Как сохранить психологическое здоровье дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (122) сентябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.09.2016

Статья просмотрена: 559 раз

Библиографическое описание:

Букреева Е. А., Долгих С. П. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 433-436. — URL https://moluch.ru/archive/122/33798/ (дата обращения: 14.12.2018).



Ребёнок рождается на свет со своими «особыми» врождёнными качествами. Сюда можно отнести тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генетическим набором. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда — факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов и знаковых систем. Он его не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребёнка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. [3, с. 7] Получается, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья является весьма актуальной.

Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. В этот период начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения в социуме. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.

Термины «психическое здоровье» и «психологическое» следует различать. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Какой человек является психологически здоровым? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.

Психологическое здоровье детей, безусловно, имеет свои особенности. Его условно разделяют на три уровня: креативный, адаптивный и дезадаптивный.

– Креативный — самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.

– Адаптивный — средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.

– Дезадаптированный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.

Различают следующие факторы риска психологического здоровья детей: средовые (окружающая среда ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.

К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.

В задачи психологической поддержки входят:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию. [4, с. 14]

Система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  1. Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
  2. Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
  3. С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.

Ниже приведены несколько рекомендаций педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:

– Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;

– Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;

– Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;

– Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;

– В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;

– Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;

– Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

– Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;

– При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

– Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца — вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека, Л. С. Выготский — М.: Издательство «Смысл», 2005. — 1136с.
  2. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина — 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176с.
  3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
  4. Хухлаева, О. М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О. М. Хухлаева, И. М. Первушина,www.klex.ru/ewf.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, взрослый, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, педагог.


Похожие статьи

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском...

Ключевые слова:психологическое здоровье, психологическая диагностика, профилактика, психологическая коррекция, консультирование. Современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи:  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования необходимо сопровождать музыкой

Работа педагога-психолога в детском саду.

Организация и содержание психолого-педагогического...

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Психологическая диагностика бывает индивидуальной и групповой. При индивидуальной диагностике педагог-психолог решает...

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду.

Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:реализация в работе с детьми индивидуальных

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Создание условий для психического здоровья ребенка...

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа «Я«, т. е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей...

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

ребенок, Психологическая помощь, экстремальная ситуация, психологическая реабилитация детей, подросток, судебная психиатрия, психологическое состояние, психокоррекционная работа, Северная Осетия...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском...

Ключевые слова:психологическое здоровье, психологическая диагностика, профилактика, психологическая коррекция, консультирование. Современные условия жизни, как взрослых, так и детей можно считать стрессогенными...

Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»...

Основная цель — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи:  повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования необходимо сопровождать музыкой

Работа педагога-психолога в детском саду.

Организация и содержание психолого-педагогического...

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Психологическая диагностика бывает индивидуальной и групповой. При индивидуальной диагностике педагог-психолог решает...

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду.

Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей...

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:реализация в работе с детьми индивидуальных

Психологическое просвещение подразумевает приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Создание условий для психического здоровья ребенка...

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа «Я«, т. е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей...

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

ребенок, Психологическая помощь, экстремальная ситуация, психологическая реабилитация детей, подросток, судебная психиатрия, психологическое состояние, психокоррекционная работа, Северная Осетия...

Психологическое сопровождение детей раннего возраста...

- психологическое обеспечение образовательных программ дошкольной образовательной организации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, а также педагогов [4].

Задать вопрос