Математическое мышление в изобразительном искусстве
Автор: Родина Наталия Николаевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 29.03.2018
Статья просмотрена: 4499 раз
Библиографическое описание:
Родина, Н. Н. Математическое мышление в изобразительном искусстве / Н. Н. Родина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 77-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3243/ (дата обращения: 17.12.2024).
Математика есть прообраз красоты мира.
Иоганн Кеплер
В системе обучения и воспитания детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению. Возникновение и развитие мышления — социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у рёбенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Обогащается содержание детского мышления. Поэтому так важно детям дошкольного возраста рисовать. Рисование, особенно в детском возрасте, дает возможность, расширить детский кругозор, дать возможность сравнить увиденное, проанализировать, сделать выводы и попытаться самостоятельно перенести полученный результат на бумагу в виде рисунка. С помощью рисунка ребенок может передать не только зрительные характеристики (цвет, форму, размер и размещение в пространстве), но и свое видение изображения. Пытаясь рисовать, ребенок не старается изобразить предмет так, как он выглядит, а изображает основную идею, внутреннюю модель. В результате он схематически разбивает предмет на основные элементы. С помощью геометрических фигур дети рисуют архитектурные сооружения, а также они являются основой рисования многих других объектов: растений, птиц, насекомых, рыб, орнаментов и т. д.
Возникает вопрос: геометрические приемы в рисовании — это только детский или общепринятый способ в изобразительном искусстве? Обратимся к историческим фактам.
Математика и изобразительное искусство. Казалось бы, совершенно разные, удаленные друг от друга дисциплины, первая — аналитическая, точная наука, вторая — эмоциональная, творческая.
Своеобразие геометрии, выделяющее ее из других разделов математики, да и всех областей науки вообще, заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. В своей сущности и основе геометрия и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод. Геометрия соединяет в себе эти противоположности, они в ней взаимно проникают, организуют и направляют друг друга.
Стоит лишь вспомнить классические творения архитектуры, начиная с древнейших пирамид, как сразу становится очевидным, что геометрия в некотором смысле относится к искусству. Искусство лучше всего воспринимать непосредственно. Тому способствуют гравюры М. К. Эшера, они образуют своего рода художественно-геометрический фильм, дающий зрителю редкую возможность увидеть геометрическое начало во многих явлениях природы и красоту — в чисто геометрических конструкциях и построениях.
Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) представляет собой раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Рассмотрим, есть ли взаимосвязь математики и изобразительного искусства.
Математические понятия, применяемые в изобразительном искусстве: 1.Линия, 2.Форма, 3.Геометрические фигуры, 4.Перспектива, 5. Симметрия, 6. Пропорция, 7. Золотое сечение.
Рассмотрим каждое из этих понятий.
- В геометрии: линия— прямая; ломанная, например треугольник; кривая, например, круг. В изобразительном искусстве: линия— основа в рисовании, это средство выразительности. Линией можно нарисовать простой рисунок и трехмерное пространство. Она может делать из пространства глубину, показать объем.
- Форма— это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур. Красота начинается с формы. Это форма, взятая в единстве с содержанием. И в жизни, и в искусстве проявления красоты необычайно разнообразны. Платон указывал на то, как трудно объяснить, почему они прекрасны.
Попытки хотя бы приблизиться к объективным «законам красоты» предпринимались человечеством с древности: это и математические законы Пифагора в музыке, и геометрическая модель вселенной Кеплера, и система пропорций в архитектуре, и пропорции человека, и геометрические законы живописи. И сегодня большинство ученых считают: «математика есть прообраз красоты мира».
- Геометрические фигуры. Геометрический стиль — один из ранних стадий развития искусства Древней Греции (9–8в.в. до н. э.). Наиболее ярко проявился в вазописи, отчасти в мелкой пластике, декоративно — прикладном искусстве (геометрический орнамент). Орнамент вазописи располагается полосами и складывается из геометрических форм, с соблюдением законов симметрии.
