Особенности внедрения в практику физического развития детей дошкольного возраста хатха йоги (из опыта работы инструктора по физической культуры МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска Бурцевой Ирины Викторовны) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности внедрения в практику физического развития детей дошкольного возраста хатха йоги (из опыта работы инструктора по физической культуры МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска Бурцевой Ирины Викторовны) / Н. В. Гордиенко, М. Б. Гагиева, Д. А. Айрапетова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1514/ (дата обращения: 15.11.2024).



The article is devoted to the introduction of hat-ha yoga practice in work with children of preschool age instructor of physical culture of the kindergarten. The experience of the introduction of innovative health technologies MBOU DOE No. 12 «Kalinka» in the city of Pyatigorsk in Stavropol Krai.

Keywords: preschool educational institution, innovative activity, physical development, yoga

Дошкольное детство обоснованно считается периодом, который наиболее важен для формирования личности ребенка. Так как считается, что именно в данном возрасте у детей закладываются основы здоровья и физических качеств, которые в дальнейшей жизни необходимы для эффективного участия в различных формах двигательной активности. Двигательная активность детей это условие и, одновременно, стимулирующий фактор развития, социальной, психологической, интеллектуальной и других сфер жизнедеятельности.

Многие специалисты считают, что «хатха йога» это один из эффективных средств физического развития и воспитания дошкольников. Одной из важных проблем, которых ставит перед собой «хатха йога» является проблема развития подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц. Помимо этого «хатха йога» укрепляет здоровье суставов, содействует поддержанию хорошего самочувствия. «Хатха йога», адаптированная для детского организма, эффективна при систематических занятиях, данный факт обусловлен тем, что данный вид йоги способен восстанавливать защитные системы организма, кроме того «хатха йога» нормализует работу нервной системы, кровообращение и обмен веществ.

Особую роль при занятии данным видом йоги играет дыхательная гимнастика. Важность применения дыхательных гимнастики на занятиях йогой отмечают многие специалисты, обосновывая это тем, что правильное дыхание повышает функциональные возможности системы внешнего дыхания и организма в целом, снижает заболеваемости, а также для улучшает процессы речи и мышления.

Хатха йога — это система, которая основательно воспитывает у человека «здоровое тело» и «здоровую психику», используя упражнения релаксации, психотерапию, а также режим питания. Занимаясь йогой с детьми дошкольного возраста нельзя не сказать о том, что в условиях детского сада, а также с детьми данного возрастного периода невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть ее вполне доступна и для данной возрастной категории.

Необычность и выразительность данных поз, которых также называют асанами, вызывают у дошкольников стойкий интерес и желание выполнять их снова и снова. Превосходным стимулом для совершенства качества выполнения этих упражнений является их сложность. Ведь известно, что не каждый ребенок с первого занятия может выполнить предложенные ему позы «хатха йоги» и удерживать их продолжительное время [1; с.23].

Однако, стоит заметить, что систематические занятия приводят к тому, что уже через пару месяцев большинство детей хорошо справляются с этими упражнениями и при этом не теряют желания заниматься, а, наоборот, стремятся достичь новых положительных результатов. На занятиях йогой дети постоянно преодолевают трудности, расширяют границы своих возможностей, именно это и способствуют развитию в детях таких волевых качеств, как решительность, целеустремленность и уверенность в себе.

Существуют правила, которых обязательно надо придерживаться при изучении с детьми дошкольного возраста упражнений по йоге или асан:

– Большинство специалистов рекомендуют не заниматься йогой после еды, наиболее оптимальное время для данных упражнений считается через 1 час после приема пищи.

– Особое внимание уделяется и одежде: она должна быть облегченной, а ноги босыми.

– Асаны рекомендуется выполнять после дыхательных упражнений.

– «Хатха», как и другие виды физических упражнений, имеет свой комплекс упражнений. Он должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения лежа, затем — сидя.

– Как и при занятиях другими видами физических упражнений перед началом выполнения асан следует провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.

– Педагогу, который хочет научить детей овладеть асанами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей; начинать с простых упражнений и переходить к более сложным.

– При изучении комплекса «хатха йоги» необходим четкий показ упражнений инструктором по физической культуре.

– Важным показателем того, что дети правильно выполняют асаны является ощущение бодрости и хорошего настроения.

– Для того, чтобы получить оздоровительный эффект занятия с элементами «хатха йоги» должны проводиться систематически — не менее 2–3 раз в неделю.

– Педагоги практикующие йогу в детских садах рекомендуют включать асаны в утреннюю зарядку и зарядку после дневного сна, а также в физкультминутки.

– После выполнения комплекса упражнений «хатха йоги» необходимо в течение 2–3 минут проделать с детьми упражнения на расслабление.

– Не рекомендуется заниматься йогой с детьми, у которых имеются заболевания сердца, а также при высоком или пониженном артериальное давление [2; с.44].

Основной оздоровительной функцией асан является поддержание здорового состояния позвоночника. Йоги, как и педагоги, считают, что, сохраняя гибкость и силу позвоночного столба, занимающиеся сохраняют здоровье всего организма.

В ДОУ № 12 «Калинка» города Пятигорска инструктор физической культуры Бурцева Ирина Викторовна активно внедряет технологию «Хатха йога» в процесс физического развития дошкольников.

Не всегда отношение к данным приемам физического развития находило положительный отклик у родителей воспитанников. Однако, в сегодняшнем мире данная технология достаточно актуальна. Помимо этого ее внедрение в практику физического воспитания дошкольников демонстрирует динамические успехи.

Из интервью инструктора по физической культуры Бурцевой Ирины Викторовны:

  1. Расскажите о себе и о своей профессии. Кем вы работаете и как долго работаете в этой профессии? — «Меня зовут Бурцева Ирина Викторовна, я воспитатель и инструктор по физической культуре в детском саду № 12 «Калинка» города Пятигорск. В этом же детском саду сама и воспитывалась, правда, тогда он носили имя «Орленок». Когда в 1991 году детский сад переименовали, я перешла работать воспитателем-физруком. До этого 5 лет проработала воспитателем»
  2. Как долго вы практикуете занятие йогой с дошкольниками? — «С 1991 года, после того, как окончила курсы Московских физкультурников, где обучалась «хатха йоге», «пластике» и «психогимнастике».
  3. В начале вашей работы возникали ли у вас сложности в реализации данной программы? Если да, то какие? — «Самое главное надо было научиться правильно дышать самой, а потом научить и детей. В йоге самое главное первичный выдох, вторичный вдох, задержка дыхания и стойка».
  4. Довольны ли вы, что когда-то решили практиковать йогу на занятиях по физической культуре? — «Конечно, довольна. Дети меньше болеют, йога укрепляет верхние дыхательные пути и предупреждает болезни (упражнение «льва»), даже прекращает заболеваемость детей».
  5. О чём бы вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же квалификацию? — «Самой правильно «вникнуть» в йогу. Здесь главное правило «не навреди».
  6. Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области? — «Самое главное правило это быть всегда в прекрасном настроении, поддерживать свою физическую форму. Надо «зажечь» детей, привить им любовь к физической культуре».
  7. В чем основная специфика внедрения «хатха» йоги в физическом развитии детей дошкольного возраста? — «Знать возрастные особенности детей».
  8. Как родители ваших воспитанников относятся к такому виду занятий на физической культуре? — «Я практикую йогу как часть занятия по физическому развитию. В первое время, 25 лет назад, родители воспитанников относились с опаской и недоверием, но на сегодняшний день занятие йогой приветствуется среди родителей. Мне кажется это вызвано тем, что йога в современном мире интенсивно развивается, что вызвано ее положительным воздействием на здоровье человека».
  9. Расскажите о динамике физического развития детей с внедрением йоги. По каким показателям вы выявляете изменения физического состояния дошкольников? — «С внедрением йоги развиваются такие качества как гибкость, выносливость, дети стали меньше болеть. Особое влияние хатха йога оказывает на верхние дыхательные пути, вследствие этого дети меньше болеют ангиной».

Сравнительный анализ заболеваемости ангиной в МБОУ ДОУ № 12 «Калинка» г. Пятигорска представлен в графике.

Рис. 1. График заболеваемости дошкольников ангиной

Как показано на графике на период с 2010 года по 2014 год процент детей, которые заболели ангиной, снизился. Данный показатель в период с 2010 по 2014 года снизился:

– в младшей группе с 43 % до 31 %;

– в средней группе- с 45 % до29 %;

– в старшей группе с 39 % до 23 %;

– в подготовительной группе с 41 % до 25 %.

Важно отметить результаты практики работы с дошкольниками, которая показывает, что они с удовольствием выполняют статические позы «хатха йоги» и упражнения на релаксацию. Позы и упражнения йоги воздействуют на организм ребенка, укрепляя здоровье, формируя красивую фигуру, правильную осанку и энергичную походку, также улучшается координация движений, вырабатывается сила воли, выдержка и уверенность в себе.

Литература:

  1. Ильинская О., Казак О. Детская йога, — М.: Эксмо, 2011.
  2. Левшинов А. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья, — М.: АСТ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): йог, физическая культура, ребенок, детский сад, занятие йогой, упражнение, физическое развитие, DOE, дошкольный возраст, физическое развитие детей.

Похожие статьи

Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области

Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельнос...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников

В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добитьс...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Похожие статьи

Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области

Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельнос...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Опыт управления инновационным процессом в ДОУ по экологическому образованию дошкольников

В статье рассматриваются вопросы управления экологическим образованием детей в дошкольном образовательном учреждении, описывается модель управления экологическим образованием, которая позволила коллективу МБДОУ «Детский сад № 174» г.о. Самара добитьс...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Практические уроки здоровья как здоровьесберегающая технология организации образовательного процесса

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Физическое развитие» детей в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями разработана новая фор...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций

Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и мето...

Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада

В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад ...

Внедрение современных технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДОО

Данная тема раскрывает современные педагогические технологии, которые способствуют эффективному процессу воспитания и социализации детей в дошкольной организации. Статья адресована воспитателям дошкольных организаций, студентам педагогических колледж...

Задать вопрос