Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 862 раза

Библиографическое описание:

Ковтун, Т. Ю. Создание условий для психического здоровья ребенка в условиях современного дошкольного образовательного учреждения / Т. Ю. Ковтун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 686-687. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10099/ (дата обращения: 19.04.2024).

В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подрастающего поколения. Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты: наличие позитивного образа «Я«, т. е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей; владение рефлексией, как средством познания себя; наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью ребенка от взрослого. Прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей. Так как неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность. Если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и «зарождается» способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что необходимо учитывать не только своё мнение, но и мнение другого.

Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается формирование его ориентации на других людей и их признание.

У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, в общении.

Каждый, родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

По результатам опросов родителей следует, что число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73–75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных.

По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10–20 % больше шансов самому стать счастливым [1].

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом создавать условия по профилактике нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся.

С целью укрепления психологического здоровья, создания условий для самоактуализации детей целесообразно осуществлять систему работы по оптимизации взаимоотношений в детской группе, эмоционального состояния детей, формированию у них позитивной «Я-концепции». Данная система включает в себя игро-, арт-, сказкотерапию, создание «ситуаций успеха» в различных видах деятельности (преимущественно игровой).

Игротерапия может состоять из различных видов игр: сюжетно-ролевой, режиссерской, подвижной, игры-драматизации. Именно в игре заложен основной потенциал возможностей творческого развития ребенка, освобождения от негативных эмоций. В совместных играх дети учатся взаимодействовать, сотрудничать. В играх-драматизациях. сюжетно-ролевых и режиссерских играх с целью освобождения детей от травмирующих их страхов обыгрываются ситуации, которые в реальной жизни вызвали бы страх. Целесообразно широкое использование сказочной игротерапин. Так, например, с целью оптимизации эмоционального состояния, преобразования деструктивного поведения в конструктивное можно обыграть с детьми сказку «Страна чувств».

Сказкотерапия может использоваться и как самостоятельный метод работы. В процессе сказкотерапии пробуждается и развивается преобразующая творческая активность детей. Система сказкотерапии включает в себя такие виды сказок, как художественные (авторские и народные), дидактические, психокоррекционные, медитативные, психотерапевтические.

В работе по укреплению психологического здоровья, созданию основы для самоактуализации детей целесообразно широкое внедрение арттерапии посредством музыки, рисования. Так, ребенок значительно освобождается от гнетущих мыслей и отрицательных эмоций, в безопасной для личности ситуации, отреагировав их на бумаге [2].

Итак, первостепенной задачей гуманизации воспитательно-образовательного процесса является укрепление психологического здоровья детей, создание условий, необходимых для их самоактуализации. Решить данную задачу можно лишь в сотрудничестве психолога, педагога и родителей, обладающих высокой психологической культурой и психологическим здоровьем.

Литература:

1.    Кривошапкина М. М., Ковтун Т. Ю. История развития детской психологии./ Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 4–5- апреля 2013, г. Якутск. — Киров: МЦНИП, 2013. — С.22–24.

2.    Легостаева Ю. И., Ковтун Т. Ю. Роль изобразительной деятельности на формирование размерных параметров и размерных отношений у старших дошкольников/ Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе / Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 4–5- апреля 2013, г. Якутск. — Киров: МЦНИП, 2013. — С.130–131

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, взрослый, психологическое здоровье детей, положительное отношение, родитель, самоактуализация детей, создание условий.


Похожие статьи

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям

Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

С родителями детей, имеющих нарушения психологического здоровья, педагог-психолог проводит консультативную беседу.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, детский сад, родитель, психологическое здоровье...

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования

Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности. Похожие статьи. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении...

Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание

[2, с.5] Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей...

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Похожие статьи

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям

Вместе с тем, имеются условия, оказывающие отрицательное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

С родителями детей, имеющих нарушения психологического здоровья, педагог-психолог проводит консультативную беседу.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, ребенок, детский сад, родитель, психологическое здоровье...

Роль воспитателей и родителей в обеспечении...

Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования

Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

психологическое здоровье, психологическая безопасность, мониторинг психологической безопасности. Похожие статьи. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении...

Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка. В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание

[2, с.5] Изучение состояния психолого-педагогической практики по воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей показало недостаточную степень...

Проблема сохранения эмоционального здоровья детей...

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки. Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Задать вопрос