Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Вирусов мы не боимся!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мартюшева, А. Ю. Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Вирусов мы не боимся!» / А. Ю. Мартюшева, М. А. Лазарева, О. И. Головина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9720/ (дата обращения: 16.01.2025).



Целевая аудитория: педагоги дошкольного образования.

Планируемые результаты: формирование у детей представлений о вирусной инфекции, ее характерных симптомах и профилактике.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: старшая.

Форма проведения: групповая.

Цель: создание социальной ситуации развития для формирования у детей представлений о вирусной инфекции, ее характерных симптомах и профилактике в процессе совместной социально-коммуникативной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

Формировать представления об источниках вирусов, их опасности в быту и на улице, способах безопасного поведения.

Закреплять позитивный опыт в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.

Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы, анализировать их результаты.

Развивающие:

Развивать понимание значения гигиенических процедур, умение применять имеющиеся знания в практической ситуации.

Развивать инициативу и самостоятельность.

Воспитательные:

Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

Методы и приемы: наглядные (показ, демонстрация); словесные (беседа, вопросы); проблемные (создание проблемных ситуаций); игровые (использование сюрпризного момента).

Педагогические технологии: здоровьесберегающие (динамическая пауза, самомассаж), игровые, исследовательские, социально — коммуникативные.

ТСО: аудиоколонка, флешка.

Организация детских видов деятельностей: коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность, двигательная, познавательно исследовательская.

Интеграция : с познавательной, речевой, художественно-эстетической образовательными областями.

Материалы и оборудование: иллюстрации вирусов и микробов, коронавируса; шарик надувной, модель вируса (сделала из пластилина и зубочисток); колба с водой, марганец; мука на разносе; картинки для изготовления плаката «Средства защиты от вирусов укрепления и сохранения здоровья», лист А3; игрушка Чебурашка, клей карандаш, цветные карандаши, листы бумаги А5 для рисования правил «как мыть руки»; пульверизатор с растворенной в воде марганцовкой, маска медицинская одноразовая, лист бумаги А4; предметы для дидактической игры — «Найди средства, которые защищают от вирусов, помогают сохранить и укрепить здоровье» — маска медицинская одноразовая, кефир (пустая коробка), перчатки одноразовые, антисептик (бутылка с водой), шприц, мыло (пустая коробка), коробочка от лекарства (например от знакомого детям противовирусного средства), коробочка от детских витаминов, муляжи фруктов и овощей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы «Сказка про трех микробов» Савельева В., «Мимоза» Барто А., «Мойдодыр» Чуковский К. И.; просмотр мультфильмов: Фиксики «Микробы», «Про бегемота, который боялся прививок»; беседы «Как защитить себя и близких от вирусов», «Полезные и вредные привычки», заучивание пословиц и поговорок о здоровье; сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья»; рассматривание иллюстраций «Если хочешь быть здоров»; дидактическая игра «Найди средства, которые защищают от вирусов, помогают сохранить и укрепить здоровье»; разучивание динамической паузы «Микробы» и самомассажа «Нам простуда не страшна», рассматривание иллюстраций «Вирусы под микроскопом».

Ход занятия.

Вводный этап . Воспитатель включает музыку и присаживается на уровне глаз детей с игрушкой Чебурашка в руках (звучит песня Чебурашки) ведет диалог с детьми от лица мультипликационного героя. Чебурашка. Здравствуйте ребята! Дети здороваются. Вы меня узнали? Представляете что случилось? Крокодил Гена заболел! Воспитатель. Почему ты решил, что он заболел? Чебурашка. Унего высокая температура, болит голова, насморк, кашель и такая слабость, что он даже на работу не пошел. Я вызвал ему доктора и напоил чаем с малиной. Воспитатель. Ребята как вы думаете, чем заболел крокодил Гена? Предполагаемые ответы детей : вирусом, гриппом, короновирусом.

