Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников
Авторы: Паршина Ирина Викторовна, Никулина Надежда Николаевна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.
Дата публикации: 16.08.2022
Статья просмотрена: 122 раза
Библиографическое описание:
Паршина, И. В. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников / И. В. Паршина, Н. Н. Никулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7538/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы описывают нетрадиционные технологии оздоровления детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, цигун-терапия, Су-Джок-терапия, хатха-йоги.
Одним из критериев эффективности работы образовательного учреждения является здоровье дошкольников. Это обусловлено тенденцией роста заболеваемости среди дошкольников. Согласно данным Министерства образования и науки лишь 12 процентов дошкольников поступают в детские сады практически здоровыми. Причины такой тенденции связаны:
- недостаточно высокий уровень знаний родителей по воспитанию здорового ребенка.
- неосведомленность родителей в вопросах значимости физического воспитания детей дошкольного возраста.
- излишняя гиперопека, желание одеть ребенка потеплее.
Как же помочь родителям укрепить здоровье детей? В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных технологий. С целью оздоровления детей мы в нашем детском саду используем технологии здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на укрепление здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует
воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность, и, самое главное улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.
Одним из направлений, которое мы используем для укрепления здоровья детей является цигун-терапия . Почему именно цигун? Общеизвестно, что Восток славится высокой продолжительностью жизни, позитивным отношением к жизни и внутренним спокойствием.
Выполняя гимнастику, ребенок учится концентрации внимания, становится более спокойным и уравновешенным, способен управлять своими эмоциями, что немаловажно в дальнейшей взрослой жизни, так как он научится переживать неудачи более стойко.
Цигуном можно заниматься с раннего возраста. Занятия проводятся на свежем воздухе. Это своего рода игра, способствующая снятию гиперактивности у детей и поддержанию физического здоровья.
Систематические и регулярные занятия цигуном помогают лучше усваивать материал на занятиях, дети более спокойные.
Заниматься лучше в утренние часы, хорошо проветрив помещение или непосредственно на улице. В жару лучше не заниматься. Одежда должна быть удобной, не сковывать движений. Наличие свежего воздуха очень важно, ведь именно в нем сосредотачивается живительная сила Ци.
Заниматься цигуном можно со всей группой детей одновременно, поставив их в круг и встав напротив. Очень важно правильно дышать.
Перед занятиями делаем массаж рук, потерев их друг о друга, таким образом, настраиваясь на положительный результат и в то же время успокаиваясь. Затем легко, не причиняя боли, стучим кулачками по всему телу, настраивая организм на занятия.
«Небо поднимаем» . Это упражнение выполняется первым и является базовым в технике цигуна. Направлено на укрепление всех функций организма. Ноги вместе, стоим прямо. Медленно поднимаем руки через стороны вверх, удерживаем на верху «невидимую сферу» и также медленно опускаем вниз.
«Луна». Упражнение направленно на укрепление иммунной системы. Стоим прямо, ноги на ширине плеч. Спину держим прямо, опускаем корпус вниз, голова и спина на одной линии. Руки внизу вдоль туловища. Руки выпрямлены в локтях. Медленно распрямляем спину. Затем поднимаем голову, руки в стороны над головой разводим в стороны и медленно опускаем.
«Танцующая змея». Укрепляет позвоночник, предотвращает появление сколиоза, формирует правильную осанку. Смотрим перед собой, шея прямая. Ладони скрестите у себя на затылке, оба локтя отведите назад, за свою шею. Чертим бедрами круг, сначала вправо, затем влево. При этом стопы не отрываются от пола, ноги в коленях не сгибаются.
Вторым направлением в работе по укреплению здоровья детей является Су-Джок-терапия . Беря в руки массажный мячик и прокатывая его между ладонями, ребенок массирует мышцы рук, что помогает стимулировать работу всех внутренних органов.
Надев кольцо на палец, дошкольник массажирует пальцы, и стопы до легкого покраснения пораженной части тела и ощущения тепла. Ручной массаж пальцев рук полезен для стимуляции работы головного мозга. Массаж стоп осуществляется после дневного сна хождением по массажным дорожкам, ребристым коврикам, ковриков с пуговицами.
