Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проект «Желайте себе и окружающим только добра!»

Методическая копилка (конспекты, сценарии)
01.12.2025
Поделиться
Библиографическое описание
Жеребцова, И. П. Проект «Желайте себе и окружающим только добра!» / И. П. Жеребцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 11 (92). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/308/10596.


Вид проекта :оздоровительный,образовательный

Сроки реализации проекта: учебный год

Возрастная категория : старший дошкольный возраст

Идея проекта Участие в проекте формирует у детей положительное отношение к окружающим, способствует накопление социального опыта.

Цель проекта Использование современных образовательных технологий как метода формирования личностных качеств ребенка, использование произведений литературы с целью коррекции поведения ребенка в деятельности, обеспечение психологического благополучия детей, развития интеллектуальной, эмоциональной и чувственной сферы.

Задачи проекта

  1. Создать условия для внедрения современных инновационных образовательных технологий.
  2. Повысить уровень социально-личностных компетенций детей.
  3. Развивать эмоциональную сферу детей в обстановке психологического комфорта путем стимулирования познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей, стимулировать активное включение в деятельность.
  4. Повысить результативность педагогического процесса.
  5. Обогащать интеллектуальный опыт детей, продолжать обучать делать самостоятельные выводы. Обогащать чувственной и эмоциональный опыт детей.

Приоритетные направления

  1. Формирование социально-личностных компетенций.
  2. Образовательная позиция: «От ситуации интереса к ситуации успеха».

Адрес представления проекта : родительское собрание, педагогический совет, семинар — практикум.

Этапы реализации

  1. Подготовительный . Цель: анализ состояния вопроса

Содержание.

Анализ методических источников.

Подбор картотеки по теме

Разработка структуры проекта.

Подбор ресурсного обеспечения.

Планирование мероприятий по реализации проекта.

2. Внедренческий . Цель: моделирование процесса взаимодействия с целью реализации направления здоровьесбережения воспитанников

Содержание.

  1. В рамках тематического периода согласно годовой задаче МБДОУ перечислены ряд мероприятий по реализации краткосрочного проекта, результатом которого, является продукт проектной деятельности — мониторинг показателей диагностического инструментария
  2. Организация центра психологической разгрузки «Уголок уединения».
  3. Взаимодействие с семьями воспитанников — Консультация «Русская народная мудрость о воспитании»
  4. Транслирование продуктов проектной деятельности «Желайте себе и окружающим только добра!» является подтверждающими документами в реализации проекта — фото деятельности детей, рисунки, выставки детских работ

3. Заключительный . Цель: анализ результатов, внесение корректив, определение дальнейших приоритетов в вопросе образовательных здоровьесберегающих технологий.

Содержание.

— Сбор и оформление наглядной доказательной базы.

— Анализ показателей диагностического инструментария

— Структурирование и систематизация материалов проекта

— Составление справки-отчета (анализ выбранной модели взаимодействия с детьми и с семьями воспитанников)

— Представление результата проекта педагогической общественности МБДОУ

— Представление результата проекта родительской общественности данной возрастной группы.

— Консультация «Произведения Чуковского помогают закреплять у детей правила воспитанности»

— Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».

— Родительское собрание «На пороге нового социального статуса.

Ожидаемые результаты

— индивидуальный подход к каждому воспитаннику,

— формирование у детей образовательных здоровьесберегающих компетенций;

— формирование у детей образовательных социально-личностных компетенций;

— радость от общения, эмоциональное удовлетворение;

— родители — активные участники воспитательно-образовательного процесса;

— повышение педагогической культуры родителей;

— преемственность, согласованность действий;

— родители в практической деятельности с детьми сами могут определить уровень личностных нравственных качеств на этапе завершения дошкольного обучения.

1. Краткая аннотация проекта.

Здоровый ребенок — успешный ребенок: у него все получается, он всем интересуется. Он подвижен и имеет хороший аппетит. У него нет проблем в общении со сверстниками и взрослыми, он позитивно относится к любой деятельности и не ссылается на усталость, если что — то не получается.

