Создание кукольных мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 06.03.2018

Статья просмотрена: 677 раз

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Создание кукольных мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3194/ (дата обращения: 23.11.2024).



Традиция создания мультфильмов существует в нашей группе уже много лет. Дети, снявшие самый первый мультфильм, уже заканчивают школу, и нам хотелось бы поделиться накопленным опытом и рассказать, как все начиналось.

Идея создания мультфильма своими руками возникла у детей в подготовительной к школе группе, после знакомства с творчеством писателя, художника и мультипликатора В. Сутеева.

После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева в группе детского сада у детей возникло много вопросов (Сколько книг написал писатель? Почему он писал про сказочных животных? Почему сам рисовал иллюстрации? и др.) Для того, чтобы поддержать и развить интерес, расширить знания о творчестве писателя и представления о сказочных животных, педагоги организовали экскурсию в библиотеку. Предварительно детям объяснили, что во время экскурсии они узнают много нового о творчестве В. Сутеева, напомнили о том, что дети могут задавать любые интересующие их вопросы, уточнили правила поведения в библиотеке. В ходе проведения викторины о произведениях В. Сутеева библиотекарь предложила детям ответить на вопрос о том, чем отличаются «мультяшные» животные от настоящих. Ребята растерялись и не сумели найти ответ. Обсуждение этой темы дети продолжили в группе во время обмена впечатлениями об экскурсии.

Таким образом, в результате организации экскурсии в библиотеку конкретизировались детские интересы, связанные с животными, у них появилось желание найти ответ на вопрос о различиях животных сказочных и настоящих, об их внешнем виде и повадках. Для поисков ответа мы решили организовать экскурсию в зоопарк. Как известно, у детей дошкольного возраста недостаточно сформировано произвольное внимание. Чтобы побудить их целенаправленно наблюдать за жителями зоопарка, перед экскурсией было предложено придумать рассказ — загадку о понравившемся животном и позже загадать ее друзьям в детском саду. По словам родителей, дети очень старались выполнить это задание. В результате занятие по итогам экскурсии прошло очень интересно: дети получили новые знания о животных (где живут, как выглядят, каковы их повадки). Они пытались изобразить настоящих и сказочных животных и самостоятельно сделали вывод: сказочные животные ведут себя как люди.

Предметным результатом этих двух экскурсий стало создание двух альбомов: фотоальбома «Жители московского зоопарка», сделанного совместно с родителями, и альбома детских рисунков «Эти забавные животные» (который впоследствии пригодился нам при создании мультфильма). Позднее появилась еще и детская авторская сказка «Как звери в прятки играли». Показательно, что действие этой сказки происходят в зоопарке, а героями стали сказочные животные, похожие на сутеевских.

Интерес детей к теме не угасал! С помощью родителей в группе была создана большая библиотека произведений В. Сутеева и видеотека мультфильмов по его сказкам. Однажды, после очередного просмотра, кому-то из детей пришла в голову идея самим сделать «мультик» по сказке «Как звери в прятки играли». Мы поддержали эту идею, но на вопрос педагогов, знают ли дети, как сделать мультфильм, последовал отрицательный ответ. И вновь мы обратились к проверенному способу получения новых знаний — к экскурсии. На этот раз для того, чтобы познакомить детей с процессом, средствами и способами создания мультфильмов, мы отправились на студию «Союзмультфильм».

При организации экскурсии мы ставили следующие задачи: развитие познавательного интереса детей, получение ими новых знаний, умений внимательно слушать, наблюдать, анализировать увиденное, применять полученные знания для создания мультфильма. Перед экскурсией мы поговорили с детьми о том, что они знают о создании мультфильмов, выяснили их желания и ожидания от экскурсии. На все наши вопросы мы услышали один ответ: «Там нам покажут много мультиков». Экскурсовод оказался чутким, внимательным человеком. Узнав о том, что дети хотят сделать мультфильм, она подробно рассказала о процессе создания рисованных и кукольных мультфильмов и показала детям героев знакомых и любимых ими героев. Педагоги, в свою очередь, помогали детям формулировать вопросы, которые у них возникали.

Экскурсия детям очень понравилась. Беседа с детьми после экскурсии показала, что дети были крайне удивлены тем, что куклы из мультфильмов такие маленькие, а камера, которая снимает, — огромная, что мультфильмы делают очень долго, иногда несколько лет. Дети узнали, что именно здесь был создан первый сутеевский мультфильм «Дядя Миша», режиссером и художником которого был он сам, узнали о новых профессиях (художник — мультипликатор, художник по эскизам, заливщик, художник по фону, оператор, режиссер и др.).

По дороге домой ребята «примеряли» на себя, какие профессии выберут, создавая свой мультфильм. Дети уже научились рисовать мультяшных героев, поэтому они решили, что будут делать именно рисованный мультфильм по придуманной ими сказке. Дети вместе с педагогами разработали сценарий для мультфильма, затем дети нарисовали героев своей сказки и вырезали их, придумали и сделали фон.

После того, как все было нарисовано, возникла новая проблема — как оживить нарисованных героев? Дети стали активно предлагать различные варианты, которые проверяли в ходе наблюдений и экспериментов. Так, кто-то из мальчиков предложил использовать детскую игру в хоккей, двигая фигурки как хоккеистов. Но было очевидно, что движение фигурок ограничено. Девочки хотели привязать к фигуркам ниточки и тянуть за них, но фигурки падали. Еще одно предложение состояло в том, чтобы закрепить фигурки к палочкам и двигать их, но палочки были видны в кадре.

Ни один из вариантов юным мультипликаторам не нравился. Выход нашелся неожиданно. Когда дети прикрепляли магнитами нарисованных животных к мольберту, один из рисунков неожиданно «съехал» вниз, как живой. Дети очень удивились, и кто-то из них предложил двигать магнитами бумажные фигурки нарисованных персонажей мультфильма.

Как это сделать, было непонятно, и ребятам опять пришлось экспериментировать — теперь с магнитами. Педагоги не спешили предлагать готовые варианты. Ими были специально разработаны педагогические ситуации, которые позволили детям познакомиться со свойствами магнитов. В результате — в процессе игр и экспериментирования с магнитами — детьми были получены новые для них знания:

‒ магниты бывают разной формы;

‒ магниты притягиваются друг к другу и к разным металлическим предметам, в том числе, к металлическим скрепкам;

‒ магниты притягиваются друг к другу и к металлическим предметам с разной силой.

Кроме того, дети выяснили, что влияет на действия магнита, а что нет. [10]

В результате экспериментирования с магнитами дети решили, что к бумажным фигуркам можно прикрепить разноцветные скрепки и двигать эти фигурки магнитами. Затем дети вспомнили, что для рисованного мультфильма нужен фон. Перед ними встал вопрос: из чего его сделать?

Детям вновь была предоставлена возможность экспериментировать с разными материалами. Они пробовали двигать фигурки на столе, помещая под ним магнит, пробовали использовать красивый металлический поднос, картон, лист ватмана.

В результате дети остановили свой выбор на листе ватмана — он гладкий и легкий, фигурки по нему легко двигались, управляемые магнитами. И, самое главное, на нем можно было сразу нарисовать фон. Юные мультипликаторы были очень рады!

Процесс съемки придумали, конечно, взрослые — кадры снимали на фотоаппарат с функцией «видеокамера». Дети на своем опыте поняли, что съемка — это трудный, долгий и кропотливый процесс: озвучивание, несколько дублей, соблюдение тишины.

Наконец, мультфильм был готов! Дети с гордостью показывали его в детском саду — была проведена презентация мультфильма для детей других групп, родителей и сотрудников.

Так экспериментирование с магнитами и экскурсии помогли детям создать мультфильм и почувствовать радость открытия и успеха при решении поставленной задачи.

Прошел год. В группу пришли новые дети, и экспериментирование с магнитами повторилось. Полученные знания пригодились им для создания магнитного кукольного театра (где куклы двигались благодаря взаимодействию двух магнитов между собой). [11]

Эта идея возникла у детей не сразу, сначала они просто играли в пальчиковый театр, потом мальчики вложили магнит в пальчиковую куклу, поставили ее на лист картона и закрепили снизу другим магнитом, «чтобы стояла». Дети стали двигать нижний магнит и кукла «ожила».

Решено было сделать магнитный кукольный театр. Куклы из пальчикового театра не устроили детей, «мало героев, и магнит не во все куклы влезает». Девочки предложили сшить кукол самостоятельно, тем более, что опыт работы с иглами и тканью у детей был, так как в группе работал кружок детского дизайна. Дети нарисовали кукол, которых они хотели сделать, вырезали их, при помощи взрослых сделали выкройки. Сшив заготовки кукол дети задумались, как закрепить магнит, чтобы кукла не падала, решили набить куклу синтепухом, а потом вклеить магнит. Потом ребята приклеили куклам глазки, носики, ротики, вырезали из ткани и приклеили одежду, а животным лапки, ушки, хвостики. Закончив делать кукол, дети захотели сделать декорации, деревья и елочки сделали объемными, так же, как и кукол, а домики вырезали из картона.

Однажды к нам в группу пришли в гости выпускники предыдущего года, они показали свой мультфильм «Как звери в прятки играли». Выпускники рассказали, как они его делали, а малыши показали старшим свой новый магнитный пальчиковый театр. Тут же дети совместными усилиями разыграли несколько сказок. Выпускникам очень понравился магнитный театр, и они подсказали идею: сделать кукольный «мультик».

Малыши очень увлеклись этой идеей. Они сочинили сказку, взяв за основу сказку «Теремок», и назвали ее «Теремок. Старая сказка на новый лад».

Потом была работа над сценарием сказки, распределением ролей, заучиванием текста, прошли репетиции.

Для создания героев мультфильма дети подобрали кукол из магнитного театра. Они сами двигали фигурки персонажей с помощью линеечек с магнитами на конце, пряча их под театральной стойкой, сами озвучивали героев, а взрослые снимали и монтировали мультик.

После создания мультфильма дети тоже показали его родителям и детям других групп. Этот мультфильм участвовал в конкурсе «Солнечный зайчик», где занял первое место. Снова, со слезами на глазах мы проводили в школу наших юных мультипликаторов, и снова в нашей группе новые дети.

Группа подобралась очень интересная, в ней было 20 девочек и только 3 мальчика. Естественно, что основной игрой была игра в куклы, а еще детям очень нравились русские народные сказки, особенно волшебные.

Мы читали детям русские народные сказки, беседовали об их героях и сюжетах, рассматривали и сравнивали иллюстрации к ним, сделанные разными художниками, слушали аудиозаписи сказок в исполнении известных актеров. Ребята с удовольствием возвращались к уже знакомым и просили прочитать новые, пытались рисовать их героев. Дети активно разыгрывали сюжеты этих сказок, подражая актерам, изображали их в играх-драматизациях, которые мы организовывали.

Через некоторое время мы заметили, что самостоятельные игры детей стали изменяться: в них стали проявляться мотивы русских народных сказок. Для изображения героев этих сказок понадобились новые игрушки, магнитный театр, созданный детьми прошлого выпуска, не удовлетворял потребностям наших ребят потому, что большинство героев там были животные, а девочкам хотелось царевен, Жар-птицу, Златогривого коня, Бабу-Ягу и других героев русских волшебных сказок. Не остались в стороне и мальчики, их заинтересовали русские богатыри, Змей Горыныч, Леший. Дети обратились к взрослым с вопросами: «Что нам делать? Где нам взять героев сказок? Ведь они не продаются в магазине».

Мы решили не давать детям готовых решений, а предложили подумать, как можно самим сделать нужных им кукол. Дети сначала задумались, а затем предложили нарядить обычных кукол в одежды сказочных персонажей. Но этот вариант в ходе обсуждения был отвергнут: «Кукла не станет Бабой-Ягой, если ее просто одеть в костюм».

Тогда, появилась новая идея: сшить кукол. Но тут же возник вопрос: «Как это сделать?».

С этим вопросом мы предложили детям обратиться к родителям и вместе с ними узнать, какие бывают куклы, как их можно сделать, какие материалы можно использовать. Предупредили и родителей о том, чтобы они поддержали инициативу детей и помогли им в поисках соответствующей информации о типах кукол и способах их изготовления.

Родители внимательно отнеслись к детским вопросам и стали искать ответы в интернете, в книгах по шитью, журналах, результаты своих изысканий они принесли нам в группу. Мы с ребятами внимательно изучили весь этот материал.

Больше всего детям понравились каркасные куклы (у них внутри жесткий каркас из проволоки), поскольку «у них гнуться ножки и ручки, с ними удобно и интересно играть». Возникло желание научиться делать таких кукол.

Каждый ребенок выбрал понравившегося ему сказочного героя с тем, чтобы изобразить его. Но прежде, чем приступать к изготовлению фигурки персонажа, надо было определить его характер. Для этого мы вместе с детьми проделали большую работу: читая сказки в обработке разных авторов, рассматривая иллюстрации к ним, репродукции картин художников, прослушивая аудиозаписи, тщательно вникали в смысл происходящих событий и поступков героев, искали характеристики героев, обдумывали и обсуждали найденное. На этой основе дети пытались представить характеры сказочных персонажей, их поведение, чувства и эмоции в той или иной ситуации, нарисовать соответствующие образы «своих» героев. Дети и взрослые сообща подбирали нужные материалы для изготовления персонажа в зависимости от его характера, думали, как его одеть.

И вот однажды в группе торжественно открылась Мастерская по изготовлению сказочных героев. Недостатка в материалах не было: родители принесли обрезки нужной ткани для изготовления тела куклы (таким является флис) и проволоку для каркаса. Детям предстояло многому научиться: делать каркас, подходящий для задуманного героя, вырезать выкройку куклы, «примерять» выкройку к каркасу (сопоставлять их) и «подгонять» их по размеру и форме, сшивать (с различными видами швов дети уже были знакомы благодаря занятиям по детскому дизайну, которые с ними регулярно проводились), набивать голову и туловище куклы специальным материалом (он называется «синтепух») и т. д. Постепенно в ходе обсуждений с детьми были разработаны правила и очередность действий, необходимых для изготовления задуманных кукол, а именно: скрутить из проволоки каркас, вырезать детали кроя из флиса, сшить их, поместить внутрь каркас, набить синтепухом, сшить ручки и ножки, приклеить ладошки и ступни ног, сделать и приклеить волосы, оформить лицо куклы, сшить ее одежду,

По ходу изготовления кукол возникали ситуации, разрешение которых требовало знаний, которыми дети еще не обладали. Так, в процессе изготовления проволочных каркасов нужной конструкции и величины, подходящих для того или иного героя, детям надо было определить, проволоку какого размера и толщины лучше использовать. Для этого, в частности, создавались условия для знакомства детей со свойствами проволоки и материалов (металлов), из которых она сделана. Дети, попарно сравнивая проволоки разной толщины, сделанные из одного материала и из разных материалов, исследовали, существует ли зависимость между толщиной проволоки и ее жесткостью (гибкостью). Изготовление волос для царевен, русалочек и других сказочных героев потребовало обследования ниток разных видов (мулине, шерстяные, лавсан, шелк и т. д.), изучения их свойств: прочности, толщины, блеска (матовости), шершавости, цвета. В зависимости от типа «прически» сказочного героя подбирался вид ниток; выяснили, что для кос, объемных «причесок» больше подходят шерстяные нитки разной фактуры.

В ходе изготовления кукол возникали условия для развития пространственного мышления и воображения детей. Это имело место, например: по мере того, как дети вносили изменения в основу проволочного каркаса фигурки (например, добавляли проволочки для голов Змея Горыныча, скручивали низ для хвоста русалочки и т. д.) и наблюдали, как эти изменения отражаются на конечном виде сказочного героя.

В процессе работы детей над сказочными персонажами то и дело возникали проблемы практического характера. Так, когда стали набивать кукольные ручки и ножки, девочки сказали: «Получается некрасиво, ножки слишком толстые, у царевен таких быть не может». Все вместе стали думать, как сделать ровные, аккуратные ножки и ручки. Попробовали обмотать нитками в тон телу куклы, но и этот вариант не понравился: «Так тоже не красиво — очень тонкие». Наконец, решили обматывать проволоку не нитками, а кусочками флиса и закреплять швом «через край». Кисти рук и сапожки на ноги научились приклеивать специальным клеем для ткани.

Во время изготовления поделок дети уже начали придумывать и разыгрывать новые сюжеты. И вот наступил день, когда все куклы были сделаны, но дети на этом не остановились и задали очередной вопрос: «А где наши герои будут жить?». И тут же сами предложили сделать Волшебный лес, в котором разместятся дома сказочных персонажей (в том числе, избушка Бабы-Яги, дворец Снегурочки, домик зайчихи Сероушки, пещера Змея Горыныча и др.).

Дети долго думали и обсуждали, как сделать деревья для Волшебного леса. Опираясь на уже имеющийся у них опыт изготовления сказочных персонажей, решили сделать их разными: из ниток, из бросового материала и ткани, внутри стволов и ветвей пропустить проволочный каркас, листья вырезать из флиса или нарезать из ниток. Готовым деревьям договорились приклеить глаза: «Ведь они живые, у нас волшебный сказочный лес».

Таким образом, Сказочный лес, появившийся в группе, стал самым любимым местом игр детей. Играя там, дети не только разыгрывали уже известные сказки, но и придумывали новые. Кроме того, они полюбили рассказывать придуманные ими сказочные сюжеты. Взрослые стали записывать тексты сочиненных детьми сказок, а дети нарисовали к ним иллюстрации, сделали единую обложку и оглавление. Так появилась «Волшебная книга сказок Сказочного Леса» по одной из них, «Как Жар — птица — свое счастье нашла», было решено снять мультфильм.

Для нового мультфильма дети решили использовать сделанных ими сказочных героев, но столкнулись с проблемой: как поставить кукол на магниты. Приклеить магниты, как в магнитном театре, было нельзя т. к. с такой фигуркой невозможно играть. Поэтому на этот раз магниты надо было закрепить временно. Сначала дети решили привязать их веревочками, но куклы падали, передвинуть их было невозможно. Начались поиски... Решение неожиданно подсказали сандалики с ремешками на липучках: застегивая обувь после тихого часа, Сережа Ш. предложил: «Давайте приклеим к ножкам кукол одну сторону липучки, а к магниту другую и «прилепим» их друг к другу.

Первые опыты с липучками прошли удачно, и дети с помощью взрослых приступили к созданию нового мультфильма, где герои двигались с помощью магнита, а птицы летали на прозрачной леске (это была еще одна детская находка) [12].

Этот мультфильм тоже участвовал в конкурсах и фестивалях.

И снова дети ушли в школу, а новая группа детей была просто уникальная — интернациональная. Знакомясь с детьми их родителями, мы узнали, что в группе у нас и афганцы, и арабы, и азербайджанцы, и армяне, и евреи, грузины, украинцы, татары. Сначала мы немного растерялись: такой группы у нас еще не было — дети из разных семей, со своими традициями, вероисповедованием, играми, между многими — языковой барьер. И вновь нам на помощь пришли сказки. На этот раз мы стали читать детям сказки разных народов. Дети с удовольствием слушали сказки, узнавали те, которые читали им родители, просили перечитывать их по несколько раз. Вместе с этими сказками мы читали детям и русские народные сказки. Вскоре дети стали замечать, что многие сказки очень похожи, и стали сравнивать их друг с другом, находя как общие черты, так и различия.