Третий этап гимнастика хатха-йоги. Эта гимнастика доступна и понятна детям дошкольного возраста. В отличие от общепринятой эта гимнастика более чадящая, выполняется в спокойном темпе и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха-йога способствует профилактике сколиоза, простудных заболеваний, улучшению осанки. Выполняя упражнения, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Детям нравится представлять себя животным, деревом, птицей. Гимнастика пробуждает фантазию, воображение. Главная задача данной гимнастики укрепление здоровья детей. На подготовительном этапе учим детей самомассажу.
- Самомассаж шеи. Разминаем шею сначала правой рукой по круговой стрелке, затем левой.
- Самомассаж плечевых суставов. Правой рукой, слегка надавливая, растираем правое плечо по круговой стрелке, затем тоже самое с левым плечом.
- Самомассаж спины. Туловище слегка наклонено вперед. Правой рукой от крестца массажируем по часовой стрелке спину, сжав руки в кулак, стараясь достать как можно выше.
- Самомассаж коленных суставов. Сядьте на стул. Слегка нажимая, разотрите сначала правое колено, затем левое.
- Самомассаж ступней. Сядьте на стул. Правую ногу положите на бедро левой ноги. Помассируйте правую ступню, затем тоже самое проделайте с левой ступней. После освоения самомассажа можно переходить к комплексу упражнений с позами. Для поддержания интереса детей комплекс составляется по знакомой детям сказке. Важно начинать от простого к сложному. На освоение позы отводится минимум 2–3 недели.
Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.
Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.
Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.
После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.
Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одним из самых полезных. Хатха-йога гласит: «Освободи мускул, сила — в покое».
Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается лёгкая и приятная мышечная боль. Ощутив такую боль, скажите себе три раза: «Эта лёгкая приятная боль — моё здоровье». Установление такой положительной связи, один из «секретов» поз.
Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3–5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.
Нами был разработан план по применению вышеперечисленных нетрадиционных средств оздоровления дошкольников. Педагоги активно используют их в образовательной деятельности и в режимных моментах. Упражнения гимнастики Цигун проводим в утренние часы перед зарядкой и на прогулке. Самомассаж с помощью Су-Джок используем перед лепкой и рисованием, а также чтобы снять напряжение после занятий.
В организованной образовательной деятельности и в режимных моментах знакомим дошкольников с анатомией человеческого организма и особенностями воздействия на него средств нетрадиционных оздоровительных систем. Дошкольники знакомятся с упражнениями гимнастики Цигун, су-джок-массажа и узнают много интересного о влиянии этих упражнений на здоровье человека, а в дальнейшем осознанно применяют их на практике.
В достижении результатов оздоровления детей ведется совместная работа с родителями. С этой целью для них были проведены консультации, семинары-практикумы, презентации.
В процессе педагогических наблюдений выяснилось, что эффективность использования гимнастики Цигун, су-джок-массажа — велика. Она заключается в снижении уровня инфекционных заболеваний, улучшению работы органов дыхания, повышении сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, снятии психологического напряжения. Что является важным здоровьесберегающим фактором.
Литература:
1. Никитенко Ю. В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников с ослабленным здоровьем. Программа по физической культуре / Ю. В. Никитенко 2008. — 24с.
2. И — Шен Су-джок. Основные приемы самомассажа. Издательство: Вектор Год: 2007.-128 стр.
3. . Жигалева, А. Н. Современные здоровьесберегающшие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ — 2017. — № 8. С. 13–20.
4. Зенина, Е. А. Здоровьесберегающие технологии для старших дошкольников / Е. А. Зенина // Инструктор по физической культуре — 2018. — № 8. — С. 6–20.
5. Ничепай, О. Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду / О. Н. Ничепай // Вестник Орлеу — 2017. — № 2 (16). — С.73–77.. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu/viewer
6. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч № 3–1997.
Похожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Преимущества осознанных упражнений в фитнес-тренировках
В статье автор исследует современные тенденции в фитнес-индустрии, анализирует преимущества осознанных упражнений, которые востребованы сейчас во многих фитнес-программах.
Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.
Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы
В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.
Похожие статьи
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...
Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ
В статье освещены вопросы, о влиянии Арт- терапии на эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье ребенка. Арт — терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Преимущества осознанных упражнений в фитнес-тренировках
В статье автор исследует современные тенденции в фитнес-индустрии, анализирует преимущества осознанных упражнений, которые востребованы сейчас во многих фитнес-программах.
Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ
В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.
Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.
Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.
Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы
В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.