Традиции семьи…
В них — мудрость наших предков.
Традиции семьи...
В них — времени печать.
Традиции семьи —
Прекрасное наследие.
Его мы будем детям завещать.
Стихи обретают свое звучание в осмыслении сути и предназначения семьи. Семья — это бесценный дар, самое дорогое сокровище человека. Она дарит уверенность и надежное плечо, рождает в душе ребенка незабываемые воспоминания. Эти светлые моменты, словно драгоценные нити, будут передаваться из поколения в поколение, согревая сердца будущих детей. Именно семья, этот благодатный источник яркого детства, становится школой житейской мудрости, где усваиваются вечные заповеди. В ее лоне зарождаются семейные традиции, сплетающие родных крепкими узами и делающие семью нерушимой.
Семейные традиции — это не просто уклад жизни, это душа дома, его неповторимая атмосфера. Именно они, наряду с ценностями и привычками, делают каждую семью уникальной. У кого-то традиции передаются из поколения в поколение, напоминая о предках, а у кого-то их пока нет.
Но зачем нужны традиции? Что они дают ребенку? Прежде всего, это чувство гордости за свою семью, незабываемые впечатления и ощущение стабильности.
Мы, педагоги, искренне желаем, чтобы каждая семья, доверяющая нам самое дорогое — своих детей, обладала своими уникальными традициями. А если их еще нет, мы стремимся помочь им зародиться. Ведь традиции дарят детям яркие, светлые воспоминания детства и помогают сохранить в семье теплые, добрые отношения.
Как же этого достичь? Мы нашли вдохновение в православном событии — Дне Казанской иконы Божией Матери . В духовно-нравственном развитии ребенка важны не только знания и информация, но и работа с чувствами. Задача педагога — не просто передать знания, а пробудить в ребенке способность чувствовать, развить нравственное чувствование, затронуть глубинные основы его души. Именно в этом и заключается истинная духовность, и именно здесь кроется главная сложность в работе педагога по духовно-нравственному воспитанию.
Педагогический проект «Единение семьи и духовные традиции в День Казанской иконы Божией Матери» посвящен глубокой связи праздника с семейными узами и сохранением традиций. Почитание Казанской иконы Божией Матери издревле символизировало сплочение русского народа перед лицом испытаний, в том числе для защиты Отечества. Как мудро заметил английский философ Фрэнсис Бэкон: «Любовь к Родине начинается с семьи».
В рамках нашего проекта мы активно привлекаем семьи, выступающие в качестве соработников в духовно-нравственном воспитании детей, используя формы работы, объединяющие детей и взрослых, родителей и педагогов в общем деле. Это позволяет им совместно проживать значимые события, направляя свои сердца к единой цели. Проект начинается с интерактивного родительского уголка в приемной. Здесь, с помощью буклетов, родители знакомятся с формами образовательной деятельности, в которых они могут стать партнерами воспитателя. Далее проводится консультация для родителей, где детально обсуждается содержание их совместной деятельности с педагогами.
Работа с детьми осуществляется в разнообразных организационно-педагогических формах, каждая из которых направлена на обогащение их представлений о семье, родственных связях и духовных ценностях.
Час любования — это время, когда дети младшего и среднего возраста погружаются в историю своей семьи. Час любования начинается с волшебного сюрприза. Приходит долгожданная посылка, а в ней — фотоальбом. На первой странице — трогательный снимок воспитателя в детстве, запечатленный рядом с мамой и папой. Вот мама ласково везет малышку в коляске, а вот они с папой на рыбалке, гордо демонстрируя пойманную огромную рыбу. Каждую фотографию воспитатель комментирует с теплотой, подавая детям пример того, как интересно и душевно можно рассказывать о себе. Перелистывая страницы, дети с восторгом узнают себя и своих близких. Воспитатель предлагает им поделиться историями о своих семьях. Внимательно слушая, он подчеркивает, как безгранична материнская любовь: в ласковых взглядах, нежных объятиях, в том, как мамы прижимают своих детей к сердцу. Рассматривая семейные фотоальбомы, дети учатся выделять родственников по старшинству, узнают о прошлом своих предков и формируют представление о своей родословной.
Такие теплые занятия способствуют укреплению связи между педагогом и детьми, создавая атмосферу доверия и открытости. В этой доброжелательной обстановке каждый ребенок с удовольствием делится историями о своих близких — маме, папе, братьях и сестрах. На последней странице фотоальбома дети увидели фотографию Казанской иконы Божьей Матери. Воспитатель спросила: «Ребята, вы знаете, кто это?"
Дети ответили: «Это тоже мама. Мама Мария. А это её сын Иисус».
Один из малышей добавил с детской непосредственностью: «Это же мама всех мам!»
Воспитатель: «Как вы думаете, она любит его?»
Дети: «Да!»
Воспитатель: «А как вы это поняли?»
Дети: «Она держит своего ребёнка на руках, прижимает к себе, оберегает его, чтобы он чувствовал мамину защиту».
Воспитатель: «Мы видим, какой у Марии заботливый и ласковый взгляд. А ваши мамы умеют так смотреть на вас?»
На часе рукотворчества малыши постигают важность внимания и общения с дальними родственниками. Перед началом этого важного этапа дети погрузились в социальную практику. Просматривая дома семейные альбомы, они открыли для себя целый мир родственных связей: помимо родителей, существуют бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди. Все они — часть их семьи, даже если их разделяют большие расстояния. Вдохновленные этим открытием, на занятии рукотворчества дети с удовольствием принялись за создание открыток. Эти теплые послания, адресованные родным к празднику Казанской иконы Божией Матери, призваны подарить им радость и напомнить о любви и заботе. Этот творческий процесс призван укрепить в детях чувство привязанности и внимания к своим близким.
Через видеогостиную дети осваивают ценность послушания. Просмотр советского мультфильма «Непослушный котенок» наглядно демонстрирует, почему важно слушаться старших и к каким неприятным последствиям может привести непослушание.
Литературный час приглашает нас в мир рассказа Инны Гамазковой «Волшебная семья», где истинная ценность послушания раскрывается через призму любви и уважения. История мальчика Пети — это яркое напоминание о том, что семья — это единый организм, где каждый важен. Когда Петя решил не слушаться маму, он невольно запустил цепную реакцию разрушения. В доме, некогда наполненным жизнью, стало плохо: нечего есть, грязно и темно, рыбке и жар-птице плохо, яблонька скоро завянет. Но в моменты отчаяния Петя осознал: его поступки влияют на всех. Он вернулся к своим обязанностям, и чудо произошло! Семья вновь стала крепкой и дружной, а в их доме воцарились свет, порядок и незыблемая гармония.
Литературный час «Что такое хорошо и что такое плохо» призван помочь детям развить понимание хороших и плохих поступков. В основе занятия лежит уже знакомое детям произведение В. Маяковского, которое органично вплетено в дидактическую игру. Используя иллюстрации по мотивам этого произведения, ребята рассуждали и с помощью фишек (красных и черных) определяли, какие поступки можно считать хорошими, а какие — плохими.
На музыкальном часе дети знакомятся с колыбельными — одной из древних традиций семейного воспитания. Предки верили в мистическую силу колыбельных, сочиняя для каждого младенца уникальную песню-оберег. Напевая ее, мать делилась с ребенком событиями дня, рассказывала о его будущем и мечтах.
Семейные гостиные открыли мамам сакральный смысл колыбельной. Это не просто песня для успокоения и сна ребенка, но и способ создать атмосферу безопасности и любви между родителями и малышом. Разучивая колыбельные, мамы вкладывали в них всю свою нежность, покачивая своих чад.
В рамках социальной практики «Семейные радости» дома дети активно вовлекаются в семейные традиции. Совместно с родителями они создают древо семьи, стенгазеты, где представляют свои уникальные семейные обычаи: празднование дней рождения и праздников, семейные трапезы, совместные игры, распределение семейных обязанностей, чтение сказок на ночь, а также рассказывают о любимых прогулках, походах и путешествиях.
