Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 08.03.2018
Статья просмотрена: 6099 раз
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Примерная коррекционно-развивающая программа для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3066/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Для детей с нарушениями в развитии этот процесс определяется нормативно-правовой базой. Внедряются новые организационные формы помощи детям: индивидуальные занятия при стационарах (поликлиниках); группы кратковременного пребывания, специальные и смешанные группы при дошкольных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида, при реабилитационных центрах восстановительного лечения и др.
При составлении коррекционно-развивающих программ специалист опирается на ряд принципов: принцип генетического хода основных линий развития ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, единства требований к воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и в условиях семьи, деятельностного подхода к развитию личности, коррекционной направленности воспитательного процесса, доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала.
Данная программа разработана для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми ссиндромом Дауна, имеющими интеллектуальную недостаточность (умственная отсталость I и II степени). У детей с интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности (А. А. Катаева, О. П. Гаврилушкина, Е. А. Екжанова, С. Г. Ералиева, В. И. Лубовский, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева и др.). Предпосылкой развития всех видов деятельности ребенка является появление определенных потребностей, мотивов, интересов.
Низкий уровень развития восприятия у детей дошкольного возраста выражается в том, что дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в гораздо более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники. Восприятие не оказывает решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но там, где эти основополагающие условия — мотив, цель, задача — уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно, отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.
Поэтому на начальном этапе весь обучающий процесс с детьми организуется взрослым: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.
Задачи программы: развитие психических функций детей в процессе совместной деятельности; развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения; развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы; развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной); развитие произвольного внимания; закрепление навыков самообслуживания; развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов; развитие крупных движений и мелкой моторики.
Учебно-тематический план
Срок обучения: октябрь — май.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю, длительность каждого занятия 25–30 минут.
Таблица 1
Учебно-тематический план
Этапы работы |
Содержание |
Тема |
Время |
Формы работы |
Предварительный |
Первичная консультация (предварительная встреча с родителями, заполнение анкет, карты индивидуального сопровождения и анамнеза) |
1час 30 минут |
Индивидуальная |
|
Диагностика развития |
Уровень актуального развития ребенка |
Сентябрь, май |
Индивидуальная |
|
Коррекционно-развивающий (основной) этап работы |
Цикл коррекционно-развивающих игровых занятий |
Октябрь — «Игрушки». Ноябрь — «Части лица и тела», «Одежда». Декабрь — «Одежда», промежуточная диагностика. Январь — «Семья». Февраль — «Посуда», «Домашние животные». Март — «Дикие животные», «Дикие животные». Апрель — «Дикие животные», обобщающие занятия Май — итоговая диагностика. |
Октябрь — май |
Подгрупповая или индивидуальная |
Консультирование семьи |
Беседа с родителями о развивающей работе и процессе социализации ребенка. Опрос о динамике развития в домашних условиях |
1час 30 минут |
Индивидуальная |
|
Аналитический |
Анализ полученных результатов работы по программе и данных мониторинга развития |
|||
Заключительный |
Консультирование родителей |
Предоставление результатов работы по программе; подведение итогов коррекционно-развивающей работы, прогноз развития ребенка |
1* |
Индивидуальная |
* Количество консультационных часов может быть изменено по желанию (запросам) родителей. Программой предусмотрены дополнительные консультации родителей (законных представителей) по вопросам коррекции и развития, по результатам проведенных диагностик.
Краткое содержание программы
Реализация программы предполагает определенную структуру.
Цель предварительного этапа работы — сбор информации о ребенке. Ознакомление родителей (законных представителей) с программой.
Цель диагностического этапа — изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития. Определение уровня актуального развития ребенка и выявление перспектив развития. Проводится комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации: изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, социализация ситуации развития и условий семейного воспитания, адаптивные возможности уровня социализации, систематический разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития, анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Работа осуществляется в режиме индивидуальных диагностических приемов, а также методом наблюдения.
Цель коррекционно-развивающего этапа— улучшение психического состояния ребёнка, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, оказание помощи в социализации. Данный этап является основным и включает в себя цикл игровых коррекционно-развивающих сеансов. Подразумевает выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями: организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. Проводится коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекция его поведения, социальная защита ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы детей с ОВЗ;консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
Цель аналитического этапа— анализ результатов эффективности программы. Проводится итоговая консультационная встреча с родителями. При необходимости составляются индивидуально ориентировочные планы и рекомендации для закрепления достигнутых результатов в домашних условиях.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
‒ Укрепление физического и психического здоровья;
‒ Развитие положительной мотивации к развивающим занятиям.
- Развитие общей моторики: Формирование общей координации движений рук. Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук: Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать преодоление напряжённости и скованности движений). Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
- Укрепление физического здоровья: Психогимнастические игры. Проведение подвижных игр.
- Речевое развитие: Логопедическая ритмика. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей.
- Социальное развитие: Формирование представлений о себе («Я сам»);
Развитие сотрудничества со взрослым («Я и другие»);
Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений («Я и окружающий мир»).
6. Развитие познавательных процессов: Развитие высших психических функций;
Сенсорное воспитание; Формирование мышления (развитие наглядно-действенного мышления, развитие наглядно-образного мышления). Формирование элементарных количественных представлений; Ознакомление с окружающим; Развитие всех видов внимания, восприятия, памяти (слухового, зрительного, тактильного). Совершенствование сформированных ранее сенсорных эталонов.
7. Формирование деятельности: Формирование игровой деятельности; Продуктивных видов деятельности; Элементов трудовой деятельности.
Литература:
- Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Владос, 1995.
- Лобода Л. В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008.
- Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2013.
- Екжанова Е. А., Стебелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М.: Просвещение, 2011.
- Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2012.
- Медведева Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. — М.: Монолит, 2007.
- Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2009.
- Уиндерс П. С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна. — М.: Даунсайд Ап, 2003.
- Поле Е. В., Жиянова П. Л., Нечаева Т. Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010