Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.01.2024

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Воронченко, М. В. Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ / М. В. Воронченко, В. В. Константинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8923/ (дата обращения: 21.11.2024).



Основным принципом формирования нравственных представлений ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе. И начинается этот процесс в детском саду, где у детей развивают умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированными.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер.

Темперамент и характер у детей различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны. Другие — вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Актуальной и эффективной деятельностью, является Проектная деятельность. Она способствует развитию творческих, коммуникативных навыков, формированию нравственных качеств у детей, так как дети взаимодействуют друг с другом. В основе любого проекта лежит проблема и дети находят пути решения через разные виды деятельности, результаты обобщаются и объединяются в единое целое.

Одним из ярких проектов, на наш взгляд, был проект по нравственно-патриотическому воспитанию «В гостях у русской народной сказки». Наш проект состоял из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Свою работу над проектом мы начали с обсуждения и составления плана реализации проекта совместно с родителями. Для информирования родителей о теме проекта были разработаны буклеты «Сказка — путеводитель по жизни», проиллюстрируем это на рис. 1. и подобрана библиотечка с русскими народными сказками.Проводилось анкетирование родителей «Русские народные сказки в жизни ребенка», по результатам которого мы выявили, что дети знают мало русских сказок. В результате у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости, а так же у детей слабо развиты навыки сочувствия и сопереживания.

Буклет «Сказка — путеводитель по жизни»

Рис.1. Буклет «Сказка — путеводитель по жизни»

Сказки имеют большой психологический смысл и обладают большой привлекательностью и ценностью для ребенка. Дошкольный возраст можно назвать — возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Поэтому мы знакомили детей с русскими народными сказками, читая книги и просматривая мультфильмы «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»

В рамках реализации проекта была проведена акция «Подари книжку другу». Воспитанники нашей группы с незначительной помощью педагогов изготовили книжки и подарили их деткам из других групп, тем самым привлекли их внимание к замечательным русским народным сказкам.

Ребята с удовольствием принимали участие в непосредственно образовательной деятельности: раскрашивали иллюстрации: «Репку», «Платок для бабушки» по сказке «Маша и медведь», проиллюстрируем это на рис. 2.Старались вылепить некоторые детали для героев сказки «Колобок» (поясок, пуговицу, голову, глаза, хвостик и т.д).

Непосредственно образовательная деятельность: рисунки «Платок для бабушки» по сказке «Маша и медведь»

Рис. 2. Непосредственно образовательная деятельность: рисунки «Платок для бабушки» по сказке «Маша и медведь»

Мы совместно с детьми создали коллективную аппликацию по русской народной сказке «Маша и медведь», которая долго украшала нашу группу.

Не обошлось и без конструктивной деятельности, на которой ребята с помощью крупного конструктора соорудили Теремок и заселяли в него героев одноименной сказки.

Так жеактивное участие принимали воспитанники и в подвижных играх: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит» и другие.

Наше знакомство со сказками проходило и через их рассказывания с использованием разных видов театра: «Настольный театр», «Театр — телевизор», «Театр шапочек», «Театр живой руки». Проиллюстрируем это на рис. 3.

Использование разных видов театра

Рис. 3. Использование разных видов театра

Не мало внимания было уделено вопросам безопасности поведения и дома, и на улице, ведь если вспомнить, то в знакомых сказках, много подобных ситуаций, где герои попадали в беду по различным причинам: например, «Гуси-лебеди» — нельзя оставаться на улице одному, это опасно. В сказке «Маша и медведь» — нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться. А в сказке «Волк и семеро козлят» — выяснили то, что нельзя никому открывать дверь, если остаешься один дома.

Активное участие в реализации проекта принимали не только педагоги и дети, но и родители так среда нашей группы пополнилась выставкой книжек и поделок по русским народным сказкам. На ней были представлены поделки из различных материалов: из бумаги, из ниток, из дерева, из пластилина, рисунки. Проиллюстрируем это на рис. 4.

Выставка книжек и поделок по русским народным сказкам

Рис. 4. Выставка книжек и поделок по русским народным сказкам

Данная деятельность способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте, сблизила детей, родителей и воспитателей нашей группы.

Наиболее яркими событиями проекта конечно же была инсценировка сказки «Репка» совместно с родителями, а также литературный видео-челлендж «Читаем вместе». В результате совместных мероприятий у детей повысился уровень знаний русских народных сказок и расширился кругозор. А родители стали активнее участвовать в мероприятиях группы и сада в целом.

Хочется отметить, что в начале проекта в группе был оформлен информационный стенд, проиллюстрируем это на рис. 5., который в течение проекта пополнялся фотографиями и рисунками детей и родителей. По окончанию проекта, мы с ребятами еще долго вспоминали об интересных и познавательных мероприятиях в рамках проекта «В гостях у русской народной сказки».

Информационный стенд «В гостях у русской народной сказки».

Рис. 5. Информационный стенд «В гостях у русской народной сказки».

Литература:

  1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / под ред. Ф. Л. Ратнера, А. Ю. Юсупова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты/ под ред. А. К. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой — М.: Издательство «Спутник+», 2014

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Формирование социально-бытовых навыков у детей с ментальными нарушениями через практическую деятельность в условиях ЦССВ

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка

Роль творческой деятельности как фактора формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос