К вопросу о сохранении психического здоровья детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 30.11.2015

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Фортова, Л. К. К вопросу о сохранении психического здоровья детей и подростков / Л. К. Фортова, Е. В. Усенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 1018-1020. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24022/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В данной статье авторы анализируют значение психического здоровья для несовершеннолетних и предлагают конкретные пути его укрепления.

Ключевые слова: здоровье, психическое здоровье, мотивация, личность, превенция.

 

Здоровье — это важнейшая витальная категория, характеризующая физическое, психическое и социальное благополучие человека. В контексте нашего исследования, мы анализируем психическое здоровье индивида, как состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, а также может противостоять жизненным проблемам и стрессам без ущерба для своей психики. Дети и подростки, находящиеся в условиях микросоциального конфликта в школе и дома, входят в группу риска по срыву процессов высшей нервной деятельности (ВНД) и попадания в когорту психически уязвимых страт населения. На наш взгляд, задача родителей и педагогов — позаботиться о состоянии эмоционального, физического, психического и социального благополучия ребенка. Сделать это можно только через познание личности растущего человека, его способностей, возможностей и принятие его таким, какой он есть.

Нам представляется, что в этом направлении большую помощь могут оказать труды А. Маслоу, в частности, его исследование мотивации личности. Мы разделяем постулат ученого в том, что мотивы бывают у человека в целом, а не у какой-то его отдельной части. Исходя из этого, родители и педагоги должны уделять внимание роли удовлетворения потребностей в формировании характера ребенка. В работе ученого доказано, что здоровым людям свойственны способность любить и быть любимыми, взаимная забота и ответственность, внутренняя гармония и гомеостаз, жизнерадостность. При возникновении у ребенка психической дисгармонии, наступает хаос и путаница иерархии мотивов и потребностей. Ребенок может уйти в себя, замкнуться, а длительная депрессия достаточно часто приводит к суициду. Схематическое представление Маслоу о психическом здоровье заключается в том, что он трактует здорового человека как счастливого, живущего в гармонии самим с собой, не ощущающего внутреннего разлада, при необходимости защищающегося, но первым ни на кого не нападающего.

Чрезвычайно важными утверждениями ученого, мы считаем его подход к классификации основных потребностей: физиологических, потребности в безопасности, потребности в заботе и любви, потребности в уважении, потребности в самодетерминации и самореализации. Мы убеждены, что человек погибает не только при нереализации первичных, но и при неудовлетворении вторичных потребностей. Учеба, как основной труд ребенка, его занятость тем видом деятельности, который приносит ему выработку эндорфинов, а следовательно, массу позитивных эмоций, являются важными средствами сохранения физического и психического здоровья.

Неумолимая статистика ВОЗ констатирует, что более 1 % населения Земли страдает шизофрений, а в 33 % случаев дебют этого заболевания приходится на подростковый возраст. Зададимся вопросом: отчего же происходит сшибка процессов ВНД в данном возрасте?

Как известно, пубертат — возрастной криз характеризуется перестройкой деятельности эндокринных желез и типичным метаморфозом, детерминированным изменением уровня половых гормонов подростков. Социальный статус подростка также претерпевает изменения. К нему предъявляются большие требования, в связи с обучением в старших классах или в связи с приобретением специальности. Меняется поведение подростков, возникают конфликты с родителями, учителями, появляются реакции протеста против опеки родителей, делаются попытки самоутвердиться в жизни. Подростки становятся крайне нетерпимы к замечаниям и советам. В следствии этого — в данный период могут возникать невротические и психопатические реакции, а также эндогенные заболевания.

На наш взгляд, превентивную работу необходимо начинать уже в пренатальный период, посещая на дому беременных женщин и объясняя им не только тактику поведения во время родов, но и дальнейшее сопровождение ребенка в плане охраны его психического здоровья. Лишенный эмоционального тепла и ласки, депривированный ребенок очень уязвим, особенно это касается отчуждения его самым близким человеком — матерью. Большую роль играют программы, направленные на укрепление психического здоровья детей в школах. Они включают профилактику дидактогенных неврозов, фрустрации, педагогической и социальной запущенности. Все мы индивидуальны, и задача родителей и педагогов сделать жизнь детей счастливой. Все институты воспитания и образования должны четко представлять себе, что мы в ответе за тех, кого учим и воспитываем. А это значит, что любой человек, независимо от особенностей внешности, способностей, возможностей должен найти свою социальную нишу в нашем непростом мире и реализоваться как личность. Кроме того, нам бы хотелось обратить внимание родителей и всех социальных структур, которые работают с несовершеннолетними о формировании и развитии у детей социального иммунитета и социальной закаленности. Это означает, что ребенок должен войти в жизнь, будучи готовым к преодолению тех непростых ситуаций, которые могут возникнуть на его жизненном пути и при этом он должен сказать «нет» всем деструктивным структурам, которые попытаются его вовлечь в различные формы девиантного и делинквентного поведения. Нравственная и социальная устойчивость — это залог не только успешной социализации, но и приоритетного направления профилактики психической дисгармонии и патологии.

 

Литература:

 

  1.                Маслоу Абрахам «Мотивация и личность». — 3-e изд. Пер. с англ. Издательство: СПб. С. 352.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, задача родителей, потребность, психическая дисгармония, ребенок.


Похожие статьи

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и

По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку».

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, педагог, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, взрослый.

Организация психологической помощи детям с отклонениями...

Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья.

с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

Вместе с тем, одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая

Но в самом начале «решения проблемы», независимо от её проявления, родителей нацеливаем на повышение уровня психологического здоровья ребёнка в целом.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Одной из приоритетных задач российского образования является забота о здоровье детей, уровень которого определяется многими факторами: наследственностью, состоянием здоровья родителей, социально-бытовыми условиями, климатической зоной проживания.

Создание условий для психического здоровья ребенка...

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей.

Решить данную задачу можно лишь в сотрудничестве психолога, педагога и родителей, обладающих...

Особенности психологического здоровья подростков...

Проблема психологического здоровья, которая вышла из проблемы психического

 Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в

Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского

Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или

Иногдакапризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии.В этом случае...

Влияние семейной депривации на формирование...

Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого.

Условия, при которых, может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть...

Похожие статьи

Влияние семьи на психологическое здоровье ребёнка

Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям необходимо уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и

По сути эти дети не получают удовлетворения в «базисной фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку».

Как сохранить психологическое здоровье дошкольников

психологическое здоровье, ребенок, психологическое здоровье детей, психологическая поддержка, психическое здоровье, педагог, индивидуальная коррекционная работа, детское учреждение, детский сад, взрослый.

Организация психологической помощи детям с отклонениями...

Психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

является показателем оптимальности его общего психического развития и психологического здоровья.

с детьми с дисгармоническим развитием (ранние дисгармонии) направлена на...

Психологическое здоровье современного ребёнка в детском саду

Вместе с тем, одной из важнейших задач дошкольного периода была и остаётся социализация ребёнка, которая

Но в самом начале «решения проблемы», независимо от её проявления, родителей нацеливаем на повышение уровня психологического здоровья ребёнка в целом.

Укрепление физического и психического здоровья детей...

Одной из приоритетных задач российского образования является забота о здоровье детей, уровень которого определяется многими факторами: наследственностью, состоянием здоровья родителей, социально-бытовыми условиями, климатической зоной проживания.

Создание условий для психического здоровья ребенка...

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей.

Решить данную задачу можно лишь в сотрудничестве психолога, педагога и родителей, обладающих...

Особенности психологического здоровья подростков...

Проблема психологического здоровья, которая вышла из проблемы психического

 Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в

Пахальян В. Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей...

Конспект беседы с родителями по теме: «Детские капризы...»

Задачи беседы: расширение представлений родителей о причинах негативного детского

Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или

Иногдакапризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии.В этом случае...

Влияние семейной депривации на формирование...

Еще более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого.

Условия, при которых, может возникнуть неудовлетворение основных психических потребностей ребенка, т. е. может возникнуть...

Задать вопрос