Чебурашка. Но как, как Гена мог заразиться? (от других больных людей, через рукопожатие, если на тебя чихнут или покашляют, вирусы с частичками слюны попадают в глаза, рот, нос; через предметы, которыми пользовался больной человек (посуда, полотенце и т. д.).

Чебурашка. Если этот вирус такой заразный все наши друзья в опасности они от Гены могут заразиться. Ребята расскажите мне об этом вирусе, я о нем совсем ничего не знаю. Что делать, чтобы не заболеть? Научите меня.

Основной этап. Воспитатель. Ребята расскажите, какие средства защиты от вирусов вы знаете? (маска, прививка, антисептик, мыть руки мылом). Где можно заразиться? (кинотеатр, поликлиника, магазин, дома у больного человека). Что нужно делать, чтобы не заразить других людей, ведь вирус коварный мы можем быть заразными и даже не знать об этом (правильно чихать, пользоваться только своим полотенцем и посудой, не ходить в гости если ты болен) А еще нужно укреплять свое здоровье. Ребята, а как вы укрепляете свое здоровье? (делаем зарядку, пьем витамины, едим полезные овощи и фрукты). Укрепим здоровье, сделаем самомассаж, повторяйте за мной.

  1. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело (гладят шею сверху вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растирают крылья носа).

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком (приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны).

«Вилку» пальчиками сделай, массируй уши ты умело (раздвинуть указательный и средний пальцы и массировать вокруг уха).

Знаем, знаем да-да-да! Нам простуда не страшна (хлопают в ладоши).

Воспитатель. Чебурашка ты хочешь увидеть, что произойдет с клеткой человека, если в нее проникнет вирус?

Чебурашка. Ой, как интересно. Я очень хочу.

Воспитатель. Авы ребята? Ответы. Тогда присаживайтесь на стульчики. Слово «вирус» переводится как яд. То есть вирус — это яд. Представьте, что этот шарик — маленькая часть человека, его клетка, а это вирус. Он своим шипом проникает в живую клетку, отравляет ее и клетка погибает (показывает, как шип модели коронавируса, протыкает шарик, символизирующий клетку человеческого организма). Микробы и вирусы — существа могущественные. Стоит им пробраться в тело человека, как они сразу начинают размножаться их становится все больше и больше, и человек начинает болеть. Хотите это увидеть? Представьте, что колба с водой — это наш организм, а марганец — вирус. Сейчас в человеческий организм опустим вирус. Кому-нибудь из детей можно надеть перчатку и попросить высыпать марганец в колбу с водой. Что вы видите? Что происходит? Стало вирусов больше? Ответы детей. Показать вам, как через рукопожатие, вирусы передаются от человека к человеку? Все вместе встанем вокруг стола, в этих тарелочках лежит обыкновенная мука, кто-нибудь один опустите руку в тарелку — маленькие, легкие частички муки как вирусы прилипли к руке, а теперь Саша пожми руку Варе, а Варя передаст рукопожатие дальше по цепочке другим детям.

Воспитатель. Подумайте, что будет, если такой рукой вы потрете свое лицо, нос, рот, глаза? Ответы детей(заболеем).

Чебурашка. Вот они вирусы какие — маленькие, невидимые и такие опасные. Как же с ними бороться? Что сделать, чтобы вирусы с рук не попали в организм? Ответы детей(помыть руки с мылом) (Ребята самостоятельно делают умозаключения, что для профилактики различных заболеваний, в том числе коронавируса, необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.)

Воспитатель. Пройдем в туалетную комнату и вымоем руки. Расскажите Чебурашке правила, как мыть руки с мылом. Первое, что нужно сделать, — намочить руки, второе — намылить, третье — смыть мыло и грязь, четвертое — вытереть полотенцем насухо). Чистота залог здоровья. Расскажите, какие пословицы, и поговорки о здоровье вы знаете? Дети моют руки и рассказывают Чебурашке правила как мыть руки, пословицы и поговорки о здоровье.

Воспитатель. Теперь вернемся в группу. Чебурашка послушай какое стихотворение знают дети о микробах . Дети рассказывают стихотворение и выполняют динамическую паузу.

2. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Там, где грязь, живут микробы (сгибание и разгибание пальцев рук).

Мелкие — не увидать (присесть, закрыть глаза ладошками).

Их, микробов, очень много, (встать развести руки в стороны)

Невозможно сосчитать (сгибание и разгибание пальцев рук).

Мельче комаров и мошек (присесть, ловить мошек руками)

Во много-много тысяч раз (встать на носочки, поднять руки и развести их в стороны)

Тьма невидимых зверушек (сгибание и разгибание пальцев рук)

Жить предпочитает в нас (показать руками на себя).

Если грязными руками кушать или трогать рот, (показать ладошки, имитация приема пищи)

От микробов непременно сильно заболит живот (показать ладошки, силача, погладить живот).

Воспитатель. Ребята, а в прятки вы любите играть? Предлагаю поиграть в игру «Найди средства, которые защищают от вирусов и помогают сохранить и укрепить здоровье» Они уже спрятались среди ваших игрушек. Давайте договоримся, что каждый найдет и принесет только одно средство. Кто нашел, возвращается на свое место.

Чебурашка. Что ты нашел Саша? А маска защищает или укрепляет здоровье? Дети, которые нашли одинаковые предметы, вместе рассказывают, как он помогает защититься от вирусов или сохранить и укрепить здоровье.

Чебурашка. Ой, а я не верю, что маска от вирусов защищает, и Гена ее носить не хотел, он тоже не верит, что маска защищает.

Воспитатель. Ребята, а вы как считаете? (Ответы детей).

Воспитатель . Предлагаю провести опыт — как маска защищает от вирусов и проверить. Показывает опыт: на чистый лист А4 кладут маску и брызгают из пульверизатора розовой водой с марганцовкой (ребенок надевает перчатки и брызгает). Аккуратно поднять маску с листа бумаги, под ней лист сухой и белый. Дети самостоятельно делают умозаключение, что маска защищает от вирусов.

Чебурашка. Ух ты, теперь я верю, что маска защищает от вирусов. Вы так много мне рассказали о вирусах, что я могу что-нибудь забыть.

Воспитатель. Что мы можем сделать, чтобы Чебурашка не забыл, как правильно мыть руки, и какие бывают средства защиты от вирусов?

Педагог стимулирует детей к самостоятельному поиску решения проблемной ситуации. Дети рассуждают о том, что они пока не умеют писать, но могут нарисовать правила «как мыть руки» и средства, которые защищают от вирусов и помогают сохранить и укрепить здоровье.

Воспитатель. Предлагаю разделиться на 2 группы. Первая группа нарисует правила «как мыть руки» (договоритесь, кто какое правило будет рисовать). Вторая группа может сделать плакат «Средства защиты от вирусов укрепления и сохранения здоровья». На столе лежат различные картинки, вам нужно выбрать только те, на которых изображены средства защиты от вирусов и средства, которые помогают сохранить и укрепить здоровье, и приклеить их на плакат.

Рефлексивный этап.

Воспитатель. Посмотрим, что получилось. Предлагаю на карточках с правилами «как мыть руки» написать цифры, чтобы было понятно, что сначала что потом. Дети самостоятельно проверяют все ли средства защиты и укрепления здоровья есть на плакате, при необходимости добавляют или убирают лишние. Дарят Чебурашке рисунки с правилами и плакат. Чебурашка их благодарит и прощается.

Воспитатель . Ребята кому вы сегодня помогали? Как вы ему помогли, что сделали? Зачем ему нужно знать правила как мыть руки и средства защиты от вирусов? Кого еще вы могли бы научить, как правильно мыть руки, защищаться от вирусов и укреплять здоровье? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным? Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Задать вопрос