Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС
Авторы: Рыбаченко Алена Богдановна, Барба Марина Фёдоровна, Харсекина Екатерина Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 11.09.2016
Статья просмотрена: 7167 раз
Библиографическое описание:
Рыбаченко, А. Б. Занятие по развитию речи «Путешествие в лесную школу» в подготовительной речевой группе в соответствии с ФГОС / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1238/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель:
‒ расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи (образование относительных и притяжательных прилагательных); развитие смысловой стороны речи; совершенствование навыка составления и чтения слов.
‒ развитие общих речевых навыков, фонематического слуха, связной речи, мышления, памяти, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.
‒ воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование: проектор, карта, магнитофон, мяч, сюжетные картинки, корзина, макеты деревьев, игрушки: заяц, медведь, белка, поезд с вагончиками, голубая ткань-река, бревна с буквами, солнышки с лучиками.
Ход занятия:
Логопед: Ребята сегодня у нас не обычное занятие.
(На проекторе высвечивается письмо).
Логопед: Ребята нам пришло письмо, давайте прочитаем от кого (на проекторе).
Письмо от Старичка-лесовичка. Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Старичок-Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Затопило дорогу в лесную школу, и теперь лесные звери не могут в нее попасть. Пожалуйста помогите! Отправляю вам карту, которая поможет вам добраться до нас, будьте осторожны, на пути вам встретится много испытаний и трудностей. Старичок-Лесовичок. |
Логопед: ну что ребята поможем Лесовичку и лесным зверям добраться до школы? (да).
Тогда отправляемся в путь.
— Ребята, а какое сейчас у нас время года? (осень)
—Значит в какой лес мы с вами отправимся? (в осенний).
На каком транспорте можем отправиться в лес? (варианты детей)
Я предлагаю кое-что по интересней, мы отправимся в лес на поезде. Вы не против? (нет).
Давайте встанем все друг за другом и возьмемся за талии. (под музыку).
Дыхательная гимнастика (делаем глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговаривают звук: Ч-Ч-Ч).
Ну вот мы с вами и приехали. Слышите звуки леса? Пение птиц? (звучит музыка «звуки леса»).
Физминутка
В осеннем лесу.
Мы пришли в осенний лес Много здесь вокруг чудес! Справа берёзки стройные стоят Слева елочки на нас глядят На деревьях зеленеют листочки А в траве расцветают цветочки |
Дети ходят друг за другом. Хлопают в ладоши. Поднимают руки вверх, плавно отводят правую руку в сторону Плавно отводят в сторону левую руку. Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево. Приседают и выполняют упражнение (соединить округленные ладони с раздвинутыми пальцами) |
Беседа о осени
— Ребята, а что происходит осенью в природе (ответы детей).
—Ребята, а осень (какая?) (ласковая, веселая, чудесная, теплая, долгожданная, разноцветная)
Лес (какой?) (дремучий, густой, весенний, сказочный, волшебный).
Давайте откроем карту и посмотрим куда нам двигаться. На карте изображена зеленая поляна с корзиной. Ребята посмотрите внимательно вокруг, может здесь есть корзина.
- Задание Игра «ОТГАДАЙКА»
Логопед: Под деревом стоит корзинка, сейчас мы увидим, что в ней лежит?
А в ней лежат картинки. Но картинки не полные, изображена лишь часть предмета. Что нужно сделать? Ребята наверно лесные звери хотят с нами поиграть. Давайте отгадаем животных.
Дети выбираю картинки из корзинки сами. (сидя на ковре)
Пр: Я вижу кошачий хвост, значит это кошка.
Я вижу волчью голову, значит это волк
Я вижу заячьи уши, значит это заяц
Я вижу медвежье туловище, значит это медведь
Я вижу волчье туловище, значит это волк
Я вижу медвежью лапу, значит это медведь
Я вижу беличий хвост, значит это белка.
Я вижу барсучью голову, значит это барсук.
Я вижу совиную голову, значит это сова.
Я вижу оленью голову, значит это олень.
Я вижу лисье туловище, значит это лиса.
Логопед: Молодцы, думаю мы справились с заданием, давайте посмотрим на карту куда нам идти дальше.
Задание 2 Работа в группах
Логопед: давайте посмотрим куда же нам двигаться дальше. На карте изображены три дерева. Оглянитесь вокруг, кто-нибудь видит полянку с деревьями.
На экране появляется записка от Лесовичка
Ребята на полянке под каждым деревом сидят звери, они лето не ходили в лесную школу, и многое позабыли. Помогите пожалуйста каждому выполнить задания.
Логопед: ребята чтобы нам выполнить задания, мы с вами разделимся на три команды, у вас на бейджиках изображены картинки, у кого изображены зайчики пойдут помогать зайцу; у кого мишки — медведю; у кого белки- белочке.
ЗАДАНИЕ ЗАЙЦА «Раздели и рассели»
Помогите расселить героев в вагоны поезда, разделив каждое слово на слоги.
Если в слове один слог, поместите картинку в первый вагон, если два — во второй, три — в третий, четыре — в четвертый.
(на ковре лежат картинки, ребенок сам выбирает себе картинку, делит на слоги и расселяет в вагон).
ЗАДАНИЕ БЕЛКИ «Определи звук»
Определи первый и последний звук в словах
ЗАДАНИЕ МЕДВЕДЯ «Составь рассказ»
(на полу лежат игрушки, различные предметы, ребенок выбирает себе игрушку и составляет о ней рассказ, описывая ее).
Пример: Это заяц- мягкая игрушка. Он весь белый, пушистый, мягкий, очень красивый, длиннохвостый, длиннолапый, короткохвостый. Зайцы любят морковку. Они живут в лесу, весной меняют шубку с белой на серую. Заяц- дикое животное, трусливое.
Задание 3
Логопед: двигаемся дальше, смотрим карту, на карте изображена звуковая схема.
На проекторе появляется изображение лисы и волка и две звуковые схемы, дети должны соотнести схемы со словами.
Задание 4 Игры смячом «Придумай слово»
Логопед: ребята давайте с вами немного отдохнем.
Я вам буду говорить начало слова, а вы должны придумать конец
Пример: ра-кета
Су-мка
Игра «Исправь взрослого» (взрослый говорит предложения, неправильно произнося звуки, ребенок должен исправить его, произнести предложение правильно)
Саса купиа суску. (Саша купила сушку)
Ома поймал ыбу (Рома поймал рыбу)
Зеня поймала зука. (Женя поймала жука)
Шабака дает вапу (Собака дает лапу).
Мама посва в магазин за мовоженым (мама пошла в магазин за мороженым)
Папа поймау сюку (папа поймал щуку)
Коска водива котят (кошка родила котят)
На улице идет шнег (на улице снег)
Мы сково пойдем в сколу (мы скоро пойдем в школу).
Задание 5 «Переправа»
Логопед: ребята посмотрите на карту, мы уже почти пришли к лесной школе. Вот она та самая дорога, которую затопило, из-за которой звери не могут попасть в лесную школу. Что будем делать? Как нам попасть на другой берег? (варианты ответов детей)
Игра «Из чего какой?»
Если построить плот из дерева он будет деревянный
Мост из железа — железный
Плот из резины — резиновый
Лодку из пластмассы — пластмассовая
Нужно построить переправу, чтобы мы смогли перебраться на другой берег, а из чего? Посмотрите у нас лежат камушки, может быть из них построим дорожку?! На камушках что-то изображено. Что это? (буквы)
Давайте составим из этих букв слово и тогда мы сможем построить дорожку и перебраться на другой берег.
(Дети составляют из букв слово «осень», построив мост переправляются на другой берег)
На экране проектора появляется изображение Старичка- Лесовичка и лесной школы.
Спасибо вам ребята, за то, что построили переправу, и теперь лесные звери смогут попасть в школу. Я знаю, что вы тоже скоро пойдете первый раз в школу, я надеюсь, что вы будете хорошо учиться на одни пятерки. А за вашу помощь я хочу вас отблагодарить. (сундук с конфетами).
Логопед: ну а нам пора ребята возвращаться в детский сад, возвращаемся в наш поезд (дети встают друг за другом и так же под музыку).
РЕФЛЕКСИЯ.
Ребята на доске изображены три больших солнышка: веселое, нейтральное и грустное, но они без лучиков. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, возьмите по одному лучику и украсьте веселое солнышко; если вы считаете что у вас что-то не получилось, положите лучики к нейтральному солнышку; если вам занятие совсем не понравилось, было трудно украсьте лучиком грустное солнышко.
Литература:
- Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада.
- Жукова Н. С. Уроки правильной речи
- Краузе Е. Н. Практическая логопедия
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5–7 лет