В старшем дошкольном возрасте на литературном часе дети погружались в мир одной из самых почитаемых святынь — Казанской иконы Божией Матери. Им открылись удивительные предания и легенды, связанные с её обретением, а также важные исторические сведения. Ожившие страницы истории поведали о глубоком смысле праздника, о чудесном обретении иконы юной Матроной после страшного пожара и о той решающей роли, которую эта святыня сыграла в судьбе нашего Отечества. Особое внимание уделили неразрывной связи праздника с Днем народного единства. Детям показали, как вера и сплоченность разных народов помогали России преодолевать самые трудные времена, подобно тому, как в годы Смуты весь народ, во главе с Мининым и князем Дмитрием Пожарским, поднялся против врага и одержал победу.
Во время часа любования мы погрузились в созерцание Казанской иконы Божией Матери. На этом образе Пресвятая Дева предстает в глубокой задумчивости, а Младенец Иисус Христос, указывая на Нее рукой, словно призывает: «Молитесь Матери Моей, ибо Она — ваша заступница».
После этого на часе рукотворчества дети выкладывали оклад иконы разноцветными камнями, бисером и цветами.
В рамках культурной практики дети вместе с родителями посетили Храм в день празднования Казанской иконы Божией Матери и поделились своими впечатлениями.
Также как и в младших группах, дети вместе с родителями создавали семейные альбомы под названием «Моя семья — мои традиции», проводили увлекательные выставки семейных увлечений. Музыкальные часы наполнялись разучиванием народных игр, а на уютных семейных посиделках мамы щедро делились секретами приготовления национальных кулинарных шедевров.
Проект завершился по-настоящему душевным семейным фестивалем «Моя семья — мои традиции», который стал настоящим праздником единения для всех его участников. Сердцем фестиваля стали трогательные видеоролики «Мы разные — но мы едины». В них семьи воспитанников из Сербии, Казахстана, Армении и России с теплотой делились своими семейными традициями, любимыми праздниками, незабываемыми путешествиями и общими увлечениями. Особое место заняли истории о родственниках-героях, чью память почтили участники.
Главная цель фестиваля — помочь детям и родителям прочувствовать, что такое семья. Дети с увлечением делились историями о своих близких: с кем они живут, как зовут родных, чем любят заниматься вместе и какие семейные традиции чтят.
Дополняла эту галерею искренних моментов фотовыставка «Когда все дома», запечатлевшая тепло семейного единения за совместным делом. Праздничную атмосферу наполнили мелодии и танцы в исполнении семей в национальных костюмах, а завершилось всё щедрым угощением национальными блюдами.
На протяжении всего проекта педагоги и родители стремились вызвать у детей сильные эмоции, научить сопереживать и бережно относиться к истории своей семьи. Это способствовало формированию уважения к семейным ценностям и укреплению родственных связей.
Знакомство с праздниками «Казанской иконы Божией Матери» и «Днем народного единства» позволило детям прикоснуться к духовным традициям и осознать себя частью великого многонационального народа с богатой историей. Этот уникальный опыт подарил детям не просто знания, а живое чувство гордости и патриотизма, закладывая важнейшие нравственные ориентиры с самого раннего возраста.
Литература:
- Затямина Т. А. Православный календарь дошкольника: программа духовно-нравственного развития и воспитания детей от трех до семи лет в условиях дошкольной образовательной организации/ Т. А. Затямина. — Волгоград. Издательство ВГАПО, 2014–28 с.
- Затямина Т. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания от 3 и до 7 лет. Издание 2-е, дополненное и переработанное. /Т. А. Затямина — Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2018–28с.
- Затямина Т. А. Взаимодействие детского сада с семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, участника региональной сетевой площадки — Волгоград: Редакционно-издательский центр ГАУ ДПО «ВГАПО», 2019- 48с.

