Исследовательская работа посвящена изучению модели распространения микроорганизмов воздушно-капельным и контактным путём. В эксперименте использовались дрожжи, имитирующие распространение инфекционных агентов. Основной целью было исследование расстояний, на которые микроорганизмы могут распространяться при чихании и рукопожатии, а также разработка мер профилактики инфекционных заболеваний. В результате было подтверждено, что микроорганизмы могут преодолевать значительные расстояния в воздухе и легко передаваться через контакт.
Ключевые слова: микроорганизмы, распространение инфекций, воздушно-капельный путь, контактный путь, дрожжи, профилактика инфекций.
The research work is devoted to the study of the model of microorganisms spreading by airborne and contact pathways. Yeast was used in the experiment to simulate the spread of infectious agents. The main objective was to investigate the distances to which microorganisms can spread by sneezing and shaking hands, as well as to develop measures to prevent infectious diseases. As a result, it was confirmed that microorganisms can travel considerable distances in the air and can be easily transmitted through contact.
Keywords: microorganisms, spread of infections, airborne route, contact route, yeast, infection prevention.
Теоретическая часть
Микроорганизмы окружают нас повсюду: они населяют почву, водоёмы, воздух, которым мы дышим, находятся внутри организма человека и животных, в растениях и продуктах питания.
Многие из них являются патогенными и могут вызывать различные заболевания у человека, животных и растений. Патогенные микроорганизмы проникают в организм человека через воздух, продукты питания и контактным путём. Их развитие сдерживает иммунитет, но при его ослаблении вероятность заражения увеличивается. [1]
Из общих профилактических мероприятий большое значение могут иметь: временное прекращение занятий в школе или классе во время эпидемии гриппа, а также продление в случае эпидемии школьных каникул; ограничение во время подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ зрелищных массовых мероприятий в школе, населенном пункте (экскурсии, походы в кинотеатры, на елки и т. п.); ограничение контактов детей путем уменьшения численности классов и, по возможности, строгой их изоляции (особенно в начальной школе); медпункта с последующей госпитализацией в лечебные учреждения [2]
Микроорганизмы могут распространяться на большие расстояния воздушным путём. Например, при чихании и кашле инфекционные агенты, такие как вирусы и бактерии, могут преодолевать значительные дистанции, заражая окружающих. Исследования показывают, что такие заболевания, как грипп, корь, ветряная оспа, коклюш, туберкулёз и дифтерия передаются именно таким образом.
Контактный путь передачи также является значимым фактором распространения инфекций. Микроорганизмы легко передаются через рукопожатия и другие формы физического контакта, оставаясь на коже и предметах, с которыми контактирует человек.
Практическая часть
Анкетирование о мерах профилактики инфекционных заболеваний
Анкетирование среди учащихся позволило выявить основные меры, которые они считают необходимыми для профилактики инфекционных заболеваний. В исследовании приняло участие 84 человека в возрасте от 10 до 18 лет. Им был задан вопрос: «Какие меры нужно предпринимать, чтобы не заболеть инфекционными заболеваниями?» Были получены следующие ответы:
- Носить медицинскую маску — 38 человек
- Принимать противовирусные средства — 29 человек
- Осуществлять вакцинацию — 34 человека
- Мыть руки, соблюдать правила гигиены — 29 человек
- Пить витамины — 26 человек
- Меньше находиться в многолюдных местах — 42 человека
- Закаляться — 12 человек
Исследование распространения микроорганизмов при чихании
Для эксперимента по изучению распространения дрожжей использовались чашки с сусло-агаром.
К справке, питательные среды общего назначения пригодны для выращивания многих видов микроорганизмов и могут применяться в качестве основы для приготовления специальных питательных сред. К ним относятся, например, мясо-пептонный бульон, мясо-пептонный агар, бульон Хоттингера, агар Хоттингера, сусло жидкое, сусло-агар и др. [3]
Вернемся к эксперименту: концентрат был растворён в подогретой воде с добавлением 3 г/л сахара. Полученную смесь стерилизовали и разливали по стерильным чашкам Петри. Один из учащихся имитировал «чих» с помощью пульверизатора, создавая аэрозольную передачу, в направлении чашек, в результате чего дрожжи распылялись на питательную среду. После инкубации при комнатной температуре из каждой клетки дрожжей образовывалась колония.
Наибольшее количество колоний наблюдалось в чашках, находившихся напрямую перед чихающим, что подтверждает способность микроорганизмов распространяться на значительные расстояния.
Исследование распространения микроорганизмов при рукопожатии
В эксперименте участвовали четыре учащихся. На руки первого участника была нанесена суспензия дрожжей, и затем он пожимал руки остальным участникам. С поверхности рук каждого участника брали пробы, которые затем наносили на питательную среду в чашках Петри. После инкубации было обнаружено значительное количество колоний дрожжей на питательных средах, что указывает на высокую эффективность передачи микроорганизмов через рукопожатие.
Заключение
Данное исследование показало, что микроорганизмы могут распространяться как воздушно-капельным, так и контактным путём на значительные расстояния, сохраняя при этом свои инфекционные свойства. Основные выводы работы включают:
- Воздушно-капельный путь является эффективным способом передачи микроорганизмов, что подтверждается большим количеством колоний дрожжей, образовавшихся на питательных средах перед чихающим.
- Контактный путь передачи также показал высокую эффективность, о чём свидетельствует большое количество колоний на питательных средах после рукопожатий.
- Профилактика инфекционных заболеваний должна включать меры по уменьшению воздушно-капельной и контактной передачи микроорганизмов, такие как использование медицинских масок, регулярное тщательное мытьё рук и соблюдение правил гигиены и ЗОЖ.
Данные исследования могут быть использованы для разработки эффективных мер профилактики и снижения распространения инфекционных заболеваний в обществе. Полученные результаты были доведены до сведения учащихся, участвовавших в анкетировании, с целью повышения их осведомлённости о мерах профилактики инфекций.
Кроме того, работа позволяет сделать выводы о важности информирования населения о способах передачи инфекций и методах их предотвращения. Распространение знаний о гигиенических мерах, таких как правильное использование медицинских масок и антисептиков, а также о важности вакцинации, может существенно снизить риск эпидемий.
Образовательные программы и кампании по здоровью, направленные на повышение осведомлённости населения, особенно среди школьников, могут играть ключевую роль в профилактике инфекционных заболеваний.
Также необходимо подчеркнуть значимость разработки и использования новых методик для исследования распространения микроорганизмов. Применение инновационных лабораторных и полевых методов позволит более точно моделировать и предсказывать пути распространения патогенных агентов, что в свою очередь, поможет в разработке более эффективных стратегий контроля и профилактики.
В будущем исследования могут быть расширены на изучение других типов микроорганизмов и методов их передачи, а также на оценку эффективности различных профилактических мер в реальных условиях. Дальнейшее углубленное изучение этих вопросов будет способствовать улучшению здоровья и благополучия населения, а также снижению заболеваемости инфекционными заболеваниями.
Литература:
- Чиж, И. М. Учебник санитарного инструктора / И. М. Чиж, А. М. Шелепов. — Челябинск: Военное издательство, 2002. — c. — Текст: непосредственный.
- Беляев, А. Л. Профилактика инфекционных заболеваний у школьников / А. Л. Беляев, А. Н. Слепушкин. — Текст: непосредственный // Медицинская сестра. — 2006. — № 8. — С. 18–20.
- Поляк, М. С. Питательные среды для медицинской микробиологии / М. С. Поляк, В. И. Сухаревич, М. Э. Сухаревич. — Санкт-Петербург: НИЦФ, 2002. — c. — Текст: непосредственный.