успешного выполнения исследования.

Можно сказать, чтоиспользование нестандартных задач очень важно в процессе обучения алгебре в школе, так как для развития этих способностей, а также, творческой и прикладной сторон мышления, в математике применяются задачи. И среди математических задач особое место занимает линия уравнений с параметрами. Мы анализируем только тему «Квадратные уравнения», которая изучается в 8 классе.

Исходя из проведенного анализа учебных пособий для 8 класса можно сказать, что в теме «Квадратные уравнения» нет параграфа, затрагивающего уравнения с параметрами. Только в учебнике Мордковича в § 25 приводятся 2 примера и дается понятие параметра и уравнения с параметром.

При проведении анализа практического материала учебных пособий для 8 класса нас интересовал вопрос о наличии в них нестандартных задач, которые бы формировали исследовательские способности учащихся, а именно квадратные уравнения с параметром. [7].

Из тех немногих упражнений на квадратные уравнения с параметром в учебниках 8 класса условно можно выделить следующие типы задач, представленные на следующих слайдах

1) квадратные уравнения стандартного вида;

2) неполные квадратные уравнения;

3) нахождение значения параметра, при выполнении условий;

4) квадратные уравнения, решаемые с помощью прямой и обратной теоремы Виета;

5) нахождение количества корней квадратного уравнения.

Следует обратить внимание, что в основной школе на изучение темы «Квадратные уравнения» отводится в зависимости от учебника всего от 21 до 26 часов. И при этом не рассматриваются многочисленные условия для расположения корней трёхчлена, для сохранения знака трёхчлена на некотором промежутке и другие, так необходимые для решения задач при подготовке к ОГЭ в 9 классе . Причиной является отсутствие базы, так как существующие учебные программы по математике для общеобразовательной школы явно не предусматривают обучение решению квадратных уравнений с параметрами.

Поэтому, с целью углубленного изучения данной темы можно ввести элективный курс по математике для обучающихся 7–9 классов по теме: «Решение нестандартных задач по алгебре», т. к. многообразие нестандартных задач охватывает весь курс школьной математики.

Таким образом, решение квадратных уравнений с параметром будет способствовать не только развитию исследовательских способностей, но и повышению качества математической подготовки школьников.

Литература:

  1. Введение в психологию. Под ред. Петровского А. В. — М.: Академия, 1996.
  2. Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе реализации внутрипредметных связей. / Омск.гос. пед. ин-т им. A. M. Горького. — Омск, 1993.
  3. Кордемский Б. А. Внеучебные задачи на смекалку как одна из форм развития математической инициативы у подростков и взрослых: Автореф. дис. на соиск. учен. степ..канд. пед. наук. — М., 1956.
  4. Епишева О. Б. Общая методика преподавания математики в средней шко¬ле: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. физ.- мат. спец. пед. ин-тов. — Тобольск: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997.
  5. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.
  6. Потапова М. В. Преемственность в развитии исследовательских способностей в процессе выполнения экспериментальных заданий учащимися средней школы// Мир науки, культуры, образования. № 5, 2012, с. 154–157.
  7. Федеральный перечень учебников на 2019–2020 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://4ege.ru/materials_podgotovka/58282-federalnyy-perechen-uchebnikov-na-2019–2020-uchebnyy-god.html — Последнее обновление 05.12.2019
Основные термины (генерируются автоматически): задача, способность, уравнение, исследовательская способность учащихся, параметр, развитие, умение, нестандартная задача, общепринятая классификация, основная школа.


Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников

Похожие статьи

Методика работы над алгоритмической задачей как средство подготовки обучающихся по информатике

Математические задачи как средство формирования исследовательской компетенции у учащихся в классах физико-математического профиля

Возможности применения метода эвристических вопросов в преподавании правовых дисциплин

Современные педагогические методы как многоаспектные явления в обучении английскому языку

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Отражение проблемы формирования прогностических умений младших школьников в научной литературе

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Интерактивные методы преподавания химии в современной школе

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников

Задать вопрос