Здоровый ребенок — это не только каждодневное посещение дошкольного учреждения без болезней. У здорового ребенка наблюдается благополучие физического, психического, нравственного и социального состояния. Такой ребенок активно познает окружающий мир природы и социума, может управлять собой и проявлять волю, уважает и соблюдает общепринятые нормы поведения, осознает и сохраняет духовные и общечеловеческие ценности.

Но сейчас, в силу разнообразных причин, наблюдается ухудшение здоровья детей. Уровень благосостояния семьи, питание, экология и различные стрессовые ситуации. Это диктует необходимость в обеспечении педагогического процесса комплексом здоровье сберегающих технологий, в том числе и инновационных, технологий, направленных на бережное отношение всех участников воспитательно — образовательного процесса к здоровью воспитанников, которые диктуют сохранение, физического и психического здоровья. Предъявляются высокие требования к профессиональному уровню умений самого педагога, его показателей самообразования, умения реализовать свои компетенции в организации пространственной среды, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми, их семьями. А главное, к обеспечению качества образования воспитанников в условиях стимулирования и укрепления здоровья ребенка, не только в физическом, но и в психологическом плане.

Здоровьесберегающие технологии как система мероприятий осуществляется в процессе взаимодействия: ребенок — педагог — родитель.

На ряду, с физкультурно-оздоровительными приемами, используются различные методы и приемы, направленные на коррекцию поведения дошкольника: агрессия, гиперактивность, застенчивость и т. д.

Многолетний опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста показывает, что произведения литературы как часть образовательной здоровьесберегающей технологии в обеспечении социального здоровья и психологического благополучия детей повышают результативность воспитательно — образовательного процесса. Позволяют сформировать полезные привычки бережного отношения к книгам и вещам. Полезную привычку доводить до конца начатое дело, что позволяет анализировать и регламентировать свою деятельность. Полезную привычку содержать в чистоте свое рабочее место, одежду, обувь. Произведения литературы вызывают у детей интерес, вызывают эмоциональную отзывчивость и позволяют воспитывать такие качества как уважение, честность, скромность, вежливость, дружбу, словом — воспитанность и нравственность, формируют культуру поведения. [1, 3]

Составляющие технологии регуляции поведения:

  1. культура: общение, деятельность, культурно-гигиенические навыки;
  2. произведения литературы, сказкотерапия: чтение «Полезные сказки», «Мудрые сказки», «Добрые сказки». Рассказывание «Давайте представим» и придумывание (психо-коррекционные сказки) «Нехочуха», «Капризуля», «Вреднуля» и др. Обсуждение «Давайте подумаем», «Давайте представим», «Как можно это исправить?» [5, 6]
  3. Игротерапия: эмоции, этюды, самовыражение, коммуникативные игры, психогимнастика, игровые тренинги, игры, направленные на развитие психических процессов, драматизация.

2. Актуальность проекта.

Речевые проблемы ребенка зачастую сопровождаются с проблемами в физическом, психическом, социально — личностным развитием.

Нарушение моторных функций, координации, утомляемость, отставание от сверстников в физических показателях, напряжение в ситуации что — то не получается, неудовлетворенность своими успехами, некоторая зависимость от других, нередко вызывает у детей агрессию и переоценку своих возможностей. Все это ведет к спонтанности поведения, эмоциональной возбудимости. В результате у ребенка возникает паника, он не знает, как себя вести, или, наоборот, стесняется заявить о себе, демонстрирует при этом свою неуверенность.

Наряду с физкультурно-оздоровительными технологиями необходимо выделить технологии коррекции поведения, направленных на обеспечение физического и психологического благополучия дошкольников. Использование литературы (пример ситуативных пословиц и поговорок) в различных режимных моментах, чтение художественной литературы несут в себе мощный воспитательный заряд. Помогают детям обогатить и даже приобрести опыт поведения в ситуации, продемонстрировать свой положительный опыт. Такие технологии повышают социально — личностные показатели в формировании компетенций детей, во взаимодействии друг с другом и взрослыми. Помогают проявлять детям уверенность в общении, помогают снять эмоциональное напряжение, избавиться от страхов. Самому регулировать свое поведение, проводить самоанализ своих действий, формируют лидерские качества — итогом такой деятельности является воспитание нравственных качеств личности, воспитание культуры поведения [2,4]

Это направление является приоритетным и в области образовательной политики Российского общества.

Президент Российской Федерации В. В. Путин издал Указ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно — нравственных ценностей». К таковым относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству… крепкая семья, созидательный труд… милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества…».

3. Механизмы реализации проекта

Традиции группы: «Утренний круг», «Мы вместе — Вечерний круг», «Здоровей-ка», «Читалочка».

Сентябрь.

  1. РППС — организация уголка уединения: свободное общение, коммуникативные игры, психокоррекционные сказки, этюды и чтение, рассказывание и обсуждение.
  2. Подбор картотеки по направлению коррекции поведения

Октябрь.

  1. Консультация для родителей «Русская народная мудрость о воспитании».
  2. ОД «Доброе дело живёт долго»
  3. Конкурс методических разработок «Ступеньки к красоте души»

Ноябрь.

Психокоррекционная сказка «Нехочуха».

Декабрь.

Акция «Елочка — зеленая иголочка».

Январь.

  1. Конкурс чтецов «В кругу друзей».
  2. «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.
  3. Акция «Покормите птиц зимой».
  4. День «Спасибо».

Февраль.

«Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.

Март.

  1. Родительское собрание «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей».
  2. «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.

Апрель.

  1. Консультация «Произведения художественной литературы помогают закреплять у детей правила воспитанности»
  2. «Читаем детям». Встречи в литературной гостиной.

Май.

Родительское собрание «На пороге нового социального статуса.

Представление результата проекта родительской общественности данной возрастной группы.

Диагностический инструментарий.

1) Отношение к другим. Показатели деятельности:

— с интересом, приветливо общается с другими, может рассказать что-то и увлечь своим рассказом, самостоятелен в своих выводах;

— приветливо общается с другими, владеет своими эмоциями, самостоятельно управляет ними, не проявляет лидерских качеств;

— участвует в разговоре со стороны пассивного слушателя, не проявляет эмоций;

— кратковременно вступает в разговор напористо, перебивает, предвзято делает выводы, показывает свое превосходство, хвастается;

— избегает общения, замкнут, находит другое занятие.

2)Деятельность в группе. Показатели деятельности:

— с удовольствием включается в совместную деятельность, может взять на себя роль руководителя;

— активно включается в совместную деятельность, самостоятельно свое место в деятельности;

— участвует в предложенной деятельности, временно увлекается;

— находит любой повод для пассивного участия, отводит себе роль зрителя «со стороны»;

— участвует по настоятельной рекомендации взрослых.

3)Коррекция поведения. Показатели деятельности:

— делает самостоятельно выводы, свободно определяет характер поступков, их правильность, устанавливает цепочку событий, использует в своей речи поучительные «напоминалки», умеет спрогнозировать результат, коррекцию поведения, активно использует в своей речи, например: «Умей обождать», «Тайное всегда становится явным» и др.

— делает самостоятельно выводы, определяет характер поступков, устанавливает цепочку событий, умеет спрогнозировать результат, коррекцию поведения,

— делает выводы по наводящим вопросам

— вспоминает действие и героев по уточнениям взрослых, требующих неоднократного повторения, пассивен

— очень пассивен.

4. Вывод. Современные образовательные здоровьесберегающие технологии являются инновационной формой работы с дошкольниками в плане физического и психологического благополучия. Успешно реализуют задачи по формированию образовательных, здоровьесберегающих, социально — личностных компетенций детей. Формирует эмоциональную сферу детей в обстановке психологического комфорта путем стимулирование познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Технология актуальна, несет в себе развивающую направленность, является вспомогательным инструментом в обеспечении эффективности и качества образования.

Литература:

  1. Ананьева Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.
  2. Кочанская И. Б. Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  3. Микляева Н. В. Социально — нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляев, А. Г. Ахтян. — М.: Айрис-пресс, 2009. — («Дошкольное воспитание и развитие»).
  4. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства. Коррекционно-развивающая программа для детей 5–8 лет / Авт.-сост. Н. В. Макарычева. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: АРКТИ 2013 (Растем гражданами и патриотами).
  5. Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный