Моделирование распространения инфекции воздушно-капельным путём | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 30.03.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Земляков, И. О. Моделирование распространения инфекции воздушно-капельным путём / И. О. Земляков, А. А. Каримова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3667/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ни для кого из нас не секрет, что нас постоянно, ежеминутно окружают мельчайшие микроорганизмы, которые иногда нельзя рассмотреть даже в микроскоп. Это бактерии, мельчайшие споры грибов и самые главные враги человечества на сегодняшний день — вирусы . Вирус невозможно увидеть или почувствовать, если сам не заболеешь, а главное — невозможно предугадать его появление в организме. Основным источником распространения вируса для своего вида является человек. Многие из нас не догадываются, что вирус распространяется от человека при чихании, кашле, даже, при обычном дыхании. Для большинства обывателей слово вирус имеет бытовой характер: заболевание в следствие которого человек будет чувствовать себя плохо. Но мы даже не представляем, что такое вирус.

Научное сообщество даёт такое определение вирусам. Вирус (от лат. virus — яд) — простейшая форма жизни, микроскопическая частица, представляющая собой молекулы нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), заключенные в белковую оболочку и способные инфицировать живые организмы [1]. Данное определение даёт нам понять, что вирус не обычная жизнь, а специально устроенный организм, который предназначен для воспроизводства себе подобных путём заражения живых клеток любых созданий, обитающих на земле. Именно заражение вирусами воздушно-капельным путём (по воздуху) является основной причиной заболеваемости. Данный эксперимент направлен на определение дистанции, на которую распространяется вирусная инфекция воздушно-капельным путём.

Цель работы : определить на какое минимальное и максимальное расстояние распространяются вирусы и найти безопасную дистанцию, которой следует придерживаться от больного человека, также подтвердить или опровергнуть мнение о том, что расстояние 1,5 метра является безопасным при угрозе заражения инфекцией воздушно-капельным путём [2].

Ход работы:

Изучение истории по теме: Прежде чем говорить о ходе эксперимента, необходимо вернуться к истории зарождения вирусологии и понять, как учёные обнаружили первый вирус.

Необычность становления науки вирусологии заключается в том, что учёные сначала научились бороться с некоторыми вирусными заболеваниями (оспа, бешенство и др.), а потом стали искать причину этих заболеваний. Борьба с вирусными заболеваниями началась в XVIII веке, когда Э. Дженнер разработал первую живую вакцину против оспы, но на этом наука не остановилась, и в 1885 году Л. Пастер создал метод прививок от бешенства. Но только в 1892 году Д. Ивановский впервые смог обнаружит вирус, именно с этого момента наука вирусология официально начинает своё зарождение.

Подготовительный этап : Для проведения эксперимента были необходимы следующие материалы: стерильные чашки Петри, пульверизатор, раствор среды Эшби (Состав: 1г CaCO3, 3г агара, 4г. глюкозы, 200мл вспомогательного раствора), вспомогательный раствор [6].

Экспериментальный этап : Перед проведением эксперимента необходимо приготовить среду Эшби.

Получившуюся среду разливаем по чашкам Петри и расставляем их согласно схеме эксперимента (рис. 1).

Следующим нашим действием будет в ёмкости пульверизатора смешать порошок сухих дрожжей с водой, с точки распыления (рис.1) производим несколько выстрелов.

Схема эксперимента

Рис. 1. Схема эксперимента

Две (2) минуты ждём оседания взвеси из воздуха.

Ставим в тёплое, освещённое место на 7 суток. По истечении данного срока проверяем результаты.

Подведение итогов : По результатам опыта была составлена таблица 1.

Таблица 1

Расстояние от точки распыления (м)

Количество колоний

0,1

100 колоний

1,5 (в право)

6 колоний

1,5 (влево)

0 колоний

1

70 колоний

1,5

18 колоний

2

6 колоний

3

0 колоний

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что на расстоянии 10 см (0,1 м) количество колоний микроорганизмов максимальное (рис. 2).

Колонии на расстоянии 10 см

Рис. 2. Колонии на расстоянии 10 см

А минимальное количество колоний было на расстоянии 3 метра (рис. 3).

Колонии на расстоянии 3 м

Рис. 3. Колонии на расстоянии 3 м

Выводы

По результатам эксперимента можно сделать вывод о том, что расстояние 1,5 метра между людьми во время угрозы распространения инфекции можно и нужно считать безопасным.

Также можно сделать вывод о том, что минимальная дистанция распространения инфекции воздушно-капельным путём составляет 10 сантиметров, а максимальная 3 метра.

Литература:

  1. Вирусы. Соловков Д. А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка-6-е изд., испр. и доп.-СПб.:БХВ-Петербург,2022.-624 с.: ил. (Методический материал по подготовке к ЕГЭ по биологии).
  2. Приказ Минздрава РФ от 19.03.2020 N 198Н
  3. История вирусологии. Источник: https://studopedia.ru/11_136269_istoriya-virusologii.html
  4. Охотник за микробами. Методические рекомендации и инструкции по применению набора.


Задать вопрос