Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 2321 раз

Библиографическое описание:

Зенкова, Г. Г. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной иллюстрацией / Г. Г. Зенкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 62-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/151/ (дата обращения: 21.11.2024).

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

Приоритет общечеловеческих ценностей, утверждение гуманистического характера образования как системы воспитания и обучения, осуществляемой в интересах личности, общества, государства, провозглашается в законе «Об образовании» Российской Федерации. В Концепции модернизации Российского образования особое внимание акцентируется на подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры.

Кроме того, ФГОС ДО, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г., № 1155, предполагает развитие у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. А также реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Л. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.

Эстетическое воспитание детей раннего и младшего возраста зачастую начинается с иллюстрированной книги. Не случайно в последние десятилетия детская книга с иллюстрациями во всех странах мира стала объектом пристального внимания ученых, педагогов, психологов искусствоведов, педагогов-практиков, книговедов, критиков, коллекционеров. Интерес этот не случаен. Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения. Поэтому в среде художников и литераторов, издателей и полиграфистов сложился вполне определенный взгляд на иллюстрированную книгу для детей как на своеобразный художественный комплекс, пусть миниатюрный, но насыщенный большим идейно-образным содержанием.

По наблюдениям книговедов, вплоть до середины XX столетия, художники-иллюстраторы были более склонны обосновывать свой вклад в детскую литературу исключительно педагогическими соображениями. В настоящее время, хотя они и продолжают высказывать педагогические идеи, но большее значение придают не познавательному, а эстетическому воздействию искусства иллюстрации на детей. В самом деле, искусство книжки-картинки предполагает восприятие и постижение ее как целостного единства, и реакция ребенка на нее в значительной мере есть в полном смысле слова настоящий художественный опыт. Книжка-картинка — это не столько повествование, которое читают, это предмет искусства, который «переживают». Следует заметить, что сегодня детская художественная книга как один из самых массовых и мобильных источников познавательной информации, легко преодолевающей границы государств и политических систем, оказалась не только традиционным предметом национального воспитания и культурного обмена, но и заняла видное место на международных художественных выставках в качестве объективного показателя культурного потенциала государств.

Богатые возможности для обмена культурным опытом созданы сегодня благодаря деятельности Межгосударственного совета по книгам для детей, Международного исследовательского общества детской литературы, Международного института детской, юношеской и народной литературы, БИБ (Биеннале иллюстраций в Братиславе), Международных выставок искусства книги в Лейпциге, Болонье, Франкфурте. Обзор некоторых тем, освещаемых в научных докладах на теоретических симпозиумах БИБ, убеждает во все возрастающей значимости высокохудожественной книги: «Влияние иллюстрации на эмоциональное восприятие детей», «Иллюстрация в детской книге как специфическая видовая категория пластических искусств», «Эстетические и внеэстетические аспекты иллюстрации».

Одним из направлений художественно-эстетического развития дошкольников является ознакомление воспитанников с книжной графикой.

Работая более тридцати лет педагогом дополнительного образования по рисованию, я не только формирую изобразительные умения и навыки детей, но и большое внимание уделяю приобщению воспитанников к лучшим образцам изобразительного искусства. Одно из направлений этой работы — знакомство с творчеством художников иллюстраторов детских книг.

Для того, чтобы дети поняли назначение иллюстрации в книге, проводится большая предварительная работа — удивительные прогулки к «Старичку — лесовичку» на Барсову гору. (Наш детский сад «Рябинка» расположен в очень живописном месте, на Барсовой горе). Вместе с детьми мы сочиняем сказки, при этом, обращаем внимание на окружающую природу, таинственные деревья, сказочные облака, голубое небо, веселых муравьев и букашек. В изостудии беседуем, как изобразить настроение героев сказки, какие использовать цвета, во что одеть героев.

Невозможно представить образовательный процесс без взаимодействия с родителями маленьких «художников». Осознавая свою ответственность за уровень художественно — эстетического развития детей, я тесно сотрудничаю с родителями, вовлекая их во все мероприятия, проводимые в изостудии. Это мастер — классы, викторины, родительские собрания с театрализованными постановками русских народных сказок детьми. Важно то, что родители с удовольствием откликнулись на предложение быть авторами книжек, дети: художниками — иллюстраторами.

Вместе с родителями и детьми мы организовали итоговое мероприятие — творческий вечер «Юные дарования».

Мною была поставлена цель: обобщить и закрепить знания детей о творчестве художников — иллюстраторов, узнавать и называть иллюстрированные ими сказки, называть манеру письма того или иного художника — иллюстратора. Формировать интерес к книжной графике на примере детских книжек, умение определять настроение по иллюстрации.

Развивать логическое мышление, фантазию, воображение, память, эмоциональное восприятие иллюстраций.

Воспитывать интерес к иллюстрациям разных авторов, уважение к родителям. Активизировать слова: иллюстрация, манера письма, реалист, анималист. В музыкальном зале возле центральной стены установлен экран для просмотра слайдов; на боковых стенах портреты художников, иллюстрации к сказкам; вдоль стен столики, на которых расставлены красочно оформленные детские книжечки. Родители с детьми на экране представляют свои работы в виде презентации.

 

 

Наши юные участники замечательно рассказали нам все, что они знают об иллюстрации: для чего нужна иллюстрация в книге, прекрасно справились с домашним заданием — книжечки получились поучительными а иллюстрации яркими интересными. Творческий вечер подходил к концу, но никому не хотелось расходиться, дети продолжали радовать гостей, показали сказку «Репка» на современный лад.

 

А затем вместе с родителями пили чай с яблочным пирогом.

 

Участие родителей в жизни малышей — огромное счастье. Счастливые дети и счастливые родители.

 

Проект создания книжек-малышек действует и по настоящее время. Приходят в изостудию подрастающие «юные дарования».

Совместно с родителями мы создали свою авторскую библиотеку, а ведь книжка — это очень важно в жизни детей в наше бурное время компьютеров. Приходите к нам в библиотеку.

 

 

 

Таким образом, диагностическое обследование подтверждает готовность дошкольников к усвоению данного материала. Художественно-эстетическое воспитание детей посредством ознакомления с творчеством художников детских книг считаю нужным и важным. Главное, чтобы работа велась систематически, творчески и эффективно. Искусство книжной графики всегда будет способствовать формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей нас действительности.

 

Литература:

 

1.      Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги. «Просвещение» 1991г.

2.      Курочкина Н. А. «Знакомим детей с книжной графикой» Методическое пособие «Детство — пресс» 1999г.

3.      Соломенникова О. А. «Радость творчества» Развитие художественного творчества детей 5–7 лет. 2001г.

4.      Панов В. П. «Иллюстрация в книге».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, иллюстрация, книжная графика, родитель, детская книга, детская литература, дошкольный возраст, образовательный процесс, творческий вечер, художественно-эстетическое воспитание.
Задать вопрос