Программное содержание:
- Продолжать формировать гигиенические навыки выполнения последовательных действий процесса умывания, учить работать по элементарной схеме алгоритму. Активизировать речь малышей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек о воде.
- Развивать наблюдательность, любознательность, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук, познавать свойства воды.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
Материал иоборудование:
Мыло, мыльница, полотенце, тазик с водой, игрушки: умывальник,петушок, зайчик, кошечка, блюдца с ягодами, вареньем, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Рассматривание сюжетных картинок с изображение предметов, используемых для умывания, дидактические игры: «Научим Таню умываться», «Купание кукол». Чтение потешек и песенок о воде, пальчиковая гимнастика «Моем руки», чтение отрывков из стихотворения, А.Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная.
Ход образовательной деятельности детей
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные.
Какое у вас сегодня настроение?
Раздается стук в дверь. Кто там? Войдите, пожалуйста!
Воспитатель: Да это же Мойдодыр, начальник всех умывальников. (Слайд). Послушайте, что он хочет нам сказать: — «Дорогие, ребята! Вчера на прогулке я встретил девочку, которая мне рассказала, что в нашем детском саду есть девочка, у которой лицо и руки чумазые. Вот я и решил попросить вас показать ей, как надо умываться. Посылаю в подарок «мыло душистое и полотенце пушистое». До свидания. Ваш друг Мойдодыр».
Воспитатель: Дети, давайте поищем девочку — чумазую. (Чумазая — это значит грязная). Хотите ее научить умываться?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь, (Звучит музыка)
По тропинке мы шагаем: топ-топ-топ,
Ножки выше поднимаем: топ-топ-топ.
Ну, где же она?
(Встречает петушка)
Дети и воспитатель здороваются с Петушком.
Здравствуй, Петушок! Какой ты чистый, опрятный. Ты сегодня чистил свои перышки? (Слайд «Петушок») Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель: Дети, кто-нибудь из вас видел, как Петушок чистит перышки? Скажи, Артем.
Ребенок: Клювом.
Воспитатель: Покажите (Показ игры-имитации).
Петушок, а ты случайно не встречал девочку чумазую? (Ку-ка-ре-ку!Она побежала в ту сторону). (Озвучивает взрослый)
(Дети и воспитатель благодарят Петушка).
Воспитатель: Ребята, пойдем и мы искать девочку, куда нам показал Петушок. Ой, да здесь Зайка (Слайд «Зайка умывается»)
Воспитатель: Зайчик, а ты не видел здесь девочку чумазую? (Она побежала вот сюда). Скажи, Зайчик, а ты умываешься?
Зайчик: Конечно, умываюсь. (Озвучивает взрослый)
Воспитатель: А как умывается Зайчик?
Ребенок: Зайчик умывается лапкой.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Зайка серый умывается».
Проводится игра «Зайка серый умывается».
Детки встретили кошку.
Воспитатель: Посмотрите, дети, кошечка тоже чистая, она умывается лапками и язычком (Слайд «Кошка умывается»).
Проводится игра-имитация «Кошка умывается».
(Кошечка показала дорогу к девочке, дети поблагодарили ее).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, а наша Таня (Ребенок) сидит за столиком и перед ней блюдечко с ягодами. Щеки и руки измазаны ягодным соком.
(Дети здороваются с Таней.)
Воспитатель: Посмотрите, дети и скажите, что Таня испачкала, когда кушала?
Дети: Пальчики грязные.
Воспитатель: А у вас какие пальчики чистые или грязные?
Дети: Чистые.
Воспитатель: Посмотрите, а что еще грязное у Тани?
Дети: Щеки.
Воспитатель: Ой, какие у тебя грязные руки и щеки! Подвела ты нас, лакомка, а теперь пойдем умываться.
Таня (ребенок): Не хочу я руки мыть,
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Воспитатель: Не капризничай, Танечка, пойдем умываться.
Таня: Я не хочу, я не умею!
Воспитатель: Дети, а вы любите мыть руки, умываться? (Ответы детей).
Вот видишь, даже все животные и дети любят умываться.
Воспитатель: А хотите узнать, зачем человек умывается? Вам интересно? Сейчас я вам расскажу.
Воспитатель: Человек умывается, чтобы быть чистым и опрятным, аккуратным, чтобы хорошо пахнуть, а еще, чтобы не заболеть. Поэтому надо умываться, ухаживать за собой.
Воспитатель (Обращаясь кТане): Хочешь, тебя ребята научат умываться?
Таня: Хочу!
Воспитатель: Вы хотите Тане помочь?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Таня совсем маленькая девочка еще многое не умеет делать, но хочет научиться. Давайте пройдем в умывальную комнату. (Слайд)
Воспитатель: А что нам нужно для умывания?
Дети: Вода, мыло, полотенце.
Воспитатель: Смотри Таня, мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, вытираться. А ты запоминай и делай вместе с нами.
Что мы должны сделать перед тем, как помыть руки?»
Дети: Закатать рукава (Слайд).
Воспитатель: Правильно, нужно закатать рукава, чтобы не намочить одежду.
Ваня, покажи, как нужно закатывать рукава. А ты Таня смотри и делай как Ваня (Все дети закатывают рукава). И у Лизы, и у Кирилла рукава стали короткими.
Воспитатель читает потешку:
«Руки с мылом надо мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит».
Воспитатель: Что будем делать потом?
Дети: Откроем кран.
Воспитатель: Теперь мы должны открыть кран. (Слайд). Егор, отрой кран.
Что течет из крана?
Дети: Вода.
Воспитатель: Послушайте, какую песенку поет водичка (С-с-с…).
Воспитатель читает потешку:
Знаем, знаем, да, да, да!
Где здесь прячется вода
Выходи, водица, мы пришли умыться!»
Воспитатель: Какая водичка льется из крана, попробуй Ваня.
Ребенок: Теплая.
Воспитатель: А еще, какая водичка в кране?
Ребенок: Чистая, прозрачная.
Воспитатель: Посмотрите, из крана льется чистая, прозрачная, теплая водичка. (Слайд)
Воспитатель: Дети, а дома кто вам помогает мыть руки, умываться?
Дети: Мама.
Воспитатель: Кого мы здесь видим на картинке?
Дети: Маша умывается. (Слайд)
Воспитатель: Ребята, а здесь, что делает Лиза? (Слайд)
Дети: Моет руки вместе с мамой.
Воспитатель: Кран с водой мы открыли, теперь чем мы Тани намылим руки?
Дети: Мылом.
Воспитатель: Авы знаете, для чего оно нужно?
Дети: Чтобы мыть руки, смывать грязь. (Слайд).
Воспитатель: Правильно, мыло отмывает грязь, чтобы мы с вами не заболели. Понюхайте мыло, оно пахнет, оно душистое.
Ребенок читает потешку: Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Воспитатель: Затем подставим руки с мылом под струю воды и из мыла сделаем Тане белые перчатки, потрем одну ладошку о другую и после этого смоем пену водой. (Слайд «Моем ладошки») И только после этого стряхнем водичку с рук. (Слайд)
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «Моем руки».
«Ах, вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги — вправо, брызги — влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду). Мокрым стало наше тело!
Воспитатель: Скажите, дети, какие у вас стали ручки, после того, как помыли? Таня, а у тебя какие ручки стали?
Ребенок: Ручки стали чистые.
Воспитатель: Ручки у Тани и у нас стали чистыми. Ребята, а что еще надо умыть Тане?
Дети: Щечки.
Воспитатель: Чтобы помыть Тане щечки, надо еще раз намылить руки мылом, потереть щеки и смыть водой. Дети, а вы знаете, что вода очень любит, когда дети про нее потешку повторяют, тогда водичка моет чище.
Дети, а кто из вас знает потешку о водичке? Расскажи, Лиза.
Ребенок читает потешку:
«Водичка, водичка! Перебираем пальчиками сверху вниз
Умой Тане личико! Имитируем движения — «Умываемся»
Чтобы щечки краснели, Указательными пальцами показываем на глаза.
Чтобы глазки блестели, Дотрагиваемся до щек.
Чтоб смеялся роток, Улыбаемся.
Чтоб кусался зубок!» Пальцами изображаем укус.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот так мы умылись, cтали чистые и румяные.
Воспитатель: Когда мы умылись, надо обязательно закрыть кран. (Слайд)
Послушайте, что я вам скажу: Бережливым будь с водой,
Осторожно кран закрой!
Воспитатель: Чем мы будем вытираться?
Дети: Полотенцем.
Воспитатель: Саша, принеси полотенце. Дети, скажите, а для чего оно нам нужно?
Дети: Чтобы вытираться.
Воспитатель: Верно, мы будем вытирать руки и лицо Тане. Потрогайте его, какое оно мягкое, пушистое.
(Тактильная чувствительность)
Воспитатель: Полотенчиком пушистым вытрем щечки и ручки очень быстро, чтобы они стали сухими.
(Энергичными движениями имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем). Полотенце должно быть у каждого свое и поэтому мы, Таня, решили подарить тебе полотенце и мыло душистое.
(Таня благодарит детей за подарок)
Воспитатель: Вот, видите, наша Таня опрятна, аккуратна, всем на нее смотреть приятно.
Таня: Спасибо за то, что вы меня научили правильно умываться и вытираться. Я всегда буду дружить с водой и всегда буду чистой.
Подводится итог игровой ситуации
— Чем мы занимались с вами сегодня? (Умывали Таню).
— Что было грязное у Тани?
— Хотела ли она, чтобы ее умыли?
—Ачем мы умывали Таню?
— Какая Таня стала после того, как мы умыли ее?
— Если вам понравилось быть чистыми и опрятными, то громко похлопайте в ладоши. (Рефлексия).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Как вы старались и помогли Тане.
Вот вам угощение от Мойдодыра. (Раздает сладости).