Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло»
Авторы: Кулишенко Маргарита Геннадиевна, Хвощан Татьяна Валерьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (38) январь 2021 г.
Дата публикации: 16.12.2020
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Кулишенко, М. Г. Конспект НОД по опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Удивительное мыло» / М. Г. Кулишенко, Т. В. Хвощан. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 1 (38). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/185/5873/ (дата обращения: 16.12.2024).
Технологии:
- Игровая технология
- Технология интегрированной образовательной деятельности
- Здоровьесберегающая технология
- Технология исследовательской деятельности
- Технология проблемного обучения
- Технология сотрудничества
Цель: создать условия для ознакомления со свойствами мыла, его разновидностями (хозяйственное, жидкое, туалетное), через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Формировать познавательный интерес в различных видах деятельности через экспериментирование
- Закрепить знания о некоторых свойствах воды (смешивание холодной и горячей воды, для получения теплой воды)
- Способствовать накоплению представлений о свойствах мыла и мыльной пены
(пенится, смывает грязь, держит на поверхности легкие предметы)
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Активизировать и обогащать словарь, развивать связную речь (хозяйственное, туалетное мыло, шероховатое- гладкое, пенится и т. д.)
- Формировать умение соотносить движение и речь, развивать координацию движений.
- Продолжать совершенствовать мелкую моторику, снимать напряжение и усталость способом аквагимнастики для пальчиков.
- Развивать умение на основе опытов анализировать и делать вывод.
- Продолжать развивать восприятие, внимание, память, мышление.
Воспитывающие задачи.
- Воспитывать культурно- гигиенические навыки
- Формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему, побуждать к добрым поступкам, проявлять взаимопомощь.
- Воспитывать аккуратность во время работы с водой и мылом, соблюдать правила техники безопасности.
Материал:
– игрушки гусёнок и утёнок
– 2–4 таза
– 2 кувшина с горячей и холодной водой
– значки «солнышко» и «снежинка» для кувшинов
– 6–8 кусков мыла (разной формы, цвета, назначения)
– 1 флакон жидкого мыла
– 1 кусок хозяйственного мыла
– бумажные полотенца
– 6–8 стаканчиков с трубочками
– 2 пипетки
– поднос
Интеграция образовательных областей: познание, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое.
Ход НОД
Вводная часть
Дети входят в зал, здороваются.
— Ребята, случилась неприятность. Утёнок и гусёнок подрались, в пыли извалялись. Ах, какие грязные! Что же делать? (Надо их помыть).
Основная часть
— Правильно. Вот у нас водичка в двух кувшинах. Посмотрите, на них какие-то знаки! (на одном солнышко, на втором — снежинка). Что бы это значило? (Холодная и горячая вода).
—Как можно это проверить? (Дотронуться до стеночки кувшина ладошкой или пальчиком)
—Проверьте, правильно ли вы догадались. (Да)
А ещё можно капнуть на ладошку маленькую капельку.
Игра «Капельки» ( Воспитатель капает из пипетки на руку холодную и горячую капельку, сначала себе, затем детям )
—Какая вода приятнее, горячая или холодная? (Лучше всего тёплая)
—Как же нам сделать воду тёплой, если у нас есть только холодная и горячая вода? (Подождать, когда горячая вода остынет, подогреть холодную воду, смешать горячую и холодную воду)
—Правильно. Давайте смешаем горячую воду с холодной. ( Дети смешивают воду в двух тазах. Воспитатель проверяет ощущение )
—Опустите ручки в водичку. Так и хочется поиграть!
Аквагимнастика для пальчиков.
Гуси по двору гуляли, ( стучат пальчиками по дну тазика )
Утки крошки собирали: ( легкие щипки пальцами )
«Га-га-га-га-га-га-га»
Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря»
За жуком бежали: («перебегать» пальцами по дну тазика )
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, ( стучать кулачками по дну тазика )
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
В лужицу упали — шлеп! ( легкий шлепок по поверхности воды )
Встали, отряхнулись, ( легко трясут руками над тазиком )
К солнцу потянулись… ( машем легко кистями над тазиком )
И пошли опять
По двору гулять! ( быстрое сгибание разгибание пальцев над тазиком )
—Водичка приятная? (Да)
—Чтобы умыть утёнка и гусёнка нам не достаточно только воды.
—Послушайте загадку и отгадайте, что нам ещё нужно.
В нарядных обёртках
Лежат шоколадки,
Они несъедобны
И вовсе не сладки.
Горьки, и пахучи,
И грязь им не мила
Да это же, братцы,
Обычное….. (Мыло)
—А для чего нужно мыло? ( Чтобы быть чистыми, бороться с микробами, отмывать грязь)
Воспитатель достаёт кусочек твёрдого и флакон жидкого мыла .
—Как вы думаете, какое мыло нам лучше использовать, чтобы искупать утёнка и гусёнка в пене? ( Жидкое )
—Давайте проверим! Старайтесь воду не расплескать, когда будете её перемешивать и мыть маленьких драчунов. ( В один таз дети опускают кусочек твёрдого мыла, а во второй — наливают жидкое мыло и взбалтывают воду, добиваясь получение пены. Опытным путём дети выясняют, что легче получить пену из жидкого мыла, моют в пене гусёнка и утёнка).
— Вот и хорошо! Какие птенчики теперь чистенькие и опрятные! Спасибо, ребята. Вытирайте ручки. (Дети вытирают руки бумажными салфетками ).
—Давайте поиграем. Превратимся в гусей.
Логоритмическое упражнение «Смелые гуси».
Шли на речку важно гуси, ( дети тесно смыкают 4 пальца одной руки и
ритмично соединяют их с большим пальцам — (клюв))
Говорили: «Га-га-га!
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда!
Ш-Ш-Ш, — шипим мы грозно, — ( ритмично вытягивают шею)
Больно щиплемся. Беги! ( ритмично прищипывают пальцами
одной руки каждый палец другой )
Крыльями захлопать можем. ( ритмично похлопывают руками по бокам )
Мимо нас ты не ходи!»( ритмично потопывают )
—Хорошо поиграли! Какие сердитые да важные гуси! А мы не боимся таких хвастунишек! Правда, ребята?
Воспитатель вносит поднос с мылом различной формы, разного цвета, туалетное, хозяйственное .
—Посмотрите, ребята, что я для вас приготовила! Какие разные кусочки мыла! Возьмите и рассмотрите, чем они отличаются? ( Дети разбирают кусочки мыла )
—Какого цвета, какой формы мыло? Потрогайте, гладкое или шероховатое? Все ли кусочки пахнут одинаково приятно? Что вы чувствуете? ( дети исследуют мыло, делятся своими ощущениями )
—Да, мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы, иметь разный запах. А этот большой кусок мыла светло-коричневого цвета используется в хозяйстве для стирки, мытья разных предметов и поэтому называется хозяйственным. Оно не такое ароматное, но очень хорошо борется с грязью.
—Давайте поиграем!
Игра «Чего не стало?» (дети закрывают глаза, воспитатель убирает один кусочек, дети определяют какое мыло исчезло, описывают его — цвет, форму, запах, назначение)
— Вот, оказывается, какое интересное мыло бывает: и выглядит по-разному, и аромат разный, и с микробами борется, и поиграть с ним можно! Вы взбили хорошую пену в тазике, когда мыли птенцов. А ещё мыльная пена может быть подушкой. Не верите? Давайте проверим! Садитесь за столы, разбирайте стаканчики с водой. Напоминаю, что с водой нужно обращаться аккуратно, чтобы не расплескать и не облиться!
—Что в стаканчиках? ( Вода )
Мы уже знаем, что если в воду добавить жидкое мыло и после этого взбить водичку, то что у нас получится? ( Пена )
Воспитатель капает в стаканчики жидкое мыло .
—А мыльную пену можно получить ещё по — другому. Возьмите трубочку, и подуйте через неё в воду в своём стаканчике. Что случилось с мылом в воде? ( Растворилось )
—Откуда взялись пузыри? ( Выдули их из мыльной воды )
—Правильно! Любое мыло растворяется в воде, пенится образует много пузырьков.
—У всех получилась хорошая пена? Похожа она на подушечку? ( Да )
—Давайте проверим! Положим сначала на пену перо ( Оно держится )
—Теперь давайте положим камешек ( Он провалился )
—Почему? ( Перо лёгкое, а камешек тяжёлый )
—Предметы из каких материалов могут лежать на поверхности пены? ( Предметы, которые легче пены ).
—Правильно! Мыльная пена может быть очень высокой и прочной, она держит лёгкие предметы.
Заключительная часть
— Вот мы, ребята, с вами утёнка с гусёнком искупали, о мыле и мыльной пене много узнали!
—Осталось нам птенчиков помирить…. Ведь без друзей не прожить! Давайте вместе расскажем мирилку!
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому — давай дружить!
—Молодцы, ребята! Вы дружные, умелые и многое сегодня узнали!