«…Геометрия родилась для удовлетворения потребностей практики. Почти в каждом учебнике сказано нечто такое. А вот другое суждение: геометрия (как и поэзия, живопись, скульптура, музыка), есть порождение потребности человека в духовности, в познании и красоте. Истина, по-видимому, где-то посередине». (В. М. Тихомиров)
- Перспектива — математическое понятие, используемое в изобразительном искусстве. Перспектива — точная наука, которая учит изображать объемные тела на плоскости, передавая их расположение в пространстве и удаленность от наблюдателя. Как наука возникла в глубокой древности в связи с необходимостью изображать на плоскости предметы в трехмерном пространстве и развивалась в двух направлениях: в области науки (строительстве, технике) и в живописи. Перспектива бывает линейная и воздушная. Линейная прямая перспектива — вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Воздушная перспектива изучает правила изображения объема в цвете.
Перспектива (линейная, воздушная) и композиция — основы пейзажа.
Геометрия пейзажа: сила линии, насыщенность цвета, композиционная ясность. Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п. В пейзажном жанре законы перспективы просто необходимы: линейная, создающая пространство в картине, воздушная, передающая светотеневые и цветовые контрасты.
От пейзажа перейдем к жанру натюрморт— изображение неодушевленных предметов: фруктов, посуды и т. д.; натюрморт из геометрических фигур. Геометрия в живописи натюрморта: построение композиции, линия, симметрия, форма изображаемых предметов. Главное в натюрморте — построение композиции, это размещение предметов или изображения на плоскости рисунка (картины), соотношение размеров этих предметов и площади бумаги (холста). Натюрморт обязательно имеет композиционный центр — предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный, т. е. во всей группе необходим основной предмет. Линия, формы изображаемых предметов взаимосвязаны с геометрическими понятиями и необходимы при создании натюрморта.
- Симметрия и асимметрия. Еще одним фундаментальным понятием науки, которое наряду с понятием «гармонии» имеет отношение практически ко всем структурам природы, науки и искусства, является «симметрия». «Симметрия, как бы широко или узко мы ее не понимали это слово, есть идея, с помощью которой человек пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» (Герман Вейль). Что же такое «симметрия»? Когда мы смотримся в зеркало и видим в нем свое отражение — это пример «зеркальной симметрии».
Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. Симметричные композиции — статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
В портретном жанре для изображения человека необходимо использовать математические знания о деление на части, понятии симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий. Это еще раз доказывает, что между изобразительным искусством и математикой существует тесная взаимосвязь.
- Пропорция — это взаимоотношение частей лица по их величине. Пропорция и симметрия — основы рисования портрета человека, дающие красоту изображаемому объекту.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи (1452–1519) посредством наблюдений, изучения раскрыл многие секреты Пропорции, Перспективы, Золотого сечения и многие — многие другие, которые применяются в изобразительном искусстве.
- Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами: теорией Пифагора и «Золотым сечением». Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.
Древнейшим литературным памятником, в котором встречается «Золотое сечение», являются «Начала» Евклида (3 в. до н. э.). Известно, что о золотом сечении знали Пифагор и его ученики (6 в. до н. э.). Как следствие многочисленных применений золотого сечения, как в геометрии, так и в искусстве в эпоху Возрождения появилась книга «Божественная пропорция», а сам термин был введен Леонардо да Винчи в 15 веке. Пропорция золотого сечения лежит в основе многих творений Фидия, Тициана, Рафаэля и других.
В эпоху Возрождения золотое сечение было очень популярно среди художников, скульпторов и архитекторов. В большинстве живописных пейзажей линия горизонта делит полотно по высоте в отношении золотой пропорции, а при выборе размеров картин старались, чтобы отношение ширины к высоте тоже равнялось золотой пропорции.
Переходя к примерам «Золотого сечения» в живописи, нельзя не остановить своего внимания на творчестве Леонардо да Винчи. Он снискал славу непревзойденного художника, великого ученого, гения, предвосхитившего многие изобретения, которые не были осуществлены вплоть до 20 века. Портрет Моны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на «Золотых треугольниках», являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Портрет Джоконды является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Существует много версий об истории этого портрета.
«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492 году как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Пропорция и симметрия — основы рисования человека (или другого объекта), дающие красоту изображаемому объекту. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.
Золотое сечение создает красоту мира. Оно встречается в природе, науке, искусстве и технике — во всем, с чем может столкнуться человек. Принцип золотого сечения — высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.
Человеку свойственно всё разложить по полочкам, всему найти место и дать название. Это бывает особенно трудно сделать в искусстве, где талант — такая категория, что не позволяет втиснуть личность или целое направление в ячейку общего упорядоченного каталога. Абстракционизм — это именно такое понятие. О нём спорят уже больше века. Abstractio — отвлечение, отделение, нефигурное искусство. Выразительные средства живописи — это линия, форма, цвет. Если отделить их от лишних значений, ссылок и ассоциаций, они станут идеальными, абсолютными. Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Отсутствие аналогии изображаемого с реальными предметами открывает путь влиянию на зрителя чего-то ещё непознанного, недоступного обычному сознанию. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Выдающиеся деятели этого направления искусства: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.
Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.
Геометрическая абстракция (другие названия — холодная абстракция, логический, интеллектуальный или геометрический абстракционизм) — форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм, иногда, хотя и не всегда, расположенных вне иллюзорного пространства и объединенных в беспредметные, абстрактные композиции. В основе абстрактных композиций лежит создание художественного пространства путём сочетания различных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Геометрическую абстракцию породили искания Поля Сезанна и кубистов. Именно они в поисках «новой реальности» первыми пошли в направлении деформации натуры.
Геометрическая абстракция оказала существенное влияние на становление и развитие современной архитектуры, дизайна, промышленного и декоративно-прикладного искусства. Данное направление оставалось доминирующим вплоть до завершения второй мировой войны. Второе рождение геометрическая абстракция получила с появлением на художественной арене минимализма и оп-арта — в 60-е годы XX столетия
Изучив историю изобразительного искусства с древнейших времен до наших дней, ее виды и жанры, различные направления, можно сделать вывод, что между математикой и искусством существует неразрывная взаимосвязь. Именно математика снабдила художников такими инструментами, как линейная перспектива, анализ симметрий ипропорций, передала им всевозможные геометрические объекты.
Все эти знания применяются мною и в работе с дошкольниками по «Художественно — эстетическому направлению» в изобразительной деятельности.
Хочу закончить словами английского математика и философа Годфри Харди «Творчество иматематика втакой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта,— совокупность идей, подобно совокупности красок ислов, должна обладать внутренней гармонией». Таким образом, математика и искусство в своем единстве (или тесной взаимосвязи) создают гармонию и красоту окружающего нас мира.
Конспект образовательной деятельности
«Математическое мышление впортретном жанре» для детей старшего дошкольного возраста
Тема мероприятия: «Математическое мышление в портретном жанре»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Этап обучения данной темы: основной.
Цель: Показать детям взаимосвязь изобразительного искусства и математики через изображение портрета с помощью математических приемов.
Задачи:
- Развивать интерес детей к жанру портрета.
- Развивать у детей умение рисовать портрет анфас с учетом пропорций, стараясь передать особенности внешнего вида.
- Познакомить детей с понятием симметрия и ее применение при изображении портрета.
- Познакомить детей с правилами пропорции при создании портрета.
- Активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству.
Тип мероприятия: непрерывная образовательная деятельность.
Используемые приемы, методы:
– наглядные методы — мультимедийные демонстрационные ресурсы интерактивной доски; портреты художников, детей, показ изобразительной деятельности;
– словесные методы — загадка, стихи, беседа, вопросы и ответы, обсуждение и непосредственное общение;
– практические методы — непосредственное рисование портрета, постановка поисковой задачи, пальчиковая гимнастика.
Технологии обучения: интерактивные, интеграция математики и рисования.
Оборудование: мультимедийные демонстрационные ресурсы интерактивной доски; портреты художников — портретистов и их работы: Леонардо да Винчи, В. А. Серов, И. Е. Репин, В. А. Тропинин, З. Е. Серебрякова и другие; листы бумаги для рисования, простые карандаши,
Основные источники информации: методическая литература и интернет — ресурсы.
Прогнозируемый результат: Портрет, нарисованный детьми с использованием математических приемов. Воспитание в детях интереса и любви к изобразительному искусству.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в интерактивный кабинет, оформленный под художественную мастерскую. Здороваются.
Воспитатель:Ребята, вы пришли в художественную мастерскую. Здесь вы видите портреты художников и их картины. Но заниматься мы, сегодня, будем не только рисованием, но и математикой. Вы удивлены? Подумайте и скажите, если взаимосвязь между рисованием и математикой?
Дети:
- Художники — люди, которые создают картины. Математики — люди, которые занимаются цифрами и расчетами. Нет взаимосвязи.
- Геометрические фигуры используются для изображения зданий и т. д., то есть между рисованием и математикой есть взаимосвязь.
Воспитатель: Мнения разделились.
Чтобы выяснить есть ли взаимосвязь между математикой и рисованием, давайте проведем расследование:
Отгадайте загадку, ребята, и вы узнаете объект, с помощью которого мы будем проводить наше расследование.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас, —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз, —
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет)
Воспитатель:
Итак, портретный жанр будет объектом нашего расследования.
Посмотрите, в нашей художественной мастерской много картин разных жанров. Определите, картины, каких жанров здесь представлены.
Дети: Портрет, натюрморт, пейзаж.
Воспитатель:Что означает слово жанр в изобразительном искусстве?
Дети:
- Жанр — это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других.
- Основные жанры в изобразительном искусстве определяются по предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт и другие).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о портретном жанре.
Что вы можете сказать о портретах:
1 — каким изобразительным материалом они написаны;
2 — кто и как изображен на них?
Дети:
- Портреты, нарисованные карандашами — это графика;
Портреты, написанные красками — это живопись.
- На портретах изображены дети, женщины, мужчины; в полный рост, по пояс, по плечи; в сидячем положении и стоя; одни лица на портретах смотрят на зрителей, другие — вполоборота от зрителей.
Воспитатель: Верно. Положение головы на портрете вполоборота от зрителя называется профиль; положение головы, смотрящей на зрителя — анфас.
Применение интерактивной доски: на слайде художники — портретисты и их картины.
Воспитатель: Назовите, ребята, каких художников — портретистов вы знаете и их картины:
Дети: Леонардо да Винчи «Мона Лиза»,
Репин И. Е. «Стрекоза. Портрет дочери».
Серов В. А. «Девочка с персиками»,
Тропинин В. А. «Портрет сына»,
Брюллов К. П. «Всадница»
Серебрякова З. Е. «За обедом», «Карточный домик».
Воспитатель:
Далее наше расследование будет сопровождаться практической работой.
Но сначала проведем физминутку «Художники»:
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Садитесь за столы, где для вас приготовлены листы бумаги, карандаши и стиральные резинки.
Приступаем к непосредственному расследованию взаимосвязи изобразительного искусства и математики. Предлагаю вам нарисовать портреты мамы или папы. Мужские и женские лица отличаются друг от друга. В чем их отличие?
Дети: У мамы волосы бывают короткие и длинные, а у папы волосы короткие; у мамы ресницы длиннее, чем у папы; мама красит губы, а папа нет; у папы могут быть борода и усы; мама — нежнее, а папа — сильнее, мужественнее.
Воспитатель: Приступаем к работе и посмотрим, нужны ли нам математические знания при создании портрета.
Действия воспитателя: Воспитатель объясняет и показывает детям, как рисовать портрет (применяются словесные и наглядные методы).
Воспитатель: Скажите, ребята, какой формы голова человека?
Дети: Голова человека овальной формы. Подбородок поуже, верхняя часть головы шире.
Воспитатель: Правильно.
Делим лист бумаги пополам вертикальной линией — это будет середина головы. Отмечаем на ней место расположения подбородка.
Рисуем простым карандашом голову овальной формы, левая и правая части которой равны. То есть вертикальная линия делит голову на две симметричные части. Здесь применяются математические понятия: форма, симметрия. (Дети выполняют данное действие).
– Глаза располагаются посередине всей высоты головы. Горизонтальная линия делит голову пополам на верхнюю и нижнюю часть. Применяем математические представления — делим на части. (Дети выполняют данное действие).
– Глаза рисуем на горизонтальной линии. Они равны между собой по размеру. Расстояние между глаз равно длине одного глаза. Применяем математические представления — пропорциональные соотношения, размер, расстояние. (Дети выполняют данное действие по показу воспитателя).
– Брови над глазами. (Дети выполняют данное действие).
– Нос находится в середине лица. Делим расстояние от горизонтальной линии до подбородка пополам, отмечаем — это кончик носа. От бровей рисуем переносицу и нижнюю часть носа. Нижняя часть носа равна длине глаза. Применяем математические представления. (Дети выполняют данное действие).
Проведем пальчиковую гимнастику «Пальчики отдыхают»
Рисовали, рисовали — сжать пальцы в кулак и сделать
круговые движения кистями, сначала в одну сторону, а затем в другую.
Наши пальчики устали — с силой сжать пальцы в кулак, потом
разжать пальцы, растопырив их в стороны.
Пусть немного отдохнут — стряхнуть кистями рук усталость.
Снова рисовать начнут — сгибать и разгибать кисти рук вверх — вниз.
(Дети выполняют данные действия).
Воспитатель: Продолжаем рисовать.
– Расстояние между носом и подбородком снова делим на части, рисуем прямую линию губ, прорисовываем верхнюю губу двумя дугообразными линиями, нижнюю губу — одной дугообразной линией. Рот немного шире носа. Применяем знание математики — деление на части. (Дети выполняют данное действие).
– Уши равны длине носа. Верхняя часть ушей — на уровне бровей, нижняя — на уровне кончика носа. Применяем математические знания — пропорциональные соотношения. (Дети выполняют данное действие).
– Шея и плечи — симметрично от вертикальной линии, то есть на равном расстоянии от нее в обе стороны. Применяем математические представления. (Дети выполняют данное действие).
– Дорисовываем на голове волосы: с челкой или без челки, короткие или длинные. У мужчины могут быть борода, усы. У женщины — густые и длинные ресницы, пышная прическа. (Дети выполняют данное действие).
– Дорисовываем одежду. (Дети выполняют данное действие).
Рефлексия проходит с применением интерактивной доски, где идет показ слайдов поэтапного рисования портрета человека.
Воспитатель: Портреты готовы. Рассмотрим их и вспомним, как поэтапно вы рисовали портрет и где применяли математические представления. Какие математические термины, т. е. слова, вы узнали.
Дети: Голова человека овальной формы (овальная форма — понятие математическое). Делили голову на равные, симметричные части (симметрия — математическое понятие).
Устанавливали пропорциональные соотношения: расстояние между глаз равно длине одного глаза; размер ушей равен длине носа (пропорция — математическое понятие).
Воспитатель:
- Правильно, вы познакомились с математическими понятиями: деление на части, симметрия — равность частей, пропорциональность — взаимосвязь между величинами, а также размер и расстояние.
- Мы провели с вами расследование. Какая была цель расследования?
Дети: Цель нашего расследования: выяснить, есть ли взаимосвязь между изобразительным искусством и математикой.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Для изображения портрета необходимо использовать математические знания о деление на части, понятии симметрии и пропорции и просто не обойтись без форм и линий. Это доказывает, что между изобразительным искусством и математикой существует тесная взаимосвязь.
Воспитатель: Правильно, ребята. Пропорция и симметрия — основы рисования портрета человека, дающие красоту изображаемому объекту.
Вы все прекрасно справились с заданием и награждаетесь «медалями» «Юный художник». Вручаются самодельные медали и простой карандаш.
Называется простой,
А реально — деловой.
Детям нужен он и взрослым,
Все рисует без вопросов.
Нарисует целый свет,
Для него проблемы нет!
Обратите внимание, что на медалях рисунки изображены с помощью геометрических фигур. Значит, математические представления необходимы не только в портретном жанре, но и в других жанрах изобразительного искусства (пейзаже, натюрморте и т. д.). Поэтому ваше расследование продолжается, но уже самостоятельно. Наблюдайте, изучайте мир вокруг себя и воплощайте его в своем творчестве!!!
Литература:
- Научись рисовать. Волшебные истории. Пересказ. Худ. Архангельский Ю. В. — М.: Издательство «Шаг», 2001.
- Русские художники от «А» до «Я». — М.: СЛОВО/SLOVO, 1996.
- Сенин, В., Коваль, О. Школа рисунка карандашом. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. — Издательство: Харьков, Белгород: Книжный клуб «Семейный досуг», 2007.