Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурачевская, О. В. Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр посредством LearningApps.org / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2731/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются интерактивные мультимедийные логопедические игры. Освещаются возможности применения онлайн-сервиса LearningApps.org в логопедической практике. Описываются способы создания интерактивных обучающих модулей для детей с нарушениями речи.

Ключевые слова: интерактивные обучающие модули, интерактивные игры, мультимедийные игры, треннинговые игры, дети с нарушениями речи

Возможности современных компьютерных средств обучения и воспитания, коррекции и развития, абилитации и реабилитации огромны, что и определяет их ведущую роль в логопедической практике. Компьютерные технологии выступают способом диагностирования индивидуальных возможностей учащихся, средством обучения, источником информации, тренинговым устройством или способом контроля и оценивания качества образовательного и коррекционно-развивающих процессов. Компьютерные средства можно подключать на любой стадии коррекционно-педагогической деятельности, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме [2].

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный и коррекционно-развивающий процесс в контексте указанной проблемы являются интерактивные мультимедийные презентационные и треннинговые технологии. Интерактивные мультимедийные логопедические игры, в отличие от электронных учебников, предназначены, как правило, для решения локальных коррекционно-педагогических задач. Интерактивная игра дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к коррекционной практике [1]. Логопед может превратить коррекционные и обучающие игры в увлекательный способ вовлечения детей в коррекционную и образовательную деятельность. Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной. Например, такая игра может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания при повторении и обобщении изученного материала. Интерактивная игра может помочь на этапе контроля знаний и умений, объяснения или проверки задания.

LearningApps.org позволяет непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать насыщенные игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль.

Онлайн-сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью данного приложения является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии [3]. Ценность и интерактивность данных игр заключается в возможности воплощения любых ваших идей, отражающих потребности детей, и реализации их посредством мультимедийного инструментария LearningApps.org.

Рис. 1 Концепция создания интерактивных мультимедийных пособий средствами LearningApps.org

Для создания интерактивных обучающих модулей представлен ряд шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Викторина с выбором правильного ответа», «Заполнить пропуски». Также имеются шаблоны игровых модулей «Сетка приложений», «Аудио/видео контент», «Кто хочет стать миллионером?», «Пазл «Угадай-ка», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Парочки», «Оцените». Кроме того, в интерфейсе приложения LearningApps.org используются инструменты «Голосование», «Чат», «Календарь», «Блокнот», «Доска объявлений» [3].

Рис. 2 Интерфейс приложения LearningApps.org (создание интерактивного модуля)

При создании интерактивного обучающего модуля средствами LearningApps.org первоначально определяется шаблон, на базе которого будет реализовываться содержательный компонент игрового упражнения. Последующими шагами определяются ключевые элементы: название приложения, постановка задачи, указания, элементы упражнения, обратная связь, система помощи. Данные действия выполняются в заданных окнах, в зависимости от выбранного шаблона. Количество настроек зависит, как от уровня сложности базового игрового модуля, так от конкретных пожеланий пользователя.

Рис. 3 Примеры логопедических интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org

Представленных модулей достаточно для решения различных логопедических задач при работе с детьми от 3-х лет с любыми речевыми нарушениями. Такая многофункциональность и гибкость приложения LearningApps.org позволяет легко включить его в практику любого детского специалиста. Разработанный игровой модуль можно установить и показать в предварительном просмотре, сохранить в личном кабинете для личного просмотра и распространения посредством персональной ссылки либо qr-кода, а также опубликовать в свободном доступе (Рис.4). Созданные интерактивные мультимедийные игры и упражнения можно дополнить примерами игр, опубликованных на сайте другими пользователями. Все интерактивные обучающие модули LearningApps.org можно рассортировать в личном кабинете по папкам (Рис.5). Такое наглядное расположение игр позволит не только оперативно находить необходимое упражнение, но и иметь полное представление о дидактическом оснащении по каждому направлению работы.

Рис. 4. Примеры qr-кодов с персональными ссылками на игровые интерактивные обучающие модули средствами LearningApps.org

Интерактивные обучающие модули, разработанные средствами LearningApps.org, могут использоваться в любых видах логопедической работы. В коррекционно-педагогической деятельности данные мультимедийные игры можно использовать как в диагностической работе, так и на занятиях по образовательным и коррекционным областям. Также данные игры применимы в рамках взаимодействия с другими детскими специалистами и даже в консультативно-методической работе с законными представителями и членами семей детей с нарушениями речи.

Рис. 5. Интерфейс личного кабинета LearningApps.org

Включение интерактивных мультимедийных игр, созданных посредством LearningApps.org в коррекционно-развивающую работу логопеда решают ряд задач общего развивающего профиля, способствую развитию детской любознательности, созданию у детей целостного представления об окружающем предметном, социальном, культурном и природном мире, о себе; формированию начальных знаний из разных областей (естествознание, история, техника, искусство и. т.д.). Кроме того игры на платформе LearningApps.org помогают развитию способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и опыт; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения договариваться; развитию мелкой моторики, мышления и речи; формированию элементарных представлений из области математики, предпосылок грамотности; развитию воображения и конструктивного мышления; самостоятельности в конструктивной и игровой деятельности; крупной и мелкой моторики; формированию навыков активного взаимодействия со сверстниками, умения не только индивидуально, но и совместно реализовывать различные замыслы, учитывать интересы и чувства других, сопереживать и сорадоваться, разрешать конфликты; умению подчиняться различным правилам и социальным нормам, различать реальную и условную ситуацию. Более того с помощью данных упражнений решаются задачи формирования представлений о цвете, форме, пространственных отношениях и. т.д.; умения выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; умения согласовывать замыслы и действия со сверстниками; формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества; развития ориентировки в пространстве, конструктивного мышления, воображения; формирования начальных знаний из области естествознания и ценностного отношения к миру природы [1; 2]. Таким образом, интерактивные обучающие модули LearningApps.org позволяют решать разнообразные задачи в рамках профессиональной деятельности логопеда.

Литература:

  1. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В., Бурачевская Н. И. Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 21–26.
  2. Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Сб. мат. VI Междунар. научн.-практ. конф. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 25.05.2017).
  3. Интерактивные обучающие модули // LearningApps — interactive learning modules. URL: http://learningapps.org/user/psi_log (дата обращения: 28.08.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, личной кабинет, модуль, нарушение речи, интерактивная игра, Интерфейс приложения, коррекционно-педагогическая деятельность, логопедическая практика.

Ключевые слова

дети с нарушениями речи, интерактивные игры, интерактивные обучающие модули, мультимедийные игры, треннинговые игры

Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи. «Звуковые ромашки».

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10

Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность

Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А...

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Посредством интерактивных компьютерных игр осуществляется визуализация акустических компонентов речи, которая обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к коррекционно-развивающей и образовательной.

Похожие статьи

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. Автор: Шушкова Галина Николаевна.

С помощью данного пособия можно провести много дидактических игр, на развитие различных сторон речи. «Звуковые ромашки».

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в работе с детьми с нарушениями речи.

В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10

Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность

Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А...

Разработка и использование авторских многофункциональных...

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета. С названными словами проводятся игры на развитие лексико-грамматической стороны речи «Назови ласково», «Большой-маленький», «Отгадай слово» и т. д. «Рассели жильцов».

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых...

Закрепление приемов работы в играх и упражнениях по развитию речи.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности необходимо установить взаимосвязь

Предполагаемые результаты нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений.

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают...

Информационно-коммуникативные технологии как средство...

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.

Использование метода проекта в коррекционно-развивающей...

Проектная деятельность в организации коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками, имеющими нарушения речи может использоваться педагогом и с другими

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект

Формирование произносительной стороны речи посредством...

Посредством интерактивных компьютерных игр осуществляется визуализация акустических компонентов речи, которая обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к коррекционно-развивающей и образовательной.

Задать вопрос