Автор: Боголюб Людмила Викторовна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.12.2016

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Боголюб Л. В. Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 16-19. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1764/ (дата обращения: 19.02.2018).



В статье рассматривается процесс обеспечения психологического здоровья дошкольников как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях.

Ключевые слова:психологическое здоровье, психологическая диагностика, профилактика, психологическая коррекция, консультирование

Современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными, поскольку они очень часто приводят к росту психологических, психических и физических нарушений у детей. Одним из возможных психотравмирующих факторов является быстрота трансформации социальной ситуации (особенно это касается изменения социального статуса и благосостояния людей). Негативно влияют на здоровье ребенка и громадные нагрузки как следствие очень популярного в наше время раннего обучения дошкольников. Ещё один фактор — возрастающий и разнообразный информационный поток, в котором находятся дети. У современных детей изменились внешние формы активности, такие, как сюжетно-ролевая игра (она заметно потускнела), распались многие социокультурные механизмы, задававшие специфику детства (многопоколенная и многодетная семья, разновозрастное сообщество ребят во дворе дома). В результате мы всё чаще наблюдаем ребёнка с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме.

Вместе с тем, одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая невозможна при отсутствии его психологического здоровья. В этой связи, в целях сохранения психологического здоровья, в современных условиях возникла острая необходимость эффективной организации психологического сопровождения всего педагогического процесса в детском саду.

По определению И. В. Дубровиной психологическое здоровье включает аспекты, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье описывается психологами как система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. При этом аксиологический компонент включает ценности собственного «Я» человека и ценности «Я» других людей. Ему соответствует как полное принятие самого себя, так и принятие других людей. Инструментальный компонент предполагает, что человек владеет рефлексией как средством познания. Ему соответствует понимание и описание своих эмоциональных состояний и состояний других людей, свободное и открытое проявление чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент предполагает наличие у человека потребности в саморазвитии. Ему соответствует то, что человек является субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности и развития. Все три компонента психологического здоровья находятся в динамическом взаимодействии, взаимно обуславливая друг друга.

Процесс сохранения психологического здоровья как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях можно представить следующими этапами: диагностику, определение детей группы риска, групповую психопрофилактическую и индивидуальную коррекционную работу, заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий, а также консультирование педагогов и родителей. При этом положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка взрослые — педагоги и родители, с которыми тесно взаимодействуетпедагог-психолог.

Диагностика проводится ежегодно, во второй половине сентября, когда адаптация после летнего отдыха закончена. Прямых диагностических методик, направленных на изучение психологического здоровья, пока нет. Поэтому приходится обращаться к косвенным методам. В качестве показателя, свидетельствующего о наличии нарушений психологического здоровья, можно использовать повышение тревожности, нарушение адаптации к детскому саду, агрессивное поведение, наличие страхов. Педагог-психолог проводит несколько простых диагностических методик: проективная методика диагностики тревожности (модификация методики Амен, Дорки, Тэммл), проективные рисуночные диагностики, методика определения благополучия ребёнка в детском саду и методика наблюдения за детьми. Группу особого внимания составляют дети с выраженной дезадаптацией к детскому саду, проявляющие резко повышенную тревожность, защитную, демонстративную или деструктивную агрессивность. Результаты диагностики доводятся до сведения педагогов и родителей и являются предметом обсуждения при их консультировании.

В рамках развивающего направления сопровождения воспитанников, начиная со среднего возраста, мы занимаемся по разработанной нами программе, которая называется «Мой мир». Программа имеет одновременно и профилактическую направленность, так как основной её целью является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, их личностного роста через развитие эмоционально — личностной сферы и социальных умений. Важной особенностью содержания программы «Мой мир» является тесная связь с реальной жизнью ребёнка, его социальным и эмоциональным опытом. Основные виды деятельности ребёнка — игра, изобразительная и театрализованная деятельность, являются составляющей частью занятий в рамках данной программы, которые проходят в форме тренинга. В основу программы взяты разработки О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушиной. Основные методические приёмы, используемые на занятиях: ролевые и психогимнастические игры; коммуникативные игры, обучающие умению сотрудничать; игры и задания, направленные на развитие произвольности, игры на развитие воображения. В программе используются приём терапевтической метафоры, групповое обсуждение различных чувств и рисунки на эти темы; упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные и визуально-кинестетические техники. Содержание образовательной программы состоит из нескольких разделов, которые можно условно разбить на три группы: «Кто Я?», «Мои чувства», «Мои отношения с другими». Содержание одних разделов помогает ребёнку получить представление о своём внешнем облике, узнать об отличительных особенностях других детей осознать свои характерные особенности и предпочтения. Помогает понять, что каждый, как и он уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе. Содержание других разделов помогает познакомить с основными эмоциональными состояниями, их внешними проявлениями и причинами и способами управления эмоциями. Знакомит детей с простыми способами выхода из конфликта, помогает понять необходимость соблюдения норм и правил поведения; знакомит со специальными приемами позитивного общения со сверстниками, поддержания хорошего настроения, способствует расширению словарного запаса для выражения своих чувств. Стиль ведения занятий эмоциональный и непринуждённый. Форма обращения педагога к детям в основном по схеме «взрослый-взрослый», но с учётом индивидуального подхода. На занятиях используются музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности. Очень удачно используются возможности интерактивной доски, с помощью которой включаются различные презентации, например, для показа и узнавания эмоциональных состояний; проведения игр (например, «Покажи такое-же настроение»). На занятиях широко используются стихи, загадки, сказки. Для наглядности — пиктограммы, альбомы с фотографиями детей в различных эмоциональных состояниях.

Параллельно продолжается работа с детьми, включенными в группу риска. Они проходят углубленную диагностику с целью выявления конкретного нарушения психологического здоровья. Далее с ними проводится коррекционная работа. Кроме того, обязательно дополнительное консультирование педагогов и родителей. В связи с этим коррекционно-развивающую работу с такими детьми можно считать составной частью и продолжением психологического консультирования. Это важно ещё и потому, что истоками нарушения психологического здоровья в дошкольном возрасте часто являются внутрисемейные конфликты, а развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к депривации потребностей в безопасности, в любви, к нарушению «эдипова развития».

Содержание психологической коррекции направлено на содействие развитию ребенка, т. е. не на ослабление или устранение негативного симптома или состояния, а на использование конструктивных возможностей ребёнка для усиления и мобилизации личностных свойств и его адаптивных способностей. Коррекционные методы носят игровой характер: арттерапевтические методы, метод сказкотерапии, телесно ориентированные, психодрама; психогимнастические и коммуникативные игры; игры и задания на развитие произвольности, воображения;эмоционально — символические, релаксационные методы; дыхательные, визуально — кинестетические техники. Они основаны на следующих принципах: искренний интерес к; безусловное принятие ребенка таким, какой он есть; формирование у него чувства безопасности, возможности свободно проявлять себя; постепенность коррекционного процесса, следование темпу, задаваемому ребенком. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога, где имеется как специальное оборудование — стол для песочной терапии, мягкие модули, коврики, сенсорное оборудование, так и определенным образом подобранные игрушки и дидактический материал: из реальной жизни (машины, лодки, куклы и т. п.), для отреагирования агрессии, для творческого самовыражения.

С родителями детей, имеющих нарушения психологического здоровья, педагог-психолог проводит консультативную беседу. Её можно условно разделить на четыре части:введение в проблему, анализ проблемы, выявление причин нарушения психологического здоровья и «решение проблемы», основанное на понимании и принятии родителем того факта, что его ребенку нужна особая «психологическая диета», организовать которую может только любящий родитель. Но в самом начале «решения проблемы», независимо от её проявления, родителей нацеливаем на повышение уровня психологического здоровья ребёнка в целом. Ихвоздействия должны содействовать формированию у ребенка: а) умения любить себя и других людей; б) личностной рефлексии; в) потребности в саморазвитии. Очень важно донести до родителей необходимость демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, т. е. любовь не за что-то или при определенных условиях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. Умение понимать свои чувства и чувства других людей, причины и последствия своего поведения — личностную рефлексию можно развивать при чтении сказок, обращая внимание на чувства их героев. При рассматривании иллюстраций можно порассуждать, что чувствует тот или иной персонаж. Родители ребёнка подводят его к осознанию того, что непонимание людьми чувств друг друга может привести к конфликту.Педагогу-психологу важно донести до родителей: главное — чтобы их ребенок стремился стать лучше. Чтобы он стремился лучше общаться, помогать по дому, заботиться о близких, учиться, познавать новое и т. п. Только после такого неспецифического воздействия на ребёнка со стороны родителей можно переходить к «психологической диете», которая соответствует конкретному нарушению психологического здоровья ребенка, и воздействие на него носит специфический характер. Так, родителей детей с защитной агрессивностью убеждаем полностью исключить физические наказания, которые служат ребенку образцом для подражания. Рекомендуем исключить просмотр различного рода «ужастиков» или соответствующие компьютерные игры, в которых ребёнок может отождествлять себя с агрессивным героем. Советуем им чаще прибегать к телесному общению с ребенком, например, перед сном, поглаживать тело ребенка: головку, ручки, ножки. Предлагаем обоюдный игровой массаж («рельсы-рельсы…», «испечём пирог», и т. д.). С родителями, дети которых испытывают страхи, говорим о необходимости соблюдения режима дня ребёнка, акцентируя внимание на недопустимости его перевозбуждения перед сном. Также советуем ограничить просмотр боевиков и страшных мультфильмов, заменив их сказками с благополучным концом. Акцентируем внимание родителей на недопустимости обсуждения опасных ситуаций в присутствии ребенка. Если ребенок рассказал им о страшном сне, советуем предложить ребёнку нарисовать его. Родители должны знать: нельзя стыдить ребёнка за его страхи. Страхи — это этап, через который проходит любой человек, пройдет время, а вместе с ними страхи. Причиной деструктивной агрессивности является гиперопека или сверхконтроль воспитывающих взрослых. В подобных ситуациях главное — предоставление ребенку самостоятельности. Важно, чтобы ребенок ещё и имел определенные обязанности, например убирать постель, поливать цветок.Дети с демонстративной агрессивностью внутренне одиноки. До их родителей труднее всего «достучаться». Возможно, они и любят ребенка, но не умеют проявить свою любовь или же заняты решением собственных проблем. Педагог-психолог старается переключить таких родителей на проблему, имеющуюся у ребёнка, показать важность своевременной помощи ему, необходимость первостепенного и активного участия родителей в этой помощи с учетом рекомендаций педагога-психолога. Но всё-таки, консультирование родителей детей, перенесших травму потери, считаем наиболее сложным. Особенно это касается случаев смерти близких людей. Здесь мы имеем дело не только с психологической травмой ребёнка, но и с психологической травмой того, кого консультируем — его родителя. Здесь важно, чтобы ребёнок имел хорошие эмоциональные контакты с близкими. Вместе с тем, предостерегаем родителя от ошибочного шага: не смотря ни на что, не надо впадать в неадекватную жалость к ребенку, сопровождающуюся излишней опекой, не «заражать» его своим депрессивным настроением.

Работу с педагогами также начинаем с введения их в проблему сохранения психологического здоровья воспитанников, ориентируя их на важность организации благоприятного психологического климата в группе детского сада. Обязательно знакомим с результатами диагностики. Для организации эффективного общения с детьми группы риска используем описанную выше «психологическую диету», учитывая специфику педагогического воздействия воспитателя, влияния детского коллектива.

В данной статье мы не конкретизируем другие формы профилактики нарушений психологического здоровья воспитанников детского сада, такие как вовлечение родителей в жизнь группы детского сада, их участие в различных мероприятиях, проводимых в детском саду, а также не рассматриваем различную наглядную информацию профилактической направленности. Всё это, конечно, является необходимым дополнением, приводящим к успеху в деле сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, которое является первостепенной основой развития личности дошкольника, его социализации.

Литература:

  1. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Сфера, 1998.
  2. Хухлаева О. В., Хухлаев О.Е, Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2012.
  3. Хухлаева О. В. «Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников»: Академия; Москва; 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): психологического здоровья, психологического здоровья воспитанников, нарушения психологического здоровья, сохранения психологического здоровья, нарушений психологического здоровья, психологического здоровья дошкольников, укрепления психологического здоровья, детском саду, психологического здоровья ребёнка, обеспечения психологического здоровья, психологического здоровья ребенка, компонента психологического здоровья, изучение психологического здоровья, определенных психолого-педагогических условиях, целях сохранения психологического, наличии нарушений психологического, Процесс сохранения психологического, организации психологического сопровождения, истоками нарушения психологического, конкретного нарушения психологического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос