Концепция создания интеллектуальных компьютерных игр для детей дошкольного возраста
Автор: Явич Максим Павлович
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
II международная научная конференция «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, ноябрь 2012)
Статья просмотрена: 445 раз
Библиографическое описание:
Явич, М. П. Концепция создания интеллектуальных компьютерных игр для детей дошкольного возраста / М. П. Явич. — Текст : непосредственный // Технические науки в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/55/2690/ (дата обращения: 23.11.2024).
На личность сегодняшнего дошкольника оказывает значительное влияние бурное развитие ИКТ и компьютерных технологий. Уже в возрасте 3 лет ребенок начинает интересоваться компьютерными устройствами, которые он видит дома. Процесс развития ребенка можно определить как две стадии социализации: первичную, характерную для раннего детства, и вторую – стадию формирования процессов саморегуляции [1]. Уже в возрасте 4-5 лет дошкольник понимает, что, используя компьютер, он может стать участником игрового процесса. Это приводит к изменению его желаний и, как следствие, метода воспитания. Учитывая, что воспитание это целенаправленный процесс воздействия на личность ребенка, который является в данном случае объектом, необходим достаточно продуманный подход со стороны родителей и педагогов в выборе компьютерных игр, оценивая их положительные и отрицательные стороны[2,3]. Большинство из находящихся в коммерческой продаже не обладают дружественным интерфейсом, имеют ярко выраженную агрессивность в содержание. С одной стороны это приводит к появлению у ребенка агрессивности, враждебности, что может проявляться в его поведении. С другой стороны, в компьютерной игре он может выражать реакцию на уже имеющиеся у него агрессивные импульсы, чувство гнева, злость – все, что не одобряется его окружением. Игра может стать формой эскапизма, с появлением компьютерной зависимости, способом ухода от действительности, беспомощностью ребенка. К сожалению, подобного типа игры наиболее рейтинговые [4].
Все вышесказанное говорит о необходимости создания для дошкольника другого типа игр с высоким интеллектуальным уровнем (ИИ) [5], позволяющие расширение возможностей ИКТ в воспитании ребенка; повышение его интеллектуального уровня на основе ИКТ и компьютерных технологий; развитие у него логического мышления; создание условий для самостоятельной его творческой работы (желательно под надзором взрослых); получение ребенком интеллектуальной мультимедийной информации о различных странах, обычаев народов, явлениях природы и т.д.; дать ребенку информацию и возможность услышать в игровой форме различные языки разных народов мира; проводить с ребенком занятия по родному языку с указанием конкретных лингвистических ошибок; проводить с ребенком занятия по иностранным языкам основываясь на выборе родителей в зависимости от его национальности и места проживания; в более старшем дошкольном возрасте начинать обучения его алфавиту, чтению, цифрам, простейшим арифметическим операциям; дать ему возможность более глубокого изучения компьютерных технологий, научить использовать простейшие компьютерные программы [6].
При отборе и подготовке подобных ИИ следует учитывать дидактические критерии сложности и трудоемкости. Компьютерные дидактические интеллектуальные игры являются одним из видов компьютерных обучающих программ, в которых должны сочетаться учебные и игровые цели. Необходимо соблюдать и другие дидактические критерии, такие, как доступность и годность выбранной формы материала, научность, наглядность, последовательность обучения. Ребенка надо заинтересованность, необходимо единство воспитательных и развивающих функций обучения, структурно-функциональную связываемость, целостность и непрерывность дидактического цикла обучения, сравнительно небольшой объем предлагаемого материала. Основной принцип при разработке - глубокая проработка материала, представление его в таком виде и с таким интерфейсом, которые позволили бы ребенку наиболее эффективно использовать ИИ. Особенное внимание следует уделять креативности игрового материала. Необходимо не нарушать желание ребенка к творчеству, к новаторству, к поиску своего «Я». Креативность среды один из основных факторов способствующих умственному развитию ребенка, наряду и с когнитивностью. Необходимо наличие программ, которые позволяют контролировать самим ребенком его знаний и умений. Эти системы должны обладать особым уровнем интеллекта, чтобы не оттолкнуть ребенка от желания их использовать. ИИ должны быть ориентированы на психологические особенности ребенка дошкольного возраста с учетом специфических национальных особенностей, традиций, лингвистических и языковых систем.
В определенной мере в ИИ должно присутствовать тестирование. Это позволяет приучить ребенка к использованию данного метода, что будет необходимо ему в старшем возрасте. Тесты должны быть простыми, хорошо составленными, понятными ребенку, учитывать национальные традиции и окружение. Например: наряду с вопросом какого цвета небо (ответы: синее, голубое, зеленное, бесцветное) или какого цвета река или море (голубое, серое, белое, коричневатое), предлагаются более сложные, например, для грузинских детей, кто автор «Витязя в тигровой шкуре», также 3-4 ответа, покажите его, на десктопе появляются портреты и т.д.
ИИ должны соответствовать разработанным психологами системам эстетических, эргономических, психолого-педагогических и технико-экономических требований. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму, цветовую палитру, яркость и контрастность изображения на экране монитора. Цвета необходимо подбирать насыщенные, контрастные по отношению друг к другу, естественных оттенков, встречающихся в природе. Необходима тщательная проработка дизайна. Ничего не должно вызывать у ребенка отрицательных эмоций, Необходимо соблюдение рекомендуемых санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером в этом возрасте.
Разработанная концепция дает возможность создавать ИИ необходимые для умственного и интеллектуально развития детей, способные оградить их от пагубного влияния на психику большинства существующих на рынке компьютерных игр, не109.
Литература:
Безруких М.М., Логинова Е.С. Возрастные особенности структуры саморегуляции деятельности у детей 4-5 лет // Мир психологии. - 2002. -№ 1. - С. 121-126. 2.Зворыгина Е. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. -1990. №6 — С.94-102. 3.Корецкий В. Компьютерные игры и нравственный выбор // Информатика и образование. -1989. №2. - С. 119-121.
Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета // Психологический журнал, № 1, 2004, с. 90-100. 5. Subrahmanyam K., Kraut R. E., Greenfield P.M., Gross E.F. The impact of home computer use on children’s activities and development // Available as [WWW document] URL www.futureofchildren.org/urs_doc/ 6.Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003, с. 358-361.