Познакомившись с национальными сказками и полюбив их, многие дети захотели выбрать своего, особенно понравившегося им, героя национальной сказки своего народа. Ребята предложили поселить своих героев в «Сказочном лесу», где уже давно «живут» герои русских народных сказок, и играть с ними, но не знали, как это сделать. Тогда мы позвали на помощь наших бывших выпускников, они рады были поделиться тем, что умеют со своими младшими товарищами. Так, Сережа Ш. показал, как надо сворачивать проволоку для каркаса куклы, а Таня Н. и Вероника Д. показали, как сшить и одеть куклу — как правильно раскраивать ткань, сшивать ее, примерять выкройку к каркасу, как набивать голову и туловище куклы синтепухом. Школьники в ходе разговоров и обсуждений помогли нашим детям разработать правила и очередность действий, необходимых для изготовления задуманных ими кукол.

Дети стали играть в своих героев, сдружились, стали «смешивать» разные сказки: часто герой одной сказки приходил на помощь к персонажу из другой сказки. Итогом стал новый мультфильм «Волшебное путешествие царевны Будур», где участвуют герои разных национальных сказок. Этот мультфильм участвовал в конкурсе МультFest.

Совместная работа наших выпускников и дошкольников — это еще одна традиция нашей группы. Последний мультфильм, созданный уже новыми детьми в прошлом учебном году, «Сказка о волшебной пещере», тоже помогали делать школьники, к тому времени они уже учились в четвертом классе, но не забывали нас и часто приходили к нам в группу.

Выпускники познакомили наших ребят со свойствами магнитов, научили делать кукол. Они вместе с дошколятами придумали, как сделать героев недостающих для создания мультфильма, нарисовать декорации. Так появился еще один мультфильм, новые герои в «Сказочном лесу» и новая сказка в книге «Сказки Сказочного леса». Этот мультфильм тоже участвовал в конкурсе «Солнечный зайчик» и тоже занял первое место.

Мы считаем, что создание мультфильмов в детском саду — это не только возможно, но и очень полезно. В процессе работы над мультфильмом происходит развитие детско-взрослой общности. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать наши педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. В работе над мультфильмами, участвуют школьники, наши выпускники, так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и школы. Мы будем продолжать работу по созданию мультфильмов в нашей группе, ведь у нас уже подрастают новые «мультипликаторы»!

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
  3. Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
  4. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011
  5. Детская энциклопедия «Мифология» Дорохина Л. Н., Макаревич В. М., Широкина Е. В., Шокарев С. Ю., Шуйская Ю. В. М. «РОСМЕН» 2008.
  6. Детская энциклопедия «Народы мира» сост. Волкова А. В. М. «РОСМЕН» 2011.
  7. Детская энциклопедия «Народы мира» сост. Широкина Е В. М. «РОСМЕН» 2012.
  8. Афоничева Е. А. «Куклы своими руками» М. АРС 2013.
  9. Мудрагель Л. «Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление». Спб. «Питер Пресс» 2015
  10. Кларина Л. М. Знакомим детей с магнитами // Детский сад со всех сторон. — 2005. — № 48.
  11. Бурцева С. Е. Демина Т. Н. «Развитие познавательной и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий и игрового экспериментирования. Научно-методический сборник «Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога» М.-2012г
  12. Бурцева С. Е. Смирнова Т. М. «Развитие коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной и исследовательской деятельности» // «Образование и воспитание» № 1 (16, февраль 2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, кукла, магнит, герой, группа, мультфильм, детский сад, магнитный театр, ребенок стали.

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста

Концепция создания интеллектуальных компьютерных игр для детей дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста

Концепция создания интеллектуальных компьютерных игр для детей дошкольного возраста

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказками народов мира

Применение интерактивных игр для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

Специфика формирования художественного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос