Вид проекта :оздоровительный,образовательный
Сроки реализации проекта: учебный год
Возрастная категория : старший дошкольный возраст
Идея проекта Участие в проекте формирует у детей положительное отношение к окружающим, способствует накопление социального опыта.
Цель проекта Использование современных образовательных технологий как метода формирования личностных качеств ребенка, использование произведений литературы с целью коррекции поведения ребенка в деятельности, обеспечение психологического благополучия детей, развития интеллектуальной, эмоциональной и чувственной сферы.
Задачи проекта
- Создать условия для внедрения современных инновационных образовательных технологий.
- Повысить уровень социально-личностных компетенций детей.
- Развивать эмоциональную сферу детей в обстановке психологического комфорта путем стимулирования познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, стимулировать активное включение в деятельность.
- Повысить результативность педагогического процесса.
- Обогащать интеллектуальный опыт детей, продолжать обучать делать самостоятельные выводы. Обогащать чувственной и эмоциональный опыт детей.
Приоритетные направления
- Формирование социально-личностных компетенций.
- Образовательная позиция: «От ситуации интереса к ситуации успеха».
Адрес представления проекта : родительское собрание, педагогический совет, семинар — практикум.
Этапы реализации
- Подготовительный . Цель: анализ состояния вопроса
Содержание.
Анализ методических источников.
Подбор картотеки по теме
Разработка структуры проекта.
Подбор ресурсного обеспечения.
Планирование мероприятий по реализации проекта.
2. Внедренческий . Цель: моделирование процесса взаимодействия с целью реализации направления здоровьесбережения воспитанников
Содержание.
- В рамках тематического периода согласно годовой задаче МБДОУ перечислены ряд мероприятий по реализации краткосрочного проекта, результатом которого, является продукт проектной деятельности — мониторинг показателей диагностического инструментария
- Организация центра психологической разгрузки «Уголок уединения».
- Взаимодействие с семьями воспитанников — Консультация «Русская народная мудрость о воспитании»
- Транслирование продуктов проектной деятельности «Желайте себе и окружающим только добра!» является подтверждающими документами в реализации проекта — фото деятельности детей, рисунки, выставки детских работ
3. Заключительный . Цель: анализ результатов, внесение корректив, определение дальнейших приоритетов в вопросе образовательных здоровьесберегающих технологий.
Содержание.
— Сбор и оформление наглядной доказательной базы.
— Анализ показателей диагностического инструментария
— Структурирование и систематизация материалов проекта
— Составление справки-отчета (анализ выбранной модели взаимодействия с детьми и с семьями воспитанников)
— Представление результата проекта педагогической общественности МБДОУ
— Представление результата проекта родительской общественности данной возрастной группы.
— Консультация «Произведения Чуковского помогают закреплять у детей правила воспитанности»
— Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».
— Родительское собрание «На пороге нового социального статуса.
Ожидаемые результаты
— индивидуальный подход к каждому воспитаннику,
— формирование у детей образовательных здоровьесберегающих компетенций;
— формирование у детей образовательных социально-личностных компетенций;
— радость от общения, эмоциональное удовлетворение;
— родители — активные участники воспитательно-образовательного процесса;
— повышение педагогической культуры родителей;
— преемственность, согласованность действий;
— родители в практической деятельности с детьми сами могут определить уровень личностных нравственных качеств на этапе завершения дошкольного обучения.
1. Краткая аннотация проекта.
Здоровый ребенок — успешный ребенок: у него все получается, он всем интересуется. Он подвижен и имеет хороший аппетит. У него нет проблем в общении со сверстниками и взрослыми, он позитивно относится к любой деятельности и не ссылается на усталость, если что — то не получается.
Здоровый ребенок — это не только каждодневное посещение дошкольного учреждения без болезней. У здорового ребенка наблюдается благополучие физического, психического, нравственного и социального состояния. Такой ребенок активно познает окружающий мир природы и социума, может управлять собой и проявлять волю, уважает и соблюдает общепринятые нормы поведения, осознает и сохраняет духовные и общечеловеческие ценности.
Но сейчас, в силу разнообразных причин, наблюдается ухудшение здоровья детей. Уровень благосостояния семьи, питание, экология и различные стрессовые ситуации. Это диктует необходимость в обеспечении педагогического процесса комплексом здоровье сберегающих технологий, в том числе и инновационных, технологий, направленных на бережное отношение всех участников воспитательно — образовательного процесса к здоровью воспитанников, которые диктуют сохранение, физического и психического здоровья. Предъявляются высокие требования к профессиональному уровню умений самого педагога, его показателей самообразования, умения реализовать свои компетенции в организации пространственной среды, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми, их семьями. А главное, к обеспечению качества образования воспитанников в условиях стимулирования и укрепления здоровья ребенка, не только в физическом, но и в психологическом плане.
Здоровьесберегающие технологии как система мероприятий осуществляется в процессе взаимодействия: ребенок — педагог — родитель.
На ряду, с физкультурно-оздоровительными приемами, используются различные методы и приемы, направленные на коррекцию поведения дошкольника: агрессия, гиперактивность, застенчивость и т. д.
Многолетний опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что произведения литературы как часть образовательной здоровьесберегающей технологии в обеспечении социального здоровья и психологического благополучия детей повышают результативность воспитательно — образовательного процесса. Позволяют сформировать полезные привычки бережного отношения к книгам и вещам. Полезную привычку доводить до конца начатое дело, что позволяет анализировать и регламентировать свою деятельность. Полезную привычку содержать в чистоте свое рабочее место, одежду, обувь. Произведения литературы вызывают у детей интерес, вызывают эмоциональную отзывчивость и позволяют воспитывать такие качества как уважение, честность, скромность, вежливость, дружбу, словом — воспитанность и нравственность, формируют культуру поведения. [1, 3]
Составляющие технологии регуляции поведения:
- культура: общение, деятельность, культурно-гигиенические навыки;
- произведения литературы, сказкотерапия: чтение «Полезные сказки», «Мудрые сказки», «Добрые сказки». Рассказывание «Давайте представим» и придумывание (психо-коррекционные сказки) «Нехочуха», «Капризуля», «Вреднуля» и др. Обсуждение «Давайте подумаем», «Давайте представим», «Как можно это исправить?» [5, 6]
- Игротерапия: эмоции, этюды, самовыражение, коммуникативные игры, психогимнастика, игровые тренинги, игры, направленные на развитие психических процессов, драматизация.
2. Актуальность проекта.
Речевые проблемы ребенка зачастую сопровождаются с проблемами в физическом, психическом, социально — личностным развитием.
Нарушение моторных функций, координации, утомляемость, отставание от сверстников в физических показателях, напряжение в ситуации что — то не получается, неудовлетворенность своими успехами, некоторая зависимость от других, нередко вызывает у детей агрессию и переоценку своих возможностей. Все это ведет к спонтанности поведения, эмоциональной возбудимости. В результате у ребенка возникает паника, он не знает, как себя вести, или, наоборот, стесняется заявить о себе, демонстрирует при этом свою неуверенность.
Наряду с физкультурно-оздоровительными технологиями необходимо выделить технологии коррекции поведения, направленных на обеспечение физического и психологического благополучия дошкольников. Использование литературы (пример ситуативных пословиц и поговорок) в различных режимных моментах, чтение художественной литературы несут в себе мощный воспитательный заряд. Помогают детям обогатить и даже приобрести опыт поведения в ситуации, продемонстрировать свой положительный опыт. Такие технологии повышают социально — личностные показатели в формировании компетенций детей, во взаимодействии друг с другом и взрослыми. Помогают проявлять детям уверенность в общении, помогают снять эмоциональное напряжение, избавиться от страхов. Самому регулировать свое поведение, проводить самоанализ своих действий, формируют лидерские качества — итогом такой деятельности является воспитание нравственных качеств личности, воспитание культуры поведения [2,4]
Это направление является приоритетным и в области образовательной политики Российского общества.
Президент Российской Федерации В. В. Путин издал Указ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно — нравственных ценностей». К таковым относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству… крепкая семья, созидательный труд… милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества…».
3. Механизмы реализации проекта
Традиции группы: «Утренний круг», «Мы вместе — Вечерний круг», «Здоровей-ка», «Читалочка».
Сентябрь.
- РППС — организация уголка уединения: свободное общение, коммуникативные игры, психокоррекционные сказки, этюды и чтение, рассказывание и обсуждение.
- Подбор картотеки по направлению коррекции поведения
Октябрь.
- Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании».
- ОД «Доброе дело живёт долго»
- Конкурс методических разработок «Ступеньки к красоте души»
Ноябрь.
Психокоррекционная сказка «Нехочуха».
Декабрь.
Акция «Елочка — зеленая иголочка».
Январь.
- Конкурс чтецов «В кругу друзей».
- «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.
- Акция «Покормите птиц зимой».
- День «Спасибо».
Февраль.
«Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.
Март.
- Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».
- «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.
Апрель.
- Консультация «Произведения художественной литературы помогают закреплять у детей правила воспитанности»
- «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.
Май.
Родительское собрание «На пороге нового социального статуса.
Представление результата проекта родительской общественности данной возрастной группы.
Диагностический инструментарий.
1) Отношение к другим. Показатели деятельности:
— с интересом, приветливо общается с другими, может рассказать что-то и увлечь своим рассказом, самостоятелен в своих выводах;
— приветливо общается с другими, владеет своими эмоциями, самостоятельно управляет ними, не проявляет лидерских качеств;
— участвует в разговоре со стороны пассивного слушателя, не проявляет эмоций;
— кратковременно вступает в разговор напористо, перебивает, предвзято делает выводы, показывает свое превосходство, хвастается;
— избегает общения, замкнут, находит другое занятие.
2)Деятельность в группе. Показатели деятельности:
— с удовольствием включается в совместную деятельность, может взять на себя роль руководителя;
— активно включается в совместную деятельность, самостоятельно свое место в деятельности;
— участвует в предложенной деятельности, временно увлекается;
— находит любой повод для пассивного участия, отводит себе роль зрителя «со стороны»;
— участвует по настоятельной рекомендации взрослых.
3)Коррекция поведения. Показатели деятельности:
— делает самостоятельно выводы, свободно определяет характер поступков, их правильность, устанавливает цепочку событий, использует в своей речи поучительные «напоминалки», умеет спрогнозировать результат, коррекцию поведения, активно использует в своей речи, например: «Умей обождать», «Тайное всегда становится явным» и др.
— делает самостоятельно выводы, определяет характер поступков, устанавливает цепочку событий, умеет спрогнозировать результат, коррекцию поведения,
— делает выводы по наводящим вопросам
— вспоминает действие и героев по уточнениям взрослых, требующих неоднократного повторения, пассивен
— очень пассивен.
4. Вывод. Современные образовательные здоровьесберегающие технологии являются инновационной формой работы с дошкольниками в плане физического и психологического благополучия. Успешно реализуют задачи по формированию образовательных, здоровьесберегающих, социально — личностных компетенций детей. Формирует эмоциональную сферу детей в обстановке психологического комфорта путем стимулирование познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Технология актуальна, несет в себе развивающую направленность, является вспомогательным инструментом в обеспечении эффективности и качества образования.
Литература:
- Ананьева Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
- Кочанская И. Б. Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Микляева Н. В. Социально — нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляев, А. Г. Ахтян. — М.: Айрис-пресс, 2009. — («Дошкольное воспитание и развитие»).
- Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–8 лет / Авт.-сост. Н. В. Макарычева. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: АРКТИ 2013 (Растем гражданами и патриотами).